Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Теоретико-правовые основы исследования организационного механизма местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим полезным для нас представляется опыт зарубежных государств в сфере конституционно-правовых регулирований местного самоуправления и реализаций принципов локальных демократий. С целью поисков оптимальной модели и формы организаций, реализации и гарантирования местного самоуправления представляют интересы и более актуальные проблемы в этой сфере, а также возможные методы их разрешений.

В современное время в России уже скоплена установленная практика судебной защиты местного самоуправления. Важнейшие роли в данной сфере занимает решение Конституционного Суда, которые имеют принципиальные значения для пониманий места и роли местных самоуправлений в политических системах государства, признания конституционной ценности местного самоуправления в правовых, демократических социальных государствах.

1.2 Принципы организации местного самоуправления

8 октября 2003 г. принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В России имеется примерно 153 тыс. населенных пунктов - от больших городов и районов до сел, где живут по 50-70 человек. Реальные самоуправления пока существуют лишь в 11 субъектах Федерации из 89, а в прочих, прижились «суррогатные формы» местного самоуправления. Комиссии вынуждены были принимать во внимание большие разницы в условии жизни, доходе, плотности населений, а также специфики формирований российской местной власти. По мере сил данную власть систематизировали и классифицировали, установив для любого типа муниципального образования свои круги правомочий и ответственности.

В законах местное самоуправление анализируется как одна из основ конституционного строя. Оно признается, гарантируется и реализуется на всех территориях страны. По своей сути местное самоуправление - это формы реализации народами своей власти, обеспечивающие самостоятельные решения населениями непосредственно и (или) через орган местного самоуправления вопроса местных значений.

В данном законе уже в первой главе даются систематизации (классификации) территориальных поселений, которые основывают первичные структуры местного самоуправления - муниципальное образование:

- сельские поселения - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.);


- городские поселения - город или поселки с прилегающими территориями, на которых могут находиться сельские населенные пункты, которые не являются сельским поселением;

- муниципальные районы - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, которые объединены общими территориями, которые могут реализовывать отдельные государственные правомочия, который передаются органами местных самоуправлений федеральным и региональным законом;

- городские округи - закрытые административно-территориальные образования, а также наукограды, которые не входят в составы муниципального района, но также могут реализовывать отдельные государственные правомочия, которые передаются федеральными и региональными законами;

- внутригородские территории города федеральных значений - часть территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- муниципальное образование - сельские или городские поселения, муниципальный район, городские округи или внутригородские территории города федеральных значений;

- межселенная территория - территория, которая находится вне границ поселения. В законе сказано, что слова «местный» и «муниципальный», а также образованные на их базе слова и словосочетания используются в одном значении.

Граждане Российской Федерации реализуют местное самоуправление путем участий в разных формах прямых волеизъявлений, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, непрерывно или преимущественно проживающие на территориях муниципального образования, обладают при осуществлениях местного самоуправления правами в соответствиях с международным договором Российской Федерации и федеральными законами.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают государственную гарантию права населений на реализацию местного самоуправления.

Непосредственные осуществления населениями местного самоуправления рассматриваются в гл. 5 закона. По данному закону, население принимает участие в реализациях местной власти в таких формах:

- местные референдумы;

- муниципальные выборы;

- сходы граждан;

- правотворческие инициативы граждан, реализующиеся путем основания инициативной группы;

- территориальные общественные самоуправления;

- публичные слушания;

- собрание граждан;

- конференции граждан (собрания делегатов);

- опросы граждан;

- обращения граждан в орган местного самоуправления


Для управлений территориальными поселениями населения избирают органы местного самоуправления. Структуры органов местных самоуправлений составляют:

- представительные органы муниципальных образований;

- глава муниципальных образований;

- местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципального образования);

- контрольные органы муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.)

Органы местных самоуправлений наделяются правом юридических лиц и подлежат государственным регистрациям.

Представительный орган муниципального образования заключается из депутатов, выбираемых на муниципальных выборах. В ситуации, если количество жителей поселения, владеющих избирательными правами, составляет меньше 100 человек, правомочия представительного органа реализуются сходом граждан.

