Файл: Прогнозирование и планирование потребительского рынка (город Ростов-на-Дону).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

2.1 Анализ эффективности выполнения и степени достижения плановых показателей Стратегии-2025 в части потребительского рынка города Ростова-на-Дону

2.2 Оценка структуры и динамики показателей функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНОЗИРУЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1 Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

3.2 Ключевые проблемы функционирования и развития города потребительского рынка и сферы услуг Ростова-на-Дону

3.3 Прогнозируемые и планируемые показатели потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону на 2018-2020 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Это позволяет сделать выводы о том, что в структуре формирования оборота розничной торговли:

  1. лидирующую позицию занимают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность вне рынка,
  2. значительная роль принадлежит крупным и средним торговым организациям, развивающимся за счет развития торговых сетей,
  3. намечается незначительная тенденция возрастания роли субъектов неорганизованной торговли (рынков, ярмарок).

Важное значение для анализа потребительского рынка является динамика рыночной торговли на рынках города (табл. 2.4)

Таблица 2.4

Динамика показателей реализации розничной торговли в рамках торговли на розничных рынках, 2013-2017 гг.[15]

Показатели

Годы

2013

2014

2015

2016

2017

Розничные рынки (всего), единиц

15

14

10

10

10

- универсального типа

6

6

6

6

6

- специализированные

9

8

4

4

4

Количество торговых мест (всего), единиц

13199

11118

8739

8142

7479

из них выделенные участникам рынка, единиц:

-- индивидуальным предпринимателям

10825

8902

7311

6608

5840

-- крестьянским (фермерским) хозяйствам

69

98

54

54

54

-- частным лицам

196

133

105

46

46

-- юридическим лицам

206

193

119

186

165

-- личным подсобным хозяйствам

1903

1792

1150

1248

1374

Продолжение таблицы 2.4

Коэффициент использования торговых мест (всего), %:

61,7

67,5

65,1

64,5

57,9

в том числе закрепленных за:

- индивидуальными предпринимателями

69,7

78,4

73,2

73,4

67,2

- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

55,1

60,2

20,4

66,7

42,6

- частными лицами

64,3

45,1

20,0

41,3

50,0

- юридическими лицами

59,7

59,6

45,2

33,3

19,4

- личными подсобными хозяйствами

16,5

16,6

22,1

22,6

23,7


Анализ показателей рыночной торговли на рынках города (табл. 2.4) продемонстрировал, что к началу 2018 года:

- количество торговых мест по отношению к 2013 году, выделяемых всем участникам рынка, уменьшилось на 43,34%. Участие в формировании оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей сократилось на 46,05%, крестьянских (фермерских) хозяйств на 21,74%, частных лиц на 76,5%, юридических лиц на 19,9%, владельцев личных подсобных хозяйств на 27,8%. Эти изменения связаны с преобразованием розничных рынков в торговые комплексы в целях оптимизации торговой сети;

- значение коэффициента использования выделенных всем участникам рынка торговых мест значительно ниже 100% и изменяется в разные годы периода с 2013 по 2017 гг. диапазоне от 61,7 до 57,9%.

В связи с этим с целью сдерживания цен и роста товарооборота необходимо:

1) расширять каналы сбыта продукции и стимулировать областных производителей (индивидуальных предпринимателей, владельцев крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств), увеличивая тем самым их долю в институциональной структуре оборота розничной торговли;

2) рационально планировать участникам рынка выделение торговых мест, добиваясь их эффективного использования.

Анализ данных об участниках оптовой торговли города, представленных в таблице 2.5, свидетельствует о том, что на протяжении рассматриваемого периода (2013-2017 гг.):

  • общее количество субъектов оптовой торговли возросло (в 2017 г. на 9,9% по сравнению с 2013 г.),
  • число торговых организаций, имеющих складские помещения, в 2017 году выросло по отношению к 2013 году на 1,2% , общая площадь складских помещений увеличилась на 37,7%,
  • число торговых организаций, не имеющих складских помещений, осуществляющих торговлю транзитом, выросло (в 2017 г. по сравнению с 2013 г. на 93,0%).

Таблица 2.5

Данные о субъектах оптовой торговли[16]

Предприятия

2013

2014

2015

2016

2017

Общее число, единицы

453

443

458

479

498

в том числе:

- имеющих склад,

410

394

408

428

415

площадь склада, тыс. кв.м

256

285

298,2

300,6

352,4

- не имеющих склад

43

49

50

51

83


Анализ структуры формирования оборота оптовой торговли на основе данных, приведенных в таблице 2.6, показал, что в период с 2013 по 2017 гг.:

  • наибольший удельный вес при формировании оборота оптовой торговли занимает доля крупных и средних компаний оптовой торговли – 51,6%, доля субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей с основным видом деятельности «Оптовая торговля» составила 41,5% и доля предприятий с численностью работников до 15-ти человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства составила 6,9%.
  • на фоне снижения удельного веса крупных и средних компаний оптовой торговли на 5,1%, наблюдается рост удельного веса субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей с основным видом деятельности «Оптовая торговля» на 0,6% и рост удельного веса предприятий с численностью работников до 15-ти человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства на 4,6%.

