Файл: Ценовая политика и стратегия банка (на примере).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комиссия за переводы = тариф (% от суммы перевода) * средняя сумма перевода * кол-во операций

Типичные значения комиссии за переводы в другие банки на современном рынке платежей 0,3-1% от суммы. Переводы p2p для клиента более дорогие – 1,5-2% от суммы. В тарифы по переводам также входит минимальная сумма комиссии, в большинстве банков она составляет 30-50 рублей, чтобы вне зависимости от суммы перевода операция была прибыльной для банка. При этом исходя из практики 97% переводов совершаются с комиссией, превышающей минимальную сумму.

Доход от конвертации возникает при проведении операции в валюте отличной от валюты счета. Комиссия за конвертацию отличается от прочих комиссий тем, что ее размер обычно задан неточно. Это связно с тем, что банк зарабатывает на разнице между курсом валюты установленным на бирже и курсом установленным банком для покупки/продажи иностранной валюты для операций с использованием карт. В период высокой волатильности, например, в течение 2015 года банки минимизировали свои риски за счет больших спредов – разнице между курсом продажи и курсом покупки валюты. Доходность операций конвертации достигала 5%. В период небольшой волатильности обычно доходность операций составляет 1-2% в зависимости от целей банка. Для VIP-клиентов курс валюты может быть индивидуальным с учетом их статуса и скидки за большие суммы. Определим доход от конвертации:

Комиссия за конвертацию = доходность конвертации * средняя сумма операции * кол-во операций

Международные платежные системы (МПС) позволяют банкам устанавливать дополнительную комиссию при конвертации из одной валюты в другую:

  • VISA: OIF – Optional Issue Fee
  • MASTERCARD: ICCR – Issuer Currency Conversion Rate

В финансовом представлении, которое поступает в банк от платежной системы (VISA International или MasterCard International), по каждой операции указываются две суммы [24]: 

  • сумма в валюте операции 
  • сумма в валюте биллинга по карте

Валютой биллинга для операции, совершенной в российских рублях, в случае если и эквайрер является российским юридическим лицом, является российский рубль. В остальных случаях валютой биллинга являются доллары США, за исключением карт MasterCard (по картам MasterCard валютой биллинга могут быть доллары США или евро, в зависимости от BIN карты). Для карт платежной системы VISA сумма в валюте биллинга может быть увеличена на размер OIF (Optional Issue Fee), а для карт MasterCard сумма в валюте биллинга будет увеличена на размер ICCR, если валюта операции отличается от валюты биллинга.


Определим комиссионный доход от дополнительной комиссии:

Комиссионный доход = ставка комиссии (%) * средняя сумма операции за рубежом * кол-во операций в валюте, отличающейся от валюты биллинга

Комиссия OIF\ICCR устанавливается банком-эмитентом и не регулируется МПС. Например, в Альфабанке комиссия составляет 1,65%, в Промсвязьбанке комиссия составляет 1,99%.

Для предотвращения злоупотреблений и стимулирования клиентов к внимательному отношению к платежному инструменту в виде карты банки устанавливают комиссию за перевыпуск карты в случае утери. У банков в данном случае не стоит цели заработать, а лишь покрыть свои расходы, поэтому комиссия, как правило, небольшая. Определим доходы от комиссии за перевыпуск как:

Комиссия за перевыпуск = сумма комиссии * доля клиентов перевыпускающих карту в связи с утерей

Действующие тарифы по комиссии за перевыпуск в связи с утерей в Табл.8.

Табл.8. Комиссия за перевыпуск в связи с утерей карты

Банк

Комиссия, руб.

Альфа-Банк

270

Промсвязьбанк

500

Райффайзенбанк

300

Сбербанк

150

Существует категория клиентов, которые хотят выделиться и готовы за это платить. Не все банки позволяют выпускать карты с индивидуальным дизайном, но те банки, которые имеют устройства для персонализации карт (эмбоссеры), могут получить дополнительный доход за такую услугу. Например, в Промсвязьбанке работает специальный сайт «Магазин банковских карт» в котором клиент может выбрать изображение для своей карты из достаточно широкого списка, а если ничего подходящего не найдет может загрузить на сайт изображение на свой вкус и после одобрения выбранной картинки со стороны банка получить карту со своим дизайном. Стоимость индивидуального дизайна карты в Промсвязьбанке составляет 333 рубля.

По статистике мы можем оценить какова доля клиентов, оформляющих карту в индивидуальном дизайне. В таком случае определим доход:

Комиссия за выпуск карты с индивидуальным дизайном = сумма комиссии * доля клиентов, заказавших индивидуальный дизайн

Если клиент хочет получить информацию об остатке на счете с помощью банкомата, принадлежащего другому банку, то обычно он может это сделать, заплатив комиссию. Иногда банки берут на себя расходы по предоставлению информации о балансе, но все-таки чаще встречается ситуация, когда все расходы перекладываются на клиента. Этак комиссия также существует лишь для покрытия расходов и не является зарабатывающей. Определим доход от комиссии:


Комиссия за запрос баланса в чужих АТМ = сумма комиссии * кол-во запросов

Несколько примеров по сумме комиссии за запрос баланса в Табл.9

Табл.9. Предоставление информации о доступном платежном лимите

Банк

Комиссия, руб.

