Файл: Прогнозирование и планирование потребительского рынка (город Ростов-на-Дону).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

2.1 Анализ эффективности выполнения и степени достижения плановых показателей Стратегии-2025 в части потребительского рынка города Ростова-на-Дону

2.2 Оценка структуры и динамики показателей функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНОЗИРУЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1 Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

3.2 Ключевые проблемы функционирования и развития города потребительского рынка и сферы услуг Ростова-на-Дону

3.3 Прогнозируемые и планируемые показатели потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону на 2018-2020 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Потребительский рынок – один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, основной социальной целью которого является обеспечение территориальной и ценовой доступности для потребителей широкого ассортимента товаров и услуг.

На современном этапе социально-экономического развития общества потребительский рынок стал одним из первых индикаторов многих трансформационных процессов, происходящих в стране и показывающих уровень развития предпринимательской активности, общества и государства.

Поэтому проблемы стабилизации и развития потребительского рынка города Ростова-на-Дону в современных условиях приобретают особую значимость.

Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в его активном воздействии на состояние процессов производства товаров и услуг, их распределение и потребление.

Как известно, потребительский рынок состоит из трех основных сегментов: рынка розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. Взаимодействуя друг с другом, эти сегменты обеспечивают потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики города Ростова-на-Дону.

Потребительский рынок, выступая в качестве сложной системы институтов, характеризуется большим числом взаимосвязей. Каждый его элемент преследует свои собственные интересы. К примеру: производители стараются вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители, в свою очередь, удовлетворить личные потребности. Разрешение возникающих противоречий осуществляется посредством регулирования экономики органами местного самоуправления.

Базовые элементы потребительского рынка, выступая в качестве составной части муниципального хозяйства, призваны удовлетворять потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Колоссальный объем ресурсов, которые обращаются в сфере потребительского рынка, выставляет его довольно уязвимым звеном в системе хозяйствования, что диктует органам муниципальной власти постоянно проводить мониторинг его состояния и своевременно принимать меры, тем самым поддерживая и развивая данную сферу в соответствии с нуждами населения.

В этой связи становится очевидной необходимость проведения научных исследований с целью определения возможностей и направлений различных методов прогнозирования и планирования потребительского рынка.


Целью данного исследования является обоснование показателей прогнозирования и планирования потребительского рынка города Ростова-на-Дону.

Задачи исследования:

- исследование теоретических основ прогнозирования и планирования потребительского рынка;

- оценка развития и функционирования потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону;

- определение показателей прогнозирования и планирования потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону.

Теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования потребительского рынка встречается в работах многих ученых, к числу которых можно отнести П.П. Гончарова, А.Ю. Латышева, Н.Ю. Омарова, Н.Ю. Шабанова.

В России весомый вклад в изучение вопросов методологии прогнозирования и планирования потребительского рынка внесли такие ученые, как Г.А. Агарков, Ю.О. Бокланова, Т.Б. Борискина, В.А. Данилова, Н.А. Найденков, Н.П. Пасешник, О.С. Пескова, Н.О. Скопина и А.Н. Чаплина.

Интерес к изучению потребительского рынка значительно возрос с переходом стран бывшего СССР к открытой рыночной экономической системе. Изучению проблемы прогнозирования, функционирования потребительского рынка в регионах и роли и мета государственного регулирования рынка в условиях перехода Российской Федерации к новой экономической системе посвящены работы И.С. Березин, И.Б. Богер, О.А. Василенко, Ю.В. Дорохова, А.И. Ерчак, И.В. Кудряков, Д.Л. Кондратович, А.В. Лавренов А.А. Полиди.

1. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Прогнозирование и планирование потребительского рынка – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования потребительского рынка и сферы услуг [5].

Цель разработки прогнозов и планов заключается в поиске источников эффективности и повышения эффективности функционирования потребительского рынка и сферы услуг на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития населения.

Разработка прогнозов и планов развития потребительского рынка является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления [12].


Основой регионального прогнозирования и планирования потребительского рынка служит обоснованное формирование целей и критериев.

Прогноз развития потребительского рынка является сложной научной проблемой, которая до настоящего времени не доведена до оптимизации принятия решений.

Для разработки прогноза развития потребительского рынка применяются следующие методы исследования: системный анализ, целевое планирование, экономический анализ, статистические методы, межотраслевой баланс, теория прогнозирования, метод экспертных оценок, макроэкономическое планирование, теория принятия решений, стратегическое планирование, теория человековедения, теория мотивации и потребностей [13].

