Файл: Прогнозирование и планирование потребительского рынка (город Ростов-на-Дону).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНОЗИРУЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
3.1 Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНОЗИРУЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
3.1 Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону
По проведенному во второй главе исследованию нами определены основные конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону:
- Развитая внутригородская инфраструктура розничной и оптовой торговли, общественного питания, рыночных и сервисных услуг.
- Наличие потенциала для использования городских производственных и торговых мощностей с целью привлечения на рынки города субъектов сопредельных регионов и сопредельных стран ближнего зарубежья.
- Наличие выгодных природно-климатических и транспортно–географических факторов для развития потребительского рынка.
- Высокая емкость потребительского рынка, обусловленная значительной численностью городского населения и относительно высоким уровнем его доходов.
- Наличие большого количества образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку работников основного и вспомогательного персонала торговли, общественного питания и сферы услуг.
- Реализация муниципальных программ развития потребительского рынка и сферы услуг на основе повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей и обеспечения добросовестной конкуренции.
- Историко-культурные традиции города, традиции гостеприимства и проведения праздников, способствующие развитию туристического бизнеса, сфер розничной торговли, сервисных услуг и общественного питания.
Развитие города Ростова-на-Дону как межрегионального центра деловых, инновационных, образовательных, медицинских услуг, а также местного и международного туризма (включая деловой туризм).
3.2 Ключевые проблемы функционирования и развития города потребительского рынка и сферы услуг Ростова-на-Дону
Так же на основании оценки развития потребительского рынка, проведенного во второй главе, нами определены основные ключевые проблемы функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону:
- Невысокая доля областных производителей (индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств) в институциональной структуре оборота розничной торговли города.
- Недостаточный уровень развития специализированного сервиса содействия предпринимательской деятельности.
- Низкий уровень развития межрегиональной товаропроводящей инфраструктуры.
- Незавершенно формирование городской сети бытовых услуг и сервисов, повышающих качество жизни населения города.
- Существенная дифференциация уровня денежных доходов социальных групп населения и работников различных отраслей.
- Снижение платежеспособности населения города.
- Недостаточно развитая общедоступная (по цене) сеть предприятий общественного питания для жителей города с различным уровнем дохода.
- Нерациональное использование выделенных администрацией торговых мест, количество которых превышает установленный правительством города норматив.
3.3 Прогнозируемые и планируемые показатели потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону на 2018-2020 годы
Перед преставлением прогнозируемых и планируемых показателей потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону нами были определены ключевые тренды, возможности и угрозы функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Ключевые тренды, возможности и угрозы функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону
№ п/п |
Ключевые тренды |
Ключевые угрозы |
Ключевые возможности |
На мировом уровне |
|||
1 |
Развитие сервисных технологий потребительского ритейла |
|
|
2 |
Развитие Интернет-торговли на базе глобальных торговых площадок (платформ Aliexpress, Amazon и т.п.) |
Более высокие конкурентные преимущества зарубежных торговых площадок и онлайн-магазинов перед российскими |
|
4 |
Распространение новых способов оплаты за приобретенные товары или услуги |
|
Продолжение таблицы 3.1
На федеральном уровне |
|||
1 |
Развитие сервисных технологий потребительского ритейла (он-лайн 2.0, омниканальный ритейл, EFMCG) |
|
|
2 |
Использование и развитие цифровых и теле-коммуникационных технологий в логистике |
|
|
3 |
Изменения в предпочтениях потребителей, в соотношении рабочего и свободного времени, трудовой и досуговой деятельности потребителей |
|
|
На региональном уровне |
|||
1 |
Продолжение процесса структуризации розничной торговли |
|
|
Продолжение таблицы 3.1
2 |
Развитие Интернет-магазинов и продажи через социальные сети |
|
|
3 |
Изменение форматов оптовой торговли |
|
|
Основные показатели развития потребительского рынка и сферы услуг представлены в таблице 3.2.
Развитие крупного и среднего торгового бизнеса тесно связано с развитием розничных торговых сетей, дающих дополнительный импульс потребительскому рынку. В городе Ростове-на-Дону осуществляют свою деятельность такие крупные представители федеральных и международных розничных торговых сетей как «Компания «X5 Retail Group» (сеть гипермаркетов «Перекресток» и магазинов «Пятерочка»), ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), «Окей», «Ашан», «Лента», «Медиа Маркт», «Эльдорадо», «М.Видео», «Икеа», «Леруа Мерлен», «Касторама».
Таблица 3.2
Показатели прогноза развития потребительского рынка города Ростова – на Дону на 2018 год и на период до 2020 года
Показатели |
Единица измерения |
2015 |
2016 |
2017 |
Прогноз |
||
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
Оборот розничной торговли |
Млн.руб. |
426056,3 |
442735,8 |
465957,7 |
500587,7 |
533639,5 |
570535,4 |
В % к предыдущему году |
94,5 |
97,0 |
101,1 |
103,3 |
102,7 |
103,0 |
|
Индекс цен, % |
117,1 |
107,1 |
104,1 |
104,0 |
103,8 |
103,8 |
|
Оборот общественного питания |
Млн.руб. |
19942,1 |
20332,4 |
22117,3 |
24175,7 |
26047,1 |
28226,7 |
В % к предыдущему году |
94,3 |
96,6 |
103,5 |
104,5 |
103,2 |
104,0 |
|
Индекс цен, % |
111,8 |
105,6 |
105,1 |
104,6 |
104,4 |
104,2 |
|
Объем платных услуг, представленных населению |
Млн.руб. |
112956,2 |
121440,7 |
129575,9 |
140823,1 |
152312,0 |
164898,7 |
В % к предыдущему году |
102,9 |
102,1 |
102,3 |
104,0 |
103,6 |
103,9 |
|
Индекс цен, % |
106,5 |
105,3 |
104,3 |
104,5 |
104,4 |
104,2 |
Крупнейшими в числе торговых сетей, представленных на потребительском рынке города, являются: ООО «Солнечный круг», ООО «Апекс плюс», ООО «Ассорти Трейдинг».
Прогнозные темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составят: в 2017 году - 101,1%, в 2018 году - 103,3%, в 2019 году планируется небольшое замедление темпа роста (102,7%), что обусловлено высоким объемом розничной торговли, в том числе благодаря проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года на территории города, в 2020 году продолжится рост показателя - 103,0%.
Таким образом, оценка оборотов розничной торговли и общественного питания в 2017 году и прогнозирование на среднесрочный период 2018-2020 годов проведены на основе текущих тенденций и достигнутых в предыдущие годы значений указанных показателей, а также с учетом предстоящей подготовки города к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Возобновление положительной динамики показателей по разделу «Потребительский рынок» предполагается с середины 2017 года.
Прогнозные темпы роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах составят: в 2017 году - 103,5%, в 2018 году - 104,5%, в 2019 году - 103,2%, в 2020 году - 104,0%.
Оценка объема платных услуг за 2016 и 2017 годы, а также прогнозирование на среднесрочную перспективу 2018-2020 годов, осуществлялась на основе достигнутых значений в отчетном периоде, с учетом инфляционных ожиданий, а также оценки скрытой и неформальной деятельности в данной сфере.
Оценка темпа роста объема платных услуг в 2016 году составляет 102,1%. В 2017 году ожидается возобновление темпа роста 102,3%, что вызвано улучшением экономической ситуации в стране.
Темп роста объема платных услуг в сопоставимых ценах по прогнозу в 2018 году составит – 104%, в 2019 году – 103,6%, в 2020 году – 103,9%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все поставленные задачи в курсовой работе решены в полной мере.
В первой главе нами рассмотрены теоретические основы прогнозирования и планирования потребительского рынка.
Потребительский рынок представляет собой совокупность физических лиц и домохозяйств, которые приобретают необходимые товары и услуги для личного некоммерческого пользования. Для него характерна высокий уровень конкуренции, большое количество и дифференциация товара, децентрализованная структура. Потребительский рынок включает в себя разнообразное количество субъектов, на экономическое поведение которых влияют многие факторы, к числу которых можно отнести, к примеру, социокультурные, личные и психологические факторы.
Прогнозирование и планирование потребительского рынка – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования потребительского рынка и сферы услуг.
Во второй главе нами проведен анализ эффективности выполнения и степени достижения плановых показателей Стратегии-2025 в части потребительского рынка города Ростова-на-Дону.