Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Теоретико-правовые основы исследования организационного механизма местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основное внимание уделяется повышению качества информационных ресурсов органов государственной власти, доступных в сети Интернет и содержащих соответствующую информацию о деятельности органов государственной власти и порядке предоставления государственных услуг. Официальный сайт государственного органа в этом контексте становится необходимым информационным ресурсом.

Глава 2. Организационная структура местного самоуправления

2.1 Органы местного самоуправления

В современном мире самоуправление остается важнейшим институтом демократии. Только выделившись из муниципального сообщества, орган местного самоуправления становится необходимыми инструментами политической борьбы и политического воспитания граждан, в особенности в государстве и обществе, которые находятся в процессах демократического становления.

Цель основания местного самоуправления - уходы от централизаций власти в государстве. Если в государствах данная централизация доведена до границ, то убивается любое творчество на местах и в конце концов власть сводится к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитарному управлению. Основание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором принимают участие граждане, как раз формирует творчество населения в сфере управления.[2]

Одним из инструментов, который позволяет населениям Российской Федерации реализовывать конституционные права на местные самоуправления, являются органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - выборные и иные органы, которые наделены правомочиями на решения вопросов местных значений и не входящие в системы органов государственной власти.

Данные органы реализуют два типа функций, которые свойственны любому муниципальному образованию: представлять его интерес (проектные функции) и осуществлять этот интерес (программные функции). Представления интереса состоит в их выявлениях и разработках в итоге проекта формирования муниципального образования, а также в принятиях необходимого решения, создающего правовую основу для реализаций проекта, в формах правовых актов.


Реализации интереса обеспечиваются посредством разработок и исполнений программ деятельности органов местного самоуправления, устремленной на реализацию проекта.

Данным двум функциям и соответствуют два типа органов - представительные и исполнительные. Речь идет не о принципах разделений властей, а именно о классификациях органов местного самоуправления по типу выполняемых ими функций, которые связаны с управлениями муниципальным хозяйством. Возможны совмещения функций представительных и исполнительных органов в одном органе, «сужение» органа до одного должностного лица, расширения органа до всего состава избирателей муниципального образования (сход) и иные модификации систем органов местного самоуправления.

Местное самоуправление - важный институт, которому необходим элемент демократических организаций государственной и общественной жизни каждого государства, которое считает себя правовым. Некоторые авторы, в связи с этим, справедливо подмечают, что, разграничивая в теориях сферу государственных властей и сферу местного самоуправления, необходимо иметь в виду не другую природу органов местного самоуправления, а специфики их функций.

В компетенциях муниципальных органов интегрируются многие трудные и важнейшие проблемы российской государственности. В ней отражаются реальные соотношения центра и мест в государстве, объемы децентрализованных функций государственных руководств. Объемы компетенций местного самоуправления определяются действующими законодательствами, обычным правом (сложившимися традициями), инициативами органов местного самоуправления, уровнями обеспеченности компетенций нужными материально-финансовыми ресурсами.

Принадлежащие органу местного самоуправления компетенции реализуются путем принятий нормативных и других правовых актов.

Принцип передач властных правомочий, зафиксированный в Европейской Хартии о местном самоуправлении, находит все большие признания в России. Делегирования правомочий рассматриваются как принципы соответствия этих уровней власти установленным уровням ответственностей. [9]

Под компетенциями местного самоуправления можно понимать вопросы, которые решаются органами МСУ, а именно вопрос непосредственных обеспечений жизнедеятельности населений муниципального образования. В ведениях муниципальных образований находятся такие вопросы местных значений:

1) Организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, ее правовые закрепления в уставах муниципального образования.


2) Правовое регулирование муниципальных отношений в границах правомочий местного самоуправления. Существенная часть норм, которые регулируют муниципальные отношения, содержится в уставах муниципального образования.

3) Управления муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечения комплексных социально-экономических формирований муниципального образования.

4) Организации, содержания и развития муниципальных служб: компаний и учреждений, которые связаны с обеспечениями жизнедеятельности населений в разных областях местной жизни, основание условий для удовлетворений потребности населений в разного рода услугах.

Правовой базой местного самоуправления являются законодательства о местных самоуправлениях и уставы муниципальных образований, которые принимаются представительным органом местного самоуправления или населениями непосредственно и подлежат государственным регистрациям.

Контроль и надзор за деятельностями органа местного самоуправления, а также исполнениями органом местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), закона субъекта РФ, устава муниципальных образований, муниципальных правовых актов, реализуется наряду с органами прокуратур РФ и иными уполномоченными федеральными законами органами.

