Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Теоретико-правовые основы исследования организационного механизма местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Местное самоуправление занимает существенное место в Конституции. Оно относится к числу важных элементов государственных устройств Российской Федерации. Главный закон России содержит ряды концептуальных положений, которые принципиально отличают настоящее государственное устройство России от раньше существовавшего в части вопросов реализации местного самоуправления.

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации независимая и под свою ответственность деятельность населений по решениям непосредственно или через орган местного самоуправления вопросов местных значений, исходя из интереса населений, их исторических и других местных традиций. В свою очередь на отдельной территории имеются установленные специфики организаций местного самоуправления.

Цель работы – рассмотреть организационный механизм местного самоуправления.

Задачи:

- исследовать конституционно-правовое регулирование организационного механизма местного самоуправления

- изучить принципы организации местного самоуправления

- изучить органы местного самоуправления

- проанализировать формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Объектом работы является местное самоуправление. Предметом – механизм управления местным самоуправлением.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретико-правовые основы исследования организационного механизма местного самоуправления

1.1 Конституционно-правовое регулирование организационного механизма местного самоуправления


Деятельность местного самоуправления предполагает определенное взаимодействие с государственными органами субъектов Российской Федерации, выражающееся в согласованных действиях между муниципалитетом и органами государственной власти. Полномочия субъектов, которые определены Конституцией Российской Федерации, могут пересекаться между собой, это касается и предмета ведения, в том числе полномочий, которыми наделены местное самоуправление и органы субъектов Российской Федерации [5].

В рамках ограничивающих и перекрывающихся полномочий на практике существуют некоторые нюансы в их реализации, которые направлены на избежание дублирования или противоречий:

- в процессе установления полномочий органов местного самоуправления региональный законодатель должен уточнить виды деятельности и отдельные действия, предпринимаемые органами местного самоуправления в различных сферах деятельности;

- в процессе разграничения полномочий, если в пределах муниципалитета есть другие муниципалитеты, компетенция должна быть распределена таким образом, чтобы каждая категория вопросов оказания услуг населению могла быть решена наиболее эффективным способом. Конечно, это требует адекватного подхода со стороны участников процесса разделения;

- для реализации конституционных положений о возможности наделения органов местного самоуправления функциями государственного органа необходимо уточнить и установить полномочия органов местного самоуправления для каждого из его уровней, определить определение тип государственных полномочий, которые должны быть переданы органам местного самоуправления.

В то же время наделение органов местного самоуправления полномочиями государственного органа не следует рассматривать как делегирование полномочий от государственного органа муниципальному. В любом случае, несмотря на относительную независимость органов местного самоуправления, государственные органы должны следить за ситуацией и реагировать на нарушения закона и прав граждан.

Органы государственной власти или субъекты Российской Федерации выполняют функции по обучению муниципальных служащих в части их подготовки по вопросам реализации государственных полномочий, а также по отмене незаконных решений относительно процесса осуществления государственных полномочий [2];

- в процессе формирования бюджетов в рамках взаимодействия органов местного самоуправления и государственных органов, как правило, решаются два вопроса: способы взаимодействия этих органов при определении основных источников бюджетов и разделение источников доходов между бюджетами (предметными и местными).


Тем не менее, для более эффективного функционирования органов местного самоуправления необходимо максимально различать функции органов местного самоуправления и государственных органов, оставляя за муниципалитетом право самостоятельно осуществлять регулирование на территории законодательной, исполнительной власти. и судебная власть при наличии выборного контрольного органа, взаимодействующего с органами государственной власти. Однако опыт показывает, что до внесения изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» региональные законодательные органы способствовали регулированию муниципальных общественных отношений [4].

Это может быть сделано только в сотрудничестве с местными властями. Таким образом, была сформирована довольно внушительная и содержательная подсистема муниципального правового регулирования, в которую вошли, например, законы о статусе и порядке деятельности представительных органов муниципальных образований, их заместителей, глав муниципальных образований и глав местных администраций, контрольных органов местное самоуправление, о муниципальных налогах и сборах, собственности, бюджетном процессе [7; 8].

Этот опыт более чем положительный. Это связано с тем, что муниципалитеты имеют довольно неровные территории в рамках Федерации по численности населения и площади. В столицах субъектов наблюдается наибольшая концентрация населения, и поэтому муниципалитет может иметь статус городского округа. Отсюда следует, что в таких организациях имеется большое и достаточное количество муниципальных служащих, способных к процессу установления стандартов. Совершенно иная картина наблюдается в других муниципалитетах (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга).

Численность персонала может быть настолько малой, что не будет необходимого состава специалистов для осуществления нормотворческой деятельности [3]. Например, в небольших сельских населенных пунктах государство состоит из главы и бухгалтера. Тем не менее, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространяется на все муниципалитеты, в любом количестве штатов [1].