Альфа-Банк

59

Промсвязьбанк

15

Райффайзенбанк

0

Сбербанк

15

Все чаще банки в поисках дополнительных источников доходов становятся агентами страховых услуг. Для банка взаимодействие со страховыми компаниями очень выгодно, так как страховые компании настолько заинтересованы в потоке клиентов, что готовы делиться до 40-50% своих доходов. Помимо достаточно привычных видов страхования, например, «Страхования жизни», существует достаточно много страховок, относящихся непосредственно к карте, например:

  • «Защита карты»: страхование распространяется на риски использования утраченной карты третьими лицами в результате ограбления, хищения или кражи; хищения денежных средств, полученных в банкомате по застрахованной карте; затраты на перевыпуск карты по причине ее кражи или утери и т.д.
  • «Защита покупок»: возмещение держателям карты стоимости покупки, либо её ремонта в соответствии с условиями программы в случае кражи, потери, либо повреждения товара, приобретенного с использованием карты, в течение нескольких дней со дня совершения покупки.

В расчете дохода от страхования необходимо учитывать, что полученный доход будет облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС). Через статистику или оценку доли проникновения страховки в общий объем продаж определим доход от страхования:

Доход от страхования = проникновение страховки в базу клиентов * страховая премия / (1 + НДС) * доля банка в страховой премии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценовая политика является сложным процессом, но от него зависит возможность эффективной работы банка. Правильно выстроенный процесс ценообразования позволяет не только рассчитать себестоимость продукта, но и обеспечить заложенный в стратегии развития банка уровень доходности при одновременном соблюдении целевых показателей по объемам продаж, объемам привлеченных и размещенных средств, что придает практическую значимость работе. Отсутствие в литературе готовой к внедрению подробной методики определения финансового результата карточных продуктов делает работу актуальной и востребованной в реальном банковском бизнесе.


В ходе работы была проведена систематизация теоретических и практических знаний о составляющих доходности банковских продуктов на основе платежных карт. Проведенный анализ позволил выделить следующие группы доходов-расходов для расчета финансового результата банковского продукта:

  • Процентный результат: процентный доход за вычетом процентного расхода
  • Трансфертный результат: трансфертный доход за вычетом трансфертного расхода
  • Комиссионный доход
  • Операционные расходы
  • Штрафы, пени, неустойки
  • Административно-хозяйственные расходы на выдачу и сопровождение карты
  • Расходы, связанные с кредитными потерями

Каждая группа финансового результата имеет свои драйвера для расчета и свои особенности, такие как: учет динамического изменения драйверов, необходимость учета законодательных ограничений, влияние методик управленческого учета и оценки рисков, многообразие видов комиссионного дохода, включая сложную структуру тарифов платежных систем.

Работающая в банках система трансфертного ценообразования требует организации управленческого учета для обеспечения прозрачности финансовых итогов как для руководства, так и для бизнес-подразделений, являющихся центрами прибыли и принимающих на себя расходы центров затрат в соответствие с правилами аллокации. Предложенный в работе метод оценки эффективности на основе оценки доходов и расходов в отличие от метода денежных потоков позволяет получить результаты сопоставимые с данными управленческого банковского учета, в котором стоимость ресурсов определяется через систему трансфертного ценообразования.

На основе описанной в работе методики была разработана модель оценки эффективности банковских карточных продуктов в программном приложении MS Excel. Модель позволяет рассчитывать финансовый результат, как нового, так и действующего банковского продукта после введения исходных данных, таких как:

  • Тарифы по продукту для клиента (ставки, суммы комиссий)
  • Параметры себестоимости продукта (расходы на выдачу и сопровождение, удельные операционные расходы, параметры бонусной программы и т.п.)
  • Трансфертные ставки по привлеченным и размещенным ресурсам
  • Параметры транзакционной активности (количество и суммы операций по карте по видам операций)
  • Профили поведения клиентов в течение жизни карты (средние остатки на счетах, динамика использования кредитного лимита, динамика использования grace-period, динамика оттока, доля подключивших дополнительные услуги и т.п.)
  • Риск-оценка кредитных потерь

Последующее сравнение рассчитанных по модели результатов с целевыми показателями позволяет провести корректировку ценовых параметров или провести оптимизацию процессов, влияющих на себестоимость продукта. Модель позволяет достигать основной цели эффективного процесса ценообразования: гибко и оперативно управлять ценой продукта.

С помощью модели оценки доходности были проведены расчеты для дебетовой и кредитной карт, которые показали работоспособность методики и возможность практического применения в розничных подразделениях российских банков.

Таким образом, все задачи, поставленные в рамках выполнения работы, выполнены.

Стоит отметить, что в связи с постоянным развитием банковских продуктов и законодательства представленная методика требует периодической корректировки. В методике рассмотрены все основные составляющие доходности, но построенная модель подразумевает ряд упрощений при их расчете. По тем составляющим, которые наиболее сильно влияют на финансовый результат, была проведена верификация отