Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Динамика договорных отношений при оказании рекламных услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оплата выполненных услуг производится в соответствии со статьей 781 ГК РФ :

1. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

2. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

3. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Заказчик рекламы вправе отказаться от исполнения договора об оказании рекламных услуг, но при этом он обязан оплатить исполнителю - организации, осуществляющей деятельность в сфере рекламных услуг фактически осуществленные ей расходы.

Исполнитель - организация, осуществляющая деятельность в сфере рекламных услуг, также может отказаться от исполнения обязательств по договору об оказании рекламных услуг, но лишь при условии полного возмещения убытков, понесенных в связи с этим, заказчику рекламы.

Проанализировав положения главы 39 ГК РФ можно сделать вывод, что правовое регулирование возмездного оказания услуг имеет ряд отличительных особенностей :

1. В договоре возмездного оказания услуг участвуют только две стороны - заказчик и исполнитель.

2. Отсутствует материальный результат действия, а значит, оплачивается услуга как таковая: соответственно стадии сдачи и приемки, как правило, в договоре возмездного оказания услуг не выделяются и детально не регламентируются.

3. Согласно статье 780 ГК РФ отсутствует возможность передачи права и обязанности по договору возмездного оказания услуг третьему лицу - другому исполнителю, если иное не предусмотрено договором.

4. Согласно пункту 2 статьи 781 ГК РФ в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

5. Риск неисполнения договора по обстоятельствам, не зависящим от сторон, несет согласно пункту 3 статьи 781 ГК РФ заказчик, поскольку он обязан компенсировать исполнителю осуществленные им расходы.

6. Существует возможность одностороннего отказа от исполнения договора обеими сторонами, правда, с соблюдением ряда условий:

- при отказе со стороны заказчика он обязан на основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ оплатить исполнителю фактически осуществленные им расходы;


- при отказе со стороны исполнителя - последний, согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ, компенсирует убытки заказчика.

Необходимо отметить, что схожесть правового регулирования договора возмездного оказания услуг и договора подряда дает возможность регулирования правоотношений, связанных с договором возмездного оказания услуг, нормами договора подряда, что отражено в статье 783 ГК РФ:

«Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг».

Под объектом рекламирования Закон понимает то, на что может быть направлена реклама:

товар (под «товаром» в данном случае следует понимать продукт деятельности, в том числе работу, услугу, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот)[8];

средство индивидуализации товара;

изготовитель или продавец товара;

результаты интеллектуальной деятельности;

мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари).

Статья 3 Закона выделяет 4 вида субъектов рекламной деятельности.

Во-первых, это рекламодатель. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

Вторым субъектом является рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламораспространитель – третий субъект рекламной деятельности – представляет собой лицо, осуществляющее непосредственное распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

И последним самым главным субъектом рекламы является потребители рекламы – это те лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования и направлена реклама.

Все перечисленные выше 4 вида субъектов являются участниками рекламного рынка. Самой многочисленной долей участников при этом являются потребители рекламы (физические и юридические лица), рекламодатель, как правило, выступает в единственном числе.

Заметим, что функции этих двух субъектов может выполнять как один субъект хозяйственной деятельности, то есть юридическое или физическое лицо, так и два самостоятельных субъекта. Так чаще всего и происходит.


Договор на оказание услуг по рекламе

Как было сказано выше, весьма часто функции рекламопроизводителя и рекламораспространителя выполняет один и тот же субъект хозяйственной деятельности. Иными словами, этот субъект одновременно и изготавливает рекламные материалы и затем сам и размещает их.Как правило, в этих случаях исполнитель и заказчик рекламных услуг заключают между собой смешанный договор – договор возмездного оказания услуг. Предметом такого договора является выпуск какого-либо вида рекламной продукции и затем оказание услуг по их размещению.

В договоре возмездного оказания рекламных услуг участвуют две стороны:

заказчик – рекламодатель;

исполнитель - рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Согласно п. 1 статьи 779 Гражданского кодекса (ГК) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, по договору об оказании рекламных услуг исполнитель - организация, осуществляющая деятельность в сфере оказания рекламных услуг, обязуется оказать услуги рекламного характера в соответствии с заказом, а заказчик в свою очередь обязуется принять и оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 статьи 781 ГК).

В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Если же невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 780 ГК отсутствует возможность передачи права и обязанности по договору возмездного оказания услуг третьему лицу - другому исполнителю, если иное не предусмотрено договором.

Согласно статье 782 ГК каждая сторона договора вправе отказаться от исполнения договора об оказании рекламных услуг:

заказчик вправе отказаться при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;

исполнитель вправе отказаться лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Кроме того, согласно статье 783 ГК общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг (в том числе и рекламных услуг), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.


Так, например, относительно распределения рисков между сторонами – согласно п. 1 статьи 706 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона - заказчик либо исполнитель рекламных услуг[9].

Если на стороне исполнителя выступают одновременно два лица или более, при неделимости предмета обязательства они признаются по отношению к заказчику солидарными должниками и соответственно солидарными кредиторами (статья 707 ГК).

В случаях, когда фактические расходы исполнителя рекламных услуг оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, он сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором, если заказчик не докажет, что полученная исполнителем экономия повлияла на качество выполненных работ.

Бывает, что заказчик самостоятельно представляет материал для работы исполнителю. Исполнитель обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы.

2.2 Стороны в договоре оказания рекламных услуг, их права и обязанности

Сторонами по договору на оказание рекламных услуг в рамках распространения рекламы являются рекламодатель и рекламораспространитель[10].

Согласно ст. 2 Закона о рекламе рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в том числе технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами; рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

Рекламодатели – это, как правило, производители, изготовители, продавцы товаров, исполнители услуг, работ, государственные органы (при размещении социальной рекламы), то есть те субъекты, в интересах которых непосредственно распространяется реклама.


Рекламораспространителями могут являться юридические лица, на которых возложены функции редакций средств массовой информации, владельцы транспортных средств, зданий, сооружений, владельцы интернет-сайтов и т.п.

Права и обязанности рекламодателей и рекламораспространителей в договоре оказания рекламных услуг не отличаются существенно от прав и обязанностей сторон по договору возмездного оказания услуг, однако имеют определенную специфику в виду специфичности предмета договора.

Среди обязанностей рекламораспространителя:

- предоставить Рекламодателю место размещения средства наружной рекламы в соответствии с настоящим договором и в сроки, определенные спецификациями к настоящему договору;

- предоставить Рекламодателю фотоотчет о размещении рекламы на средствах наружной рекламы Рекламораспространителя в электронном виде, не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней, с момента начала каждой новой рекламной кампании Рекламодателя.

- поддерживать средство наружной рекламы на протяжении всего периода размещения рекламы Рекламодателя в состоянии, соответствующем требованиям нормативно-технической документации, а также в надлежащем эстетическом состоянии;

- осуществить монтаж рекламного продукта, принадлежащего Рекламодателю в срок до 5 (пяти) дней с момента предоставления его Рекламораспространителю. Демонтаж рекламного продукта по окончанию каждой рекламной кампании Рекламодателя производится в том же порядке с точным соблюдением периода размещения рекламы, указанного в каждой спецификации;

- принять или отклонить материалы, предоставленные Рекламодателем. В случае отклонения обосновать отказ в течение 2 (двух) рабочих дней;

- принимать оплату за размещение рекламы на средствах наружной рекламы в установленном настоящим договором порядке.

Следует отметить, что бланк договора не содержит пунктов о правах рекламодателя и рекламораспространителя, что является не совсем обоснованным.

Все-таки следовало бы в договоре предусмотреть как права рекламодателя, так и права рекламораспространителя.

В качестве прав рекламодателя можно предусмотреть, например, следующие:

- право на смену сюжета, рекламной информации в период течения срока размещения рекламы;

- право контроля за размещением рекламной информации, за эстетическим или техническим состоянием средства рекламы в период размещения на средстве рекламной информации рекламодателя.

В качестве прав рекламораспространителя можно предусмотреть, например, следующие: