Файл: Прогнозирование и планирование потребительского рынка (город Ростов-на-Дону).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

2.1 Анализ эффективности выполнения и степени достижения плановых показателей Стратегии-2025 в части потребительского рынка города Ростова-на-Дону

2.2 Оценка структуры и динамики показателей функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНОЗИРУЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1 Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

3.2 Ключевые проблемы функционирования и развития города потребительского рынка и сферы услуг Ростова-на-Дону

3.3 Прогнозируемые и планируемые показатели потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону на 2018-2020 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНОЗИРУЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1 Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

По проведенному во второй главе исследованию нами определены основные конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону:

  • Развитая внутригородская инфраструктура розничной и оптовой торговли, общественного питания, рыночных и сервисных услуг.
  • Наличие потенциала для использования городских производственных и торговых мощностей с целью привлечения на рынки города субъектов сопредельных регионов и сопредельных стран ближнего зарубежья.
  • Наличие выгодных природно-климатических и транспортно–географических факторов для развития потребительского рынка.
  • Высокая емкость потребительского рынка, обусловленная значительной численностью городского населения и относительно высоким уровнем его доходов.
  • Наличие большого количества образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку работников основного и вспомогательного персонала торговли, общественного питания и сферы услуг.
  • Реализация муниципальных программ развития потребительского рынка и сферы услуг на основе повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей и обеспечения добросовестной конкуренции.
  • Историко-культурные традиции города, традиции гостеприимства и проведения праздников, способствующие развитию туристического бизнеса, сфер розничной торговли, сервисных услуг и общественного питания.

Развитие города Ростова-на-Дону как межрегионального центра деловых, инновационных, образовательных, медицинских услуг, а также местного и международного туризма (включая деловой туризм).

3.2 Ключевые проблемы функционирования и развития города потребительского рынка и сферы услуг Ростова-на-Дону


Так же на основании оценки развития потребительского рынка, проведенного во второй главе, нами определены основные ключевые проблемы функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону:

  • Невысокая доля областных производителей (индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств) в институциональной структуре оборота розничной торговли города.
  • Недостаточный уровень развития специализированного сервиса содействия предпринимательской деятельности.
  • Низкий уровень развития межрегиональной товаропроводящей инфраструктуры.
  • Незавершенно формирование городской сети бытовых услуг и сервисов, повышающих качество жизни населения города.
  • Существенная дифференциация уровня денежных доходов социальных групп населения и работников различных отраслей.
  • Снижение платежеспособности населения города.
  • Недостаточно развитая общедоступная (по цене) сеть предприятий общественного питания для жителей города с различным уровнем дохода.
  • Нерациональное использование выделенных администрацией торговых мест, количество которых превышает установленный правительством города норматив.

3.3 Прогнозируемые и планируемые показатели потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону на 2018-2020 годы

Перед преставлением прогнозируемых и планируемых показателей потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону нами были определены ключевые тренды, возможности и угрозы функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Ключевые тренды, возможности и угрозы функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

№ п/п

Ключевые тренды

Ключевые угрозы

Ключевые возможности

На мировом уровне

1

Развитие сервисных технологий потребительского ритейла

  • Уход с рынка некоторых сетевых игроков
  • Неготовность торговых предприятий к внедрению новых технологий
  • Неготовность потребителей к использованию новых технологий
  • Дефицит специалистов необходимой квалификации
  • Трансформация дистрибьюторских сетей в логистические комплексы
  • Трансформация сетевого ритейла
  • Развитие торговых предприятий, обеспечивающих персонализированный подход
  • Внедрение он-лайн 2.0
  • Внедрение EFMCG, персонализированных систем продаж
  • Развитие омниканального ритейла
  • Самопроизводство в ритейле

2

Развитие Интернет-торговли на базе глобальных торговых площадок (платформ Aliexpress, Amazon и т.п.)

Более высокие конкурентные преимущества зарубежных торговых площадок и онлайн-магазинов перед российскими

  • Более низкие цены для покупателя
  • Широкий выбор товаров
  • Развитие способов и средств доставки товаров

4

Распространение новых способов оплаты за приобретенные товары или услуги

  • Предоставление потребителю сервиса, ориентированного на экономию времени

Продолжение таблицы 3.1

На федеральном уровне

1

Развитие сервисных технологий потребительского ритейла (он-лайн 2.0, омниканальный ритейл, EFMCG)

  • Уход с рынка некоторых сетевых игроков
  • Неготовность торговых предприятий к внедрению новых технологий
  • Неготовность потребителей к использованию новых технологий
  • Дефицит специалистов необходимой квалификации
  • Трансформация дистрибьюторских сетей в логистические комплексы
  • Трансформация сетевого ритейла
  • Развитие торговых предприятий, обеспечивающих персонализированный подход
  • Внедрение он-лайн 2.0

2

Использование и развитие цифровых и теле-коммуникационных технологий в логистике

  • Дефицит специалистов по цифровым и теле-коммуникационным технологиям в области логистики
  • Автоматизация логистических процессов

3

Изменения в предпочтениях потребителей, в соотношении рабочего и свободного времени, трудовой и досуговой деятельности потребителей

  • Возрастание конкуренции
  • Развитие служб кейтеринга и сервисов
  • Развитие предприятий малого бизнеса по предоставлению сервисных услуг и проведению досуга
  • Расширение ассортиментных групп товаров и услуг торгового предприятия
  • Предоставление потребителю сервисов, ориентированных на экономию его времени

На региональном уровне

1

Продолжение процесса структуризации розничной торговли

  • Повышение входного барьера на рынке розничной торговли
  • Снижение в торговом обороте доли торговых предприятий малого бизнеса
  • Уход с рынка ряда торговых предприятий малого бизнеса
  • Замедление темпов развития местных/ региональных торговых сетей
  • Формирование новых крупных розничных сетей
  • Предложение целевым группам потребителей умеренного уровня цен, широкого ассортимента продукции и достаточного уровня сервиса
  • Рост в торговом обороте доли крупных розничных сетевых компаний
  • Дальнейшее развитие крупных торговых сетей, совмещающих несколько торговых форматов, ориентированных на различные группы покупателей.