Научная новизна подхода к прогнозированию развития потребительского рынка заключается в [3]:

- постановке долгосрочных целей развития потребительского рынка на основе достижения материального благосостояния и всестороннего развития населения;

- определении альтернативных путей достижения целей с помощью социальных нормативов качества жизни населения (критериев);

- разработке целевых комплексных программ по устранению диспропорций в потребительском рынке и их экономическом обосновании;

- возможности научного обоснования планов развития потребительского рынка и их оптимизации по времени и наличным ресурсам «время - стоимость».

Период прогноза. В существующей практике прогнозирования применяются [11]:

глобальные прогнозы (от 50 до 200 лет);

долгосрочные прогнозы (от 25 до 50 лет);

среднесрочные прогнозы (от 5 до 25 лет);

краткосрочные прогнозы (от 1 года до 5 лет).

Руководством региона выбирается период прогноза разработки стратегии развития потребительского рынка. В настоящее время доминируют краткосрочные прогнозы (на 1-5 лет). Решить стратегические задачи развития потребительского рынка и улучшения качества жизни населения в эти сроки весьма проблематично. Поэтому наиболее предпочтительными выглядят среднесрочные прогнозы, которые позволяют реально улучшить качество жизни населения следующего поколения, т.е. до 25 лет.

Диагностика развития потребительского рынка представляет собой процесс исследования, который определяет характер и сущность явления.

В экономической литературе в настоящее время существует два основных подхода к определению понятия «экономическая диагностика».

Согласно первому подходу, под экономической диагностикой понимается ретроспективное, оперативное и перспективное комплексное исследование объекта на предмет разработки экономической политики. При этом основной целью проведения экономической диагностики является выявление наиболее важных проблем и приоритетов развития потребительского рынка и разработка программы долгосрочных и краткосрочных мер, позволяющих улучшить состояние и эффективность функционирования потребительского рынка [14].


Согласно второму подходу, под экономической диагностикой понимается один из видов анализа, представляющего собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных для данного нарушения. При этом знание этих признаков позволяет быстро и точно установить характер нарушений, не производя непосредственных изменений.

На основе вышеизложенных подходов можно сказать, что экономическая диагностика представляет собой систему методов, приемов комплексного исследования, оценки состояния и развития потребительского рынка, а также определения перспективных путей решения проблем его развития [14].

Существует множество методов исследования рынка, однако в целом многие авторы классифицируют их на две основные группы: количественные и качественные. Количественные исследования обычно отождествляются с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечают большое число респондентов. Характерной особенностью таких исследований являются четко определенные форматы собираемых данных и источники их получения. Обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Анализ статистических данных осуществляется различными методами, однако, в данном случае будут использоваться статистические и экономико-математические методы исследования рынка. Статистическая методология анализа и прогноза рыночных процессов и явлений используется в маркетинге, методология которого имеет свою специфику. Использование методов статистики в исследовании и анализе рынка позволяют наиболее полно и наглядно показать закономерность развития рыночных процессов, их взаимосвязь [12].

В статистическом исследовании рынка на любом уровне большое значение имеет использование абсолютных показателей. Также важную роль играют в анализе рынка и относительные величины уровня, структуры и динамики, позволяющие дать оценку рыночной ситуаций. Помимо этого в исследовании рынка используется метод группировок, как способ выделения однородных типических групп. Государственная статистика группирует предприятия, регионы, семьи потребителей, чтобы выявить определенные закономерности развития, дать оценку рыночной ситуации. Изучение закономерностей рынка может потребовать построения и анализа рядов распределения, расчета их характеристик [8].


Одним из наиболее распространенных методов анализа является индексный, который позволяет решить целый комплекс задач и охарактеризовать ряд показателей рынка. Важную роль в изучении структурных факторов играет система индексов переменного и фиксированного состава. Анализ рыночной конъюнктуры диктует необходимость выявления и моделирования тенденций рыночных процессов с помощью различных методов анализа динамических рядов и расчета трендовых моделей. Целям регулирования и прогнозирования рынка подчинено использование методов корреляционно-регрессионного анализа, метода главных компонент и других методов многомерного анализа.

2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

2.1 Анализ эффективности выполнения и степени достижения плановых показателей Стратегии-2025 в части потребительского рынка города Ростова-на-Дону

Согласно Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года основной задачей стратегического направления «Ростов-на-Дону - город социального благополучия и высоких доходов» - повышение качества товаров и услуг на потребительском рынке и развитие культуры потребления. В Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года были определены следующие целевые показатели развития направления «Потребительский рынок и сфера услуг»:

- Индекс физического объема оборота розничной торговли (средний за период), %;

- Обеспеченность торговыми площадями, кв. м. на 1000 человек населения;

- Удельный вес объема продукции местных производителей в общем объеме продукции, поставляемой в розничные магазины города Ростова-на-Дону, %;