В конце концов, для двух человек бремя лежит на разработке нормативно-правовой документации [6]. Представляется, что конкретный нормативный вопрос является достаточно значимым в рамках сотрудничества органов власти по вопросам совместного управления. Необходимо вернуться к опыту совместной работы по нормативному обеспечению муниципального образования.


Это позволит, с одной стороны, снять ответственность органов государственной власти с региональных ценностей муниципальных служащих (которые могут не иметь опыта законотворчества в принципе) и полностью откорректировать законодательную базу муниципального образования региональных органов власти. государственная власть. Тем не менее, мы не должны забывать, что децентрализация управления должна происходить, так как это не только способ сохранить целостность государства, но и эффективная защита общества и граждан, гармоничное развитие финансовых и экономических отношений между различными уровни государственного управления Российской Федерации.

Современные процессы преобразований общества поставили перед каждым государством, которое стало на путь демократического преобразования, много сложных правовых, политических, экономических и социальных задач, которые требуют неотложных решений, одно из которых - формирования концепции и создания результативно действующих систем местного самоуправления как неотъемлемых институтов народовластия.

В ходе эволюций теоретической мысли о местных самоуправлениях несмотря на сложившиеся многообразия теории о сущности и правовой природе местного самоуправления, любая из которых включает как сильные, так и слабые стороны, актуальной были и остаются дискуссии о государственной и общественной черте местного самоуправления, соотношениях местного самоуправления и государства. Споры ведутся научными сообществами не одно столетие, так как в данных аспектах невозможно определить универсальные формулы, приемлемые «для всех времен и народов».

На базе традиционных и сложившихся современных концепций местного самоуправления, их теоретических баз и практик реализаций в разных государствах можно сделать выводы, что главными критериями выделений тех или других концепций (модели, системы) местного самоуправления являются, прежде всего, принципы, лежащие в базе отношений местных органов с органом государственной власти. В связи с этим выделяют две классические концепции (модели) их взаимоотношения: «модель партнерства» и «агентскую модель». Первая анализирует такие взаимоотношения, как отношение партнеров и равноправных товарищей, а в границах второй местные органы считаются своеобразными инструментами органа государственной власти для реализаций их политики на месте. Но ввиду абстрактностей и полярностей указанных концепций в научной литературе выдвигается еще одна - «концепции взаимозависимостей» [1].


Стоит заметить, что соотношения и взаимодействия государственной власти и местного самоуправления изменяется в зависимостях от многих факторов политического, экономического, социального характера.

Концептуальные базы отношения государства к местным самоуправлениям отражаются в норме Основного Закона государства. К примеру, в Конституции Грузии 1995 года отдельная глава о местном самоуправлении отсутствует, а в Общих положениях зафиксировано, что « вопросы местного значения граждане Грузии решают путем местного самоуправления без ущербов для суверенитета государства. Порядки основания, правомочия органов местного самоуправления и их отношения с государственными органами устанавливаются органическим законом» ( п. 4 ст. 2 Конституции Грузии) [2].

Стоит заметить, что, если в Российской Федерации органы местного самоуправления выведены из систем органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), то, к примеру, в Казахстане « местные исполнительные органы входят в единые системы исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведения общегосударственной политики исполнительной власти в сочетаниях с интересом и потребностью развития соответственной территории» ( п. 1 ст. 87 Конституции Республики Казахстан).

В Приднестровской Молдавской Республике местное самоуправление признается одной из баз конституционного строя (ст. 7 Конституции ПМР). Но глава 4 Конституции «Местное государственное управление и местное самоуправление», содержащие всего три статьи, в наибольшей части регламентирует местное государственное управление. В ней зафиксировано, что Советы народных депутатов городов, районов, сел (поселков), которые являются административно-территориальными единицами Республики, входят в единые системы представительных органов государственной власти (ст. 77), а государственные администрации городов и районов входят в единые системы исполнительного органа государственной власти и реализуют функции государственного управления в городе и на территории районов (ст. 78). Системы местного самоуправления, порядки формирований, главные принципы деятельности, финансовая и экономическая база и государственные гарантии независимости местного самоуправления регулируются законодательствами (ст. 79).

Несмотря на провозглашения Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и действующими законодательствами местного самоуправления, фактические состояния организаций управлений на местах свидетельствуют о том, что реализованы системы местного государственного управления при отсутствиях местного самоуправления. Законодательство не предполагает организационной независимости органа местного самоуправления и фиксирует единственно возможные схемы управлений территориями без учетов какой-то местной специфики: «совет - государственная администрация».