Таблица 2.6

Доля субъектов оптового рынка города в обороте оптовой торговли[17], 2013-2017 гг., %

Субъекты оптовой торговли

2013

2014

2015

2016

2017

Субъекты малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей с основным видом деятельности «Оптовая торговля»

42,6

40,8

38,7

40,9

41,5

Крупные и средние оптовые организации

52,2

47,3

52,6

56,7

51,6

Предприятия с численностью работающих до 15-ти человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства

5,2

11,9

8,7

2,3

6,9

Причиной замедления динамики участия субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих до 15-ти человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в формировании товарооборота оптовой торговли явились, по-видимому, неблагоприятная ценовая конъюнктура на некоторые виды продовольственных и непродовольственных товаров и снижение покупательской активности.

Анализ структуры оборота общественного питания с использованием данных таблицы 2.7 позволил сделать следующие выводы:

  • основным участником формирования оборота общественного питания в период с 2013 г. по 2017 г. является малый бизнес,
  • в период с 2013 г. по 2017 г. показатель доли малого бизнеса в структуре оборота общепита имеет отрицательную динамику: по сравнению с 2013 г. в 2017 г. снижение этого показателя составило 16,5%,
  • в период с 2013 г. по 2017 г. отмечается положительная динамика показателя доли крупных и средних организаций общественного питания в структуре оборота общественного питания, который вырос в 2017 г. по сравнению с 2013 г. на 93,3%, что объясняется развитием сетевых объектов общественного питания

Таблица 2.7

Доля субъектов общественного питания в структуре оборота общественного питания, 2013-2017 гг., %[18]

Субъекты рынка

2013

2014

2015

2016

2017

малый бизнес

85,0

86,7

84,1

77,6

71

крупные организации и субъекты среднего предпринимательства

15,0

13,3

15,9

22,4

29

Анализ динамики показателей каналов реализации общественного питания (табл. 2.8) демонстрирует следующее:

  • к началу 2018 наблюдается снижение количества таких предприятий общественного питания, как общедоступные столовые, закусочные, рестораны, кафе, бары, причем отрицательная динамика имеет устойчивый характер на протяжении всего анализируемого периода,
  • число столовых учебных заведений, организаций, промышленных предприятий, увеличилось на 86%.

В рамках создания комфортных условий жизни жителей города Ростова-на-Дону необходимо расширение городской сети общепита и создание общедоступных (территориальная, ценовая доступность) сетей предприятий общественного питания для потребителей с различным уровнем дохода.

Таблица 2.8

Динамика количества объектов общественного питания в городе Ростове-на-Дону, единиц, 2013-2017 гг.[19]

Объекты общественного питания

2013

2014

2015

2016

2017

- общедоступные столовые, закусочные

944

936

901

1017

748

- столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий

187

185

185

182

338

- рестораны, кафе, бары

867

891

864

808

741

ИТОГО

1998

2012

1950

2007

1827

Анализ данных табл. 2.9, содержащих значения показателей, характеризующих каналы реализации бытовых услуг на потребительском рынке города Ростова-на-Дону, показывает, что к концу 2017 года по отношению к 2013 году:

  • увеличилось количество предприятий, оказывающих услуги похимической чистки и крашению, количество предприятий – парикмахерских (салонов красоты), количество предприятий ритуальных услуг;
  • уменьшилось количество организаций, осуществляющих - ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов и изготовление металлоизделий, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья и других построек, предоставляющих прачечные, фото и другие услуги,
  • в период с 2013 по 2017 гг. наблюдается устойчивая тенденция сокращения числа предприятий, оказывающих бытовые услуги – на 31,3%.

Таблица 2.9

Динамика реализации бытовых услуг в городе Ростове-на-Дону, по различным каналам, 2013-2017 гг., ед.[20]

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

Все предприятий бытового обслуживания населения, в т.ч.

4408

4523

3130

3504

3027

- ремонт и пошив обуви

256

268

177

192

170

- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий

259

265

266

262

181

- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов и изготовление металлоизделий

582

605

230

347

294

- техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования

605

620

624

672

603

- изготовление и ремонт мебели

190

190

50

101

55

- химическая чистка и крашение

47

49

46

78

56

- прачечные

34

34

13

13

18

- ремонт и строительство жилья и других построек

281

281

34

55

30

- бани и душевые (сауны)

110

112

78

111

72

- парикмахерские (салоны красоты)

731

751

879

950

778

- фотоателье, фото- и кино лаборатории

307

309

173

173

121

- ритуальные услуги

8

8

8

29

18

- прочие услуги бытового характера

998

1031

552

521

544

Снижение востребованности многих видов бытовых услуг у населения объясняется понижением в рассматриваемый период его покупательской способности, востребованными остались более жизненно необходимые услуги – парикмахерских, салонов красоты, услуг автосервиса и т.п.

Для повышения качества жизни населения в городе необходимо развивать сеть бытовых услуг и сервисов.