Продолжение таблицы 3.1

2

Развитие Интернет-магазинов и продажи через социальные сети

  • Появление мошеннических схем
  • Инфраструктурные проблемы города для потребителя
  • Уход бизнеса в неформальный сектор торговли
  • Нехватка квалифицированных кадров в области телекоммуникационных технологий
  • Удержание операционных расходов на низком уровне
  • Расширение клиентской сети и увеличение объемов продаж
  • Уменьшение торговых площадей на душу населения
  • Профессионализация маркетинга

3

Изменение форматов оптовой торговли

  • Возрастание конкуренции в сфере оптовой торговли
  • Снижение доли субъектов малого предпринимательства с основным видом деятельности «оптовая торговля»
  • Увеличение оптовых цен на определенные виды продовольственных и непродовольственных товаров
  • Развитие склад-клубов, реализующих оптовые и розничные продажи
  • Создание крупных межсетевых распределительных центров
  • Увеличение доли торговых предприятий, осуществляющих торговые операции транзитом
  • Снижение оптовых цен на определенные виды продовольственных и непродовольственных товаров

Основные показатели развития потребительского рынка и сферы услуг представлены в таблице 3.2.

Развитие крупного и среднего торгового бизнеса тесно связано с развитием розничных торговых сетей, дающих дополнительный импульс потребительскому рынку. В городе Ростове-на-Дону осуществляют свою деятельность такие крупные представители федеральных и международных розничных торговых сетей как «Компания «X5 Retail Group» (сеть гипермаркетов «Перекресток» и магазинов «Пятерочка»), ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), «Окей», «Ашан», «Лента», «Медиа Маркт», «Эльдорадо», «М.Видео», «Икеа», «Леруа Мерлен», «Касторама».

Таблица 3.2

Показатели прогноза развития потребительского рынка города Ростова – на Дону на 2018 год и на период до 2020 года

Показатели

Единица измерения

2015

2016

2017

Прогноз

2018

2019

2020

Оборот розничной торговли

Млн.руб.

426056,3

442735,8

465957,7

500587,7

533639,5

570535,4

В % к предыдущему году

94,5

97,0

101,1

103,3

102,7

103,0

Индекс цен, %

117,1

107,1

104,1

104,0

103,8

103,8

Оборот общественного питания

Млн.руб.

19942,1

20332,4

22117,3

24175,7

26047,1

28226,7

В % к предыдущему году

94,3

96,6

103,5

104,5

103,2

104,0

Индекс цен, %

111,8

105,6

105,1

104,6

104,4

104,2

Объем платных услуг, представленных населению

Млн.руб.

112956,2

121440,7

129575,9

140823,1

152312,0

164898,7

В % к предыдущему году

102,9

102,1

102,3

104,0

103,6

103,9

Индекс цен, %

106,5

105,3

104,3

104,5

104,4

104,2

Крупнейшими в числе торговых сетей, представленных на потребительском рынке города, являются: ООО «Солнечный круг», ООО «Апекс плюс», ООО «Ассорти Трейдинг».

Прогнозные темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составят: в 2017 году - 101,1%, в 2018 году - 103,3%, в 2019 году планируется небольшое замедление темпа роста (102,7%), что обусловлено высоким объемом розничной торговли, в том числе благодаря проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года на территории города, в 2020 году продолжится рост показателя - 103,0%.


Таким образом, оценка оборотов розничной торговли и общественного питания в 2017 году и прогнозирование на среднесрочный период 2018-2020 годов проведены на основе текущих тенденций и достигнутых в предыдущие годы значений указанных показателей, а также с учетом предстоящей подготовки города к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Возобновление положительной динамики показателей по разделу «Потребительский рынок» предполагается с середины 2017 года.

Прогнозные темпы роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах составят: в 2017 году - 103,5%, в 2018 году - 104,5%, в 2019 году - 103,2%, в 2020 году - 104,0%.

Оценка объема платных услуг за 2016 и 2017 годы, а также прогнозирование на среднесрочную перспективу 2018-2020 годов, осуществлялась на основе достигнутых значений в отчетном периоде, с учетом инфляционных ожиданий, а также оценки скрытой и неформальной деятельности в данной сфере.

Оценка темпа роста объема платных услуг в 2016 году составляет 102,1%. В 2017 году ожидается возобновление темпа роста 102,3%, что вызвано улучшением экономической ситуации в стране.

Темп роста объема платных услуг в сопоставимых ценах по прогнозу в 2018 году составит – 104%, в 2019 году – 103,6%, в 2020 году – 103,9%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все поставленные задачи в курсовой работе решены в полной мере.

В первой главе нами рассмотрены теоретические основы прогнозирования и планирования потребительского рынка.

Потребительский рынок представляет собой совокупность физических лиц и домохозяйств, которые приобретают необходимые товары и услуги для личного некоммерческого пользования. Для него характерна высокий уровень конкуренции, большое количество и дифференциация товара, децентрализованная структура. Потребительский рынок включает в себя разнообразное количество субъектов, на экономическое поведение которых влияют многие факторы, к числу которых можно отнести, к примеру, социокультурные, личные и психологические факторы.

Прогнозирование и планирование потребительского рынка – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования потребительского рынка и сферы услуг.

Во второй главе нами проведен анализ эффективности выполнения и степени достижения плановых показателей Стратегии-2025 в части потребительского рынка города Ростова-на-Дону.