Файл: Прогнозирование и планирование потребительского рынка (город Ростов-на-Дону).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНОЗИРУЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
3.1 Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону
- Доля оборота крупных и средних предприятий торговли в общем обороте торговых предприятий, %;
- Индекс потребительских цен на товары и услуги(средний за период), %;
- Индекс физического объема оборота общественного питания(средний за период), %;
- Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания, единиц на 1000 человек населения;
- Индекс физического объема бытовых услуг населению(средний за период), %;
- Обеспеченность складскими помещениями, кв. м. в расчете на 1000 человек населения;
- Доля складских помещений категории «А» и «В» в общей площади складских помещений, %.
Анализ фактических значений вышеназванных показателей за 2013-2017 гг. и их сопоставление с целевыми значениями 2015 и 2020 годов представлен в табл. 2.1.
Анализируя ключевые показатели, приведенные в таблице 2.1, мы наблюдаем неоднозначную картину их динамики за 2013-2017 гг. и при сопоставлении их с целевыми значениями.
Индекс физического объема оборота розничной торговли за 2013-2015 гг. имеет тенденцию к снижению (с 104,1% в 2013 г. до 94,5% в 2015 г.). С 2016 года данный показатель имеет тенденцию к росту. Так в 2017 году он составил 99,7% (за 9 месяцев 2017 г.). Соответственно целевой показатель 2015 года (110%) не достигнут, но так же наблюдается тенденция по достижению данного показателя целевого значения 2020 года (113%). Основной причиной снижения оборота розничной торговли в постоянных ценах (что свидетельствует индекс физического объема) в 2014 и 2015 годах была слабая покупательская способность населения, обусловленная значительным увеличением цен ввиду ослабления курса национальной валюты, а также ограничения на ввоз некоторых импортируемых товаров. Следует отметить замедление темпа сокращения объема оборота розничной торговли в постоянных ценах в 2016 и 2017 годах (негативная динамика индекса физического объема оборота розничной торговли замедлялась).
Фактическое значение показателя «Обеспеченность торговыми площадями, кв.м. на 1000 человек населения» за исследуемый период (2013-2017 гг.) имеет тенденцию к росту. С 870 в 2013 г. до 885 в 2017 г. Данный показатель превышает целевое значение и 2015 г. Соответственно и целевое значение 2020 года мог быть достигнут при сохранении имеющихся тенденций фактических показателей в 2016-2017 гг. На потребительском рынке города Ростова-на-Дону представлен широкий спектр как местных розничных компаний, так и федеральных торговых сетей. Развивается инфраструктура в новых микрорайонах города.
Таблица 2.1
Сравнительный анализ целевых и фактически достигнутых значений показателей Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону до 2025 года по направлению «Потребительский рынок и сфера услуг», 2013-2017 гг.
Показатель (и), по сферам и разделам, ед. измерения |
Текущее значение показателя за 2011 год |
Факт |
Целевое значение показателя, 2015 г. |
Факт |
Целевое значение показателя, 2020 г. |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
Индекс физического объема оборота розничной торговли (средний за период), % [1] |
108,9 |
104,1 |
102,8 |
110 |
94,5 |
97,0 |
99,7 |
113 |
Обеспеченность торговыми площадями, кв. м. на 1000 человек населения[2] |
823,0 |
870 |
875 |
825-830 |
883 |
890 |
885 |
840-900 |
Доля оборота крупных и средних предприятий торговли в общем обороте торговых предприятий, %[3] |
36,5 |
37,4 |
37,5 |
35-38 |
34,3 |
35,2 |
35,2 |
40-45 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги (средний за период), %[4] |
106,1 |
100,5 |
102,8 |
106 |
100,55 |
100,44 |
100,25 |
105,5 |
Индекс физического объема оборота общественного питания (средний за период), %[5] |
107,1 |
104,5 |
104 |
108 |
94,3 |
96,6 |
103,8 |
110 |
Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания, единиц на 1000 человек населения[6] |
64 |
72,95 |
72,87 |
70 |
69,93 |
67,11 |
69,00 |
80-90 |
Индекс физического объема бытовых услуг населению (средний за период), %[7] |
100 |
110,6 |
108,8 |
103 |
109,6 |
109,7 |
109,8[8] |
106 |
Обеспеченность складскими помещениями, кв. м. в расчете на 1000 человек населения[9] |
458 |
230,7 |
255,7 |
510 |
266,3 |
267,1 |
311,7 |
640 |
Доля оборота крупных и средних предприятий торговли в общем обороте торговых предприятий (%) за 2013-2015 гг. имеет незначительное увеличение (с 37,4% в 2013 г. до 37,5% в 2015 г.). В 2015 году данный показатель снижается до 34,3%. Но в 2016 и 2017 г. наблюдается тенденция к увеличению показателя до 35,2% в 2017 году. Целевой показатель 2015 года (35-38%) достигнут.
