Файл: Бюрократизм в органах государственного управления Российской Федерации: современное состояние и пути преодоления (Теоретико-методологические основы исследования феномена бюрократии и бюрократизма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюрократия представляет собой систему фактической власти, основанную на совокупности формальных и неформальных связей чиновничества в политической, экономической, социально-культурной областях деятельности государства и общества. Эти связи формируют всесильный, замкнутый, действующий по законам иерархии, жесткий механизм властвования, стоящий над законом и волей членов общества, управляющий методами категорических команд. Таким образом, иррациональная бюрократия превращается в самодовлеющую организацию, играющую существенную роль в политической сфере.

Современное чиновничество в России, как и его предшественники «не дотягивает» до бюрократии в классическом, веберовском значении этого слова. Его действия тесно переплетены с политикой, недостаточно обезличены и связаны нормами закона. Самим чиновникам не хватает беспристрастности и нередко компетентности в осуществлении своих полномочий, поскольку они, в отличие от веберовских бюрократов, отбирались и продвигались не столько на основе профессиональных достоинств, сколько – «политических качеств» и протекции. Поэтому постсоветское чиновничество часто именуют «квазибюрократическим».

Важнейшим условием преодоления всевластия бюрократии является коренное обновление всей системы политической власти и государственного управления. Этот процесс включает в себя:

а) рационализацию логики функционирования сложившихся бюрократических структур;

б) создание новых структур, на основе четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

в) качественное улучшение аппарата управления, его упрощение и сокращение как в центре, так и на местах.

Следствием этого должно стать изменение социального предназначения государственных служащих, которые призваны активно способствовать государственным органам выражать и защищать интересы всех социальных слоев и групп, содействовать оптимальному удовлетворению личных, групповых и общественных интересов, а не подчинять человека интересам государства, ставить чиновника над другими гражданами. Чиновничество должно служить народу, а не отдельным его слоям, добиваться оптимального единства государственных интересов и интересов личности.

Оптимизация функционирования современной российской бюрократии предполагает: четкое разграничение сфер деятельности, предметов ведения и полномочий; экономичность функционирования, снижение затрат; обеспечение условий профессиональной деятельности; усиление технологической и технической оснащенности административного процесса; установление единой системы требований; открытость; усиление ответственности перед личностью и обществом.


Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ) // Российская газета. – 21 января 2009 года. – №4831.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // «Российская газета», № 245, 23.12.1997.
  3. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 28.05.2018. № 22. ст. 2754.
  4. Афанасьев М.Н. Правящая элита и государственность в посттоталитарной России. – Москва-Воронеж, 2016.
  5. Блатнов Е.А. Плюс-минус бюрократизм.- М.,1989.
  6. Бузгалин А.В. Анатомия бюрократизма.- М.,2018
  7. Бюрократизм в зеркале общественного мнения. – М.,2017.
  8. Бюрократия и общество. – М.,2016.
  9. Вебер М. Избранные произведения.- М., 2014.
  10. Вебер М. Теория социальной и экономической организации. – М., 1964.
  11. Гайдар Е. Государство и эволюция. – М., 2015.
  12. Государственная служба. Учебник. Под ред. В.Г. Игнатова.- M., 2014.
  13. Гришковец А.А. Государственная служба: организационно-правовое обеспечение. Учебно-методическое пособие. - M., 2015.
  14. Ермоленко А.А., Зыза В.П., Лазазский В.Ф. Бюрократизм в коллективном производстве.- Воронеж, 1989.
  15. Ильинский И.П. Бюрократизм и самоуправление. – М., 2014.
  16. Исаев И.А. История государства и права России.- М., 2016.
  17. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс. Учебное пособие. – M., 2014.
  18. Макаренко В.П. Бюрократия и государство. - Ростов - на - Дону, 1987.
  19. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. - М., 1994.
  20. Оболонский А.В. Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы. Россия-США-Англия-Австралия. – М., 2012.
  21. Охотский Е.В., Смольков В.Г. Бюрократия и бюрократизм. - М., 2016.
  22. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона.- М.,1989.
  23. Политическая социология. Учебник. Под ред. Ж.Т. Тощенко.- M., 2002.
  24. Политология. Учебник./ Отв. ред. В.С. Комаровский.- M.: Изд-во РАГС, 2015.
  25. Проказина Н.В. Социология государственной службы. Учебно-методическое пособие.- Орел:, 2004.
  26. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. Учебник. – M., 2013.
  27. Битем Д. Бюрократия.// Социология власти. 2018. № 5.
  28. Буренков М. Предотвращение конфликтов, борьба с бюрократизмом// Служба кадров 2003. № 4.
  29. Смольков В. Бюрократия и бюрократизм: как свести болезнь к минимуму?// Государственная служба. 2017. № 1(15).
  30. Трапкова А.В. Доверие в российском малом и среднем бизнесе// Общественные науки и современность. 2017. № 4.
  31. Чирикова А.Е. Исполнительная власть в регионах: правила игры формальные и неформальные// Общественные науки и современность 2015. № 3.