Принцип открытости является фундаментальной ценностью демократии. Такой подход предполагает создание механизмов прозрачности деятельности государственных органов и инструментов обратной связи, которые позволяют гражданам взаимодействовать с властью.

Основными принципами доступа к информации о деятельности органов государственного и местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, право организаций защищать свою деловую репутацию при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничен в случаях, когда указанная информация классифицируется в порядке, установленном федеральным законом, к информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну.

В целях совершенствования процедур открытости органов власти Правительством Российской Федерации в 2014 году утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (от 30 января 2014 года № 93-р), в которой определены основные принципы и задачи открытости государственные органы, а также основные подходы к их достижению.


Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти разработана с целью:

* повышение прозрачности и подотчетности государственного управления и удовлетворенности граждан качеством государственного управления;

* расширение возможностей для непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти;

* качественные изменения в уровне информационной открытости федеральных органов исполнительной власти;

* разработка механизмов общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

Открытость федеральных органов исполнительной власти заключается в последовательном и неукоснительном соблюдении следующих принципов при осуществлении государственных полномочий и функций:

1. Принцип информационной открытости заключается в своевременном предоставлении информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, доступ к которой специально не ограничен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, что является открытый, публичный и надежный, в формате, удобном для его поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в виде открытых данных;

2. принцип наглядности - представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное общественное восприятие информации о деятельности этих органов;

3. Принцип вовлечения гражданского общества заключается в обеспечении возможности участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и деловых кругов в разработке и реализации управленческих решений с учетом их взглядов и приоритетов, а также как создать систему постоянной информации и общения;

4. принципом подотчетности является раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, предоставление гражданам, общественным объединениям и бизнес-сообществу возможности контролировать деятельность федеральных органов власти. Органы исполнительной власти.

Для соблюдения принципов открытости федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

* предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию в понятной и доступной форме о целях, задачах и планах деятельности федеральных органов исполнительной власти на 2013–2018 годы и ходе их реализации;


* обеспечивать полноту, достоверность, объективность и своевременность раскрытия информации о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предоставляемой по требованию граждан Российской Федерации, общественных объединений и деловых кругов;

* совершенствовать технологию предоставления и объяснения информации за счет расширения способов и форм ее получения различными пользователями и группами пользователей, одновременно предоставляя возможность выбора удобного формата, доступности, простоты, наглядности и наглядности предоставляемой информации;

* повысить доступность открытых государственных данных для использования гражданами, общественными объединениями и бизнес-сообществом, в том числе для повторного использования, предоставляя бесплатный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - «Интернет») для открытия данных, содержащихся в информационные системы федеральных органов исполнительной власти без ограничений по их безопасному использованию;

· Улучшить процессы публикации и инфраструктуру для открытия данных, определяя приоритеты их формирования и раскрытия, принимая во внимание их ценность для общества и затраты на раскрытие, в том числе на основе отзывов пользователей, выявления и распространения лучших практик публичного раскрытия информации данные, повышающие качество публикуемых данных, преобразование их в более удобные форматы, добавление описания (классификация) и интеграция (связывание) данных из разных наборов данных;

* внедрить процессы и инфраструктуру, включая электронные услуги и сервисы, для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, а также для предоставления онлайн-информации, услуг и информации о деятельности федерального органа исполнительной власти при одновременном упрощении способов взаимодействия с гражданскими общество;

* обеспечить объективность, беспристрастность и гласность процедур формирования общественных, экспертных и консультативных советов (комиссий, рабочих групп), созданных при федеральных органах исполнительной власти, наделить их необходимыми полномочиями, учесть мнение этих советы при принятии решений;

* сформировать и разработать эффективные механизмы быстрого реагирования на обращения граждан Российской Федерации, общественных объединений и деловых кругов по существу вопросов, поднятых в обращениях;

* улучшить формы, методы и способы работы со СМИ, социальными сетями и форумами в Интернете.