Индекс потребительских цен на товары и услуги (%) за 2013-2017 гг. имеет тенденцию к снижению: с 100,5% в 2013 г. до 100,25% в 2017 г. Однако мы наблюдаем рост данного показателя до 102,8% в2014 г. Данный показатель имеет значения ниже целевых, что в данной ситуации считается положительным моментом в экономике. В 2017 году взаимодействие ряда факторов (включая умеренно жесткую денежно-кредитную политику Банка России, медленное оживление российской экономики и ограниченность потребительского спроса) привело к снижению потребительской инфляции в Ростове-на-Дону до рекордно низкого уровня в 1,5%[10] за год. Важную роль сыграло замедление в 2017 году роста цен на продовольствие, а также снижение доли импорта некоторых видов продовольствия в потреблении.
Индекс физического объема оборота общественного питания за 2013-2015 гг. имеет тенденцию к снижению (с 104,5% в 2013 г. до 104,0% в 2015 г.). С 2016 года данный показатель имеет тенденцию к росту. Так в 2017 году он составил 103,8%. Соответственно целевой показатель 2015 года (108%) не достигнут, но в то же время наблюдается тенденция по достижению данного показателя целевого значения 2020 года (110%). Причины снижения данного показателя аналогичны Индексу физического объема оборота розничной торговли.
Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания, единиц на 1000 человек населения имеет тенденцию к снижению с 72,95 в 2013 г. до 69,0 в 2017 г. Замедление темпов роста рынка услуг общественного питания обусловлено следующими факторами:
- вступлением в силу с 01.07.2014 «антитабачного закона» в соответствии с которым запрещается курение табака в предприятиях общественного питания, что сказалось на их посещаемости (30-50%);
- вступлением в силу постановления от 14.06.2013 № 640 «Об определении границ прилегающих территорий к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта, оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам, местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти Российской Федерации, объектам военного назначения, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Ростове-на-Дону», которым установлено минимальное значение расстояния границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции;
- введением с 01.01.2016 года обязательного подключения индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков) к ЕГАИС с предоставлением ежемесячного отчета;
- ужесточением требований, предъявляемых к предприятиям общественного питания, при подготовке организации питания клиентских групп при подготовке и проведении игр чемпионата мира по футболу 2018 года в г. Ростове-на-Дону (внедрение системы ХАССП, требование знания (обучения) иностранных языков персоналом, требование разработки меню на иностранном языке, обязательная вакцинация и т.д.);
- реконструкцией помещений;
- реорганизацией предприятий и другие.
Индекс физического объема бытовых услуг населению (%) в 2013 г. составил 110,6%. В 2014 году снижается до уровня 108,8%, начиная с 2015 г. растет в 2016 году до 109,6%, в 2017 г. до 109,7%. Данный сектор потребительского рынка характеризуется стабильным ростом. Все целевые показатели достигнуты (2015 г.) и будут достигнуты (2020 г.).