Анализ действующих законодательств и практик его применений показывает, что можно выделять такие виды контроля за органами местного самоуправления и их должностными лицами:

1. контроль со стороны государств в лице соответственных должностных лиц и органов государственной власти (внешний контроль);

2. контроль со стороны граждан (населений) и их организации (внешний контроль);

3. контроль со стороны одних органов местного самоуправления за деятельностью иных (внутренний контроль).

Примерами последнего вида контроля могут быть контроли представительных органов за деятельностью главы муниципального образования, контрольного органа за деятельностью местных администраций и т.п.

Государственный контроль реализуется федеральными и региональными органами государственной власти и по объектам контроля может быть поделен на два вида:

1) контроль за соблюдениями законов, включающий:

- контроль за соблюдениями законов о местных самоуправлениях и как следствие - установления порядков судебных защит права местного самоуправления;

- контроль за соблюдениями законностей в деятельностях органов и должностных лиц местного самоуправления (а также прокурорские надзоры в данной сфере) и, значит, регулирования и установления ответственности органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления за нарушения закона;


- контроль, который реализуется другими независимыми государственными органами;

2) контроль за реализацией органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Любой из перечисленных видов контроля имеет свои специфики, что определено спецификами статуса и правомочий органов государственной власти, реализующих контрольную деятельность. Контроль со стороны органа исполнительной власти обычно именуется административным.

Рассматривая государственный контроль местного самоуправления, стоит отметить, что условие и порядки контроля устанавливаются соответственно федеральными законами и законами субъекта РФ. При этом непременными условиями результативности контроля является его адекватность. Как определено в статье 8 Европейской хартии местного самоуправления, каждый административный контроль за органом местного самоуправления должен реализовываться так, чтобы степень вмешательств контролирующих органов была соразмерна значимостям интересов, которые данное вмешательство имеет в виду защитить.

2.2 Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Правонарушения в системах управления наносят серьезные ущербы обществу и государству, потому как препятствуют реализации прав и обязанности, справедливым распределениям материальных и духовных благ. Каждое государство стремится проводить политику и основать условие для снижений уровней правонарушения, в том числе и на уровнях местного самоуправления.

Проанализируем прежде всего понятия юридической ответственности, под которой понимаются правоотношения, в которые вступает государство, в лице его компетентного органа, и правонарушители, на которых возлагаются обязанности претерпевать соответственные лишения за совершенные им правонарушения.

Ответственность перед населением - это ответственности депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, которые реализуются как институт отзыва этих лиц по основанию и в порядках, установленных уставом муниципальных образований в соответствиях с Федеральным законом № 131-ФЗ. [2] Голосования по отзывам депутата, члена выборных органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативам населения в порядках, установленных федеральным законом и принимаемым в соответствиях с ним законом субъектов для проведений местного референдума.


Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих - разновидности юридической ответственности, применяемые к муниципальным служащим в порядках подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основаниями дисциплинарной ответственности являются дисциплинарные (должностные) проступки.

За его совершения - неисполнения или ненадлежащие исполнения муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представители нанимателей (работодатели) вправе применять такое дисциплинарное взыскание, как замечания, выговоры или увольнения с муниципальной службы.

Административной ответственности согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат должностные лица в ситуации совершений им административных правонарушений, определенных КоАП РФ и соответственными Административными кодексами субъектов РФ, в связи с неисполнениями или ненадлежащими исполнениями своей должностной обязанности. Из определенных видов административного наказания к должностному лицу смогут использоваться лишь два - предупреждение и штраф.

Уголовная ответственность муниципального служащего наступает за деяние, которое совершены ими как должностными лицами, если нарушения ими служебной обязанности является уголовно наказуемым, т.е. определено соответственными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом речь может идти, как о деянии, которое может совершать и недолжностное лицо, но должностное лицо за те же самые деяния подлежит наиболее строгим уголовным наказаниям, также и о составе преступлений, субъектами которых могут быть лишь должностные лица.

Ответственности органов местного самоуправления перед государством наступают на основаниях решений соответственного суда в ситуации нарушений ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципальных образований, а также в ситуации ненадлежащих осуществлений указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных правомочий.

Ответственность органа местного самоуправления по ст. 1069 ГК РФ наступает при нанесениях вреда как гражданам, так и юридическим лицам. Первый может требовать за причинения ему ущерба компенсаций также и морального вреда (ст. 151). Если вред причиняется не в области властных отношений, а в итоге хозяйственной и технической деятельности (к примеру, автомашина администрации района причинила увечье гражданам), ответственность наступает на общем (ст. 1064 ГК РФ) или на специальном основании (ст. 1079 ГК РФ). [4]