Файл: Первичные учётные документы для целей налогового учёта (Составление первичной учетной документации и исправление ошибок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные по идентификации каждого физического лица;

Виды доходов, выплачиваемых фирмой;

Льготы по НДФЛ, предоставляемые фирмой, снижающие базу налогов предприятия;

Величина заработных плат и даты их выдачи;

Налог, исчисляемый с зарплат, и дата проведения процедуры исчисления и перевода;

Информация о документах по платежу, подтверждающая перечисление налогового сбора в казну.

Разработка бланка регистра по налогам на доходы ведется с учетом необходимости простой работы с ним, а также наглядности предоставляемой информации. Рекомендации налоговой службы при этом также нужно учитывать.

Бланк регистра должен иметь следующие особенности:

Простота — информация по сотрудникам не должна путаться;

Наглядность — чем быстрее можно перенести данные о рабочих в справку 2-НДФЛ, тем нагляднее бланк;

Краткость — не стоит перегружать регистр ненужными цифрами и числами, чтобы не затруднять восприятие информации.

Универсализация бланка регистра затруднена тем, что каждая компания выплачивает определенные виды доходов и имеет свои особенности деятельности[42]. Поэтому на компании и лежит ответственность составления своего бланка, обладающего необходимыми свойствами, графами и включающего нужные сведения. По желанию, предприятие может изготовить несколько бланков регистров для разных видов данных. Это упростит ведение налоговой отчетности и ее проверку. Налоговое законодательство только приветствует такой подход. Но бланк регистра должен содержать в себе сведения, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 230 НК РФ.

7. Ответственность за неправильное оформление первичной учетной документации

Расходами предприятия признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты[43]

Под грубым нарушением ведения бухгалтерского учета понимается отсутствие первичных документов[44]. Штрафные санкции на предприятие предусмотрены следующие

Если ошибка повторяется в течение одного отчетного периода, то 5 тыс., если более одного отчетного периода – 15 тыс. Если такая ошибка повлекла занижение налоговой базы, то штрафные санкции будут в размере 10% от суммы налога, но не менее 15 тыс. За непредставление в указанный срок налогоплательщиком в налоговый орган документа предусматривает штрафные санкции за каждый не предоставленный документ[45].


Помимо этого могут быть применены штрафные санкции и к должностным лицам[46].

Главный бухгалтер отвечает за ведение бухгалтерского учета[47]

Грубое нарушение правил бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности, а равно порядка срока хранения учетных документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (от 2 до 3 тыс. руб.)[48]

Под грубым нарушением правил бухгалтерского учета понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% или искажение любой статьи бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%[49]. Также статья 15/6 КоАП говорит о том, что за непредставление документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на должностных лиц налагается штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.)[50].

Подозрения о недостоверности того или иного документа возникают у налоговых органов при наличии следующих признаков:

- орфографические ошибки;

- дописка части текста шрифтом, отличным от основного;

- следы механического воздействия на документ (удаление части текста путем затирания слов);

- использование факсимиле;

- следы посторонних чернил, смазывание текста (дорисовывание фрагментов подписи или печати).

Если все-таки будут обнаружены признаки недостоверности в первичных учетных документах проверяемого предприятия, налоговые органы более пристально проверяют соответствующие операции и в данном случае увеличивается риск непризнания расходов по налогу на прибыль и вычета налога на добавленную стоимость.

Отсутствие первичных документов является грубым нарушением правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения, что влечет взыскание штрафа по ст.120 Налогового кодекса Российской Федерации.

За грубое нарушение правил учета, которое не повлекло занижения налоговой базы, организация может быть оштрафована. Штраф за совершение указанного правонарушения устанавливается в следующих размерах: 

10 000 рублей, если правонарушение совершено в течение одного налогового периода (п.1 ст.120 НК РФ);

30 000 рублей, если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода (п.2 ст.120 НК РФ).

В тоже время следует отметить, что налоговый орган не может принять решение только на основе анализа налогового и бухгалтерского учета организации без проверки первичных документов организации, указанные действия налогового органа не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации.


ФАС Уральского округа в Постановлении от 17.01.2013 г. № Ф09-13153/12 по делу № А60-6226/2012, рассматривая аналогичное дело, поддержав выводы суда апелляционной инстанции, отметил следующее:

данные о доходах, отраженные в налоговой декларации, сами по себе без первичной документации не могут служить основанием для вывода о занижении налоговой базы по налогу на прибыль, а использованная налоговым органом методика исчисления налога на основе анализа данных бухгалтерского учета противоречит нормам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ст. №120 Налогового кодекса РФ, с одной стороны, предусматривает наказание за систематическое нарушение правил ведения документов по налогообложению. С другой стороны, под этими документами имеются ввиду только первичные документы и бухгалтерские регистры. О регистрах учета налогов там упоминаний не обнаружено, поэтому преследований со стороны налоговой службы за нарушение их ведения по данной статье не последует. Не последует и наказаний, предусмотренных статьями 122 и 126, так как они прямо не относятся к нарушению или отсутствию налоговых регистров.

Серьезно нужно отнестись к подписям в регистрах налогового учёта. Компании могут хранить документацию в электронном виде только с заверенными электронными подписями (письмо Министерства финансов от 24.07.08 под номером 03-02-071-314). То же самое относится и к остальным формам хранения документов. Подписи в них должен ставить заполнявший регистры уполномоченный человек, вне зависимости от того, электронный регистр или бумажный. Во избежание неприятностей хорошо хранить копию в бумажном виде и со всеми подписями. Следует распечатывать документацию ежеквартально.  Если обнаружится, что на документах они отсутствуют, то налоговый инспектор может не засчитать расходы или отказать в вычете НДС.

Таким образом, данные регистры являются обязательными документами, без которых деятельность любого предприятия по букве закона невозможна. Их ведение обеспечивает своевременное поступление налогов в казну и избавление от проблем с законодательством, а нарушения при заполнении или вовсе их отсутствие затрудняет деятельность предприятия и привлекает внимание налоговых служб.

Заключение

Подводя итог хочется отметить, что первичные документы имеют очень большое значение, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Классифицировать первичные учётные документы можно по множеству признаков.


С вступлением в силу Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» увеличивается ответственность юридических лиц при определении первичного учетного документа, формы первичных учетных документов теперь являются элементом учетной политики организаций.

Если вы модифицировали старые бланки или разработали новые с нуля, тогда их образцы приведите в приложении к учетной политике. Главное убедитесь в том, что в первичке есть все обязательные реквизиты.

Когда бухгалтер проводит какую-либо операцию по документам бухгалтерского учета, учесть, к примеру, расходы или принять НДС к вычету получится только при наличии всех подтверждающих документов. Поэтому сотрудники, которые отвечают за саму операцию, должны своевременно предоставлять бумаги в бухгалтерию.

Чтобы ускорить документооборот в компании, можно разработать памятки. В них распишите, что должны проверить работники перед сдачей первички бухгалтеру. Там же можно привести перечень первичных документов бухгалтерского и налогового учета, которые надо оформить с контрагентом и предоставить бухгалтеру.

Библиография

1. Бухгалтерский учёт (Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова, С. Богомолец и др.под ред. С.Р. Богомолец: учебник. М.; Маркет ДС, 2006 https://finances.social/uchet-buhgalterskiy/buhgalterskiy-uchet-uchebnik-pod-red.html

2. «Федеральный закон о информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ ( в ред. от 25.11.2017) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/

3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 31.12.2017) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/b24121ba7152f33673608559f2ca844ef5b6a74c/

4. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

5. «Кодекс РФ об Административных нарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. 07.03.2018) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

6. Журнал Главбух № 01, 2018 https://www.glavbukh.ru/art/20630-pervichnye-dokumenty-buhgalterskogo-ucheta

7. Журнал «Налог.ру. Налоговые новости и статьи». http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/pervichnye_dokumenty_buhgalterskogo_ucheta_perechen/

8. Журнал «Главная книга» № 5 за 2011г. http://glavkniga.ru/elver/2011/5/83-li_dokumenti_nalogovogo_ucheta_registri.html

9. Статья «Регистры налогового учета» http://znaybiz.ru/nalogi/control/registry-nalogovogo-ucheta.html

Приложение 1

Первичная учетная документация дл учета основных средств

формы

Наименование формы

Постановление Госкомстата, которое утвердило форму

Назначение

ОС-1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для оформления приема-передачи отдельных объектов основных средств (кроме зданий и сооружений), их включения в состав основных средств и ввода в эксплуатацию, а также для исключения объектов из состава основных средств при их передаче (продаже, мене и т.п.) другой организации.

ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для тех же целей, что и акт ОС-1, но предназначен исключительно для приема-передачи зданий и сооружений.

ОС-1б

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для тех же целей, что и акт ОС-1, но предназначен для передачи групп объектов основных средств, кроме зданий и сооружений

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (отдела, цеха и т.п.) в другой.

ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

 от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для списания единичных объектов основных средств, пришедших в негодность.

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для списания автотранспортных средств, пришедших в негодность.

ОС-4б

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для списания групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств), пришедших в негодность.

ОС-6

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для учета наличия единичных объектов основных средств и их движения внутри организации.

ОС-6а

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для учета наличия групп однотипных объектов основных средств и их движения внутри организации.

ОС-6б

Инвентарная книга учета объектов основных средств

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для тех же целей, что и формы № ОС–6 и № ОС–6а, но предназначена для использования малыми предприятиями.

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для учета оборудования, поступившего на склад, с целью его последующего использования в качестве объекта основных средств.

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

от 21 января 2003 г. № 7

Применяется для передачи оборудования в монтаж.

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования

от 21 января 2003 г. № 7

Составляется при обнаружении дефектов оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля.


Приложение 2

Первичные учетные документы и приказы, которые утверждают их формы

Сфера действия документов

Чем утвердили бланк

Учет кадров

Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1

Учет рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда

Учет расчетов с подотчетными лицами

Постановление Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55

Учет работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работах

Постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100

Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а

Учет услуг

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137

Приказ ФНС России от 24 марта 2016 г. № ММВ-7-15/155

Постановление Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66

Учет основных средств

Постановление Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7

Учет нематериальных активов

Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а

Учет материалов

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Учет продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения

Постановление Росстата от 9 августа 1999 г. № 66

Учет денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин

Постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132

Приказ Минторга РСФСР от 28 ноября 1988 г. № 229

Учет торговых операций (общие)

Учет торговых операций при продаже товаров в кредит

Учет торговых операций в комиссионной торговле

Учет операций в общественном питании

Учет кассовых операций

Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88

Постановление Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26

Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49

Учет результатов инвентаризации

Учет работы строительных машин и механизмов

Постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78

Учет работ в автомобильном транспорте

Расчетные документы

Положение, утвержденное Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П

Бланки строгой отчетности

Приказ Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н

Приказ Минфина России от 17 мая 2006 г. № 80н

Приказ Минфина России от 14 января 2008 г. № 3н

Приказ Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 14н

Приказ Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 39н

Приказ Минтранса России от 5 августа 2008 г. № 120

Учет бланков трудовых книжек и вкладышей к ним (учет движения трудовых книжек и вкладышей к ним)

Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69

Учет сельскохозяйственной продукции и сырья (учет движения и реализации сельскохозяйственной продукции)

Постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68