Обеспеченность складскими помещениями, кв.м. в расчете на 1000 человек населения имеет устойчивую тенденцию к росту. Так в 2013 году данный показатель составлял 230,7, а в 2017 г. – 311,7. Однако уровень целевого показателя 2015 года не достигнут (510). Целевое значение 2020 года (640) могут быть достигнуты при сохранении имеющихся тенденций фактических показателей к росту. Данные изменения связаны с развитием крупных федеральных торговых сетей, взявших на себя функции опта («Метро Кэш энд Кэрри», «Лента», «Ашан», гипермаркеты «Магнит» и другие).
2.2 Оценка структуры и динамики показателей функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону
Направление «Потребительский рынок и сфера услуг» включает в себя анализ следующих подсистем:
- розничная торговля;
- оптовая торговля;
- общественное питание;
- бытовое обслуживание населения.
Динамика показателей состояния сектора «Потребительский рынок и сфера услуг» за 2013-2017 гг. представлена в табл. 2.1.
Анализ основных показателей развития данного сектора показывает, что:
-
- динамика всех ключевых показателей, кроме показателя, характеризующего подсистему бытовых услуг населению, в сопоставимых ценах последнего года, за который их значения представлены в полном объеме (2016 г.), имеет положительный характер по отношению к началу анализируемого периода (2013 г.) и к предыдущему году (2015 г.);
- наиболее интенсивный рост наблюдается для показателя, характеризующего подсистему оптовой торговли по всем каналам реализации;
- показатель, характеризующий подсистему платных услуг населению по всем каналам реализации, указывает на самый медленный темп развития по отношению к началу анализируемого периода (2013 г.);
- показатель, характеризующий подсистему бытовых услуг населению по всем каналам реализации, имеет на протяжении всего анализируемого периода устойчивую отрицательную динамику;
- исходя из величин значений имеющихся показателей за первые 9 месяцев 2017 года, можно сделать вывод о появившейся тенденции замедления роста показателей объемов оборота по всем каналам реализации на душу населения розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания.
Таблица 2.2
Динамика изменения ключевых показателей состояния сектора «Потребительский рынок и сфера услуг» города Ростова-на-Дону, 2013-2017 гг.
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Объем оборота розничной торговли по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых[11] ценах, руб. |
311880,4 |
336210,2 |
378360,4 |
391714,5 |
404001,3 |
Продолжение таблицы 2.2
Объем оборота оптовой торговли по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб. |
614550 |
639324,9 |
788257,1 |
927692,8 |
938114,1 |
Объем оборота общественного питания по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб. |
15017,8 |
16498,6 |
17709,6 |
17989,3 |
19722,6 |
Объем платных услуг населению по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб. |
48242,1 |
52013,7 |
53424,3 |
55361,4 |
58129,5[12] |
Объем бытовых услуг населению по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб. |
1505,9 |
1372,9 |
1263,5 |
993,8 |
1036,5[13] |
Анализ структуры формирования оборота розничной торговли в разрезе организованной и неорганизованной торговли, основанный на данных таблицы 2.3, показывает, что:
- на протяжении 2013-2016 гг. наблюдается тенденция (с незначительными отклонениями в 2016 году) увеличения доли в этом процессе торгующих организаций крупного и среднего бизнеса и снижение доли индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность вне рынка,
- после замедления роста доли объемов продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в 2014-2015 гг. фиксируется тенденция увеличения доли этих субъектов в обороте розничной торговли,
- данные за 2017 г. находятся на уровне 2016 года.
Таблица 2.3
Доля субъектов торговой сети в обороте розничной торговли, %[14]
Субъекты розничной торговли |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Розничные рынки и ярмарки |
8,2 |
8,1 |
8,1 |
8,5 |
8,5 |
Субъекты малого предпринимательства |
54,4 |
54,4 |
57,6 |
56,3 |
56,3 |
Крупные и средние организации розничной торговли |
37,4 |
37,5 |
34,3 |
35,2 |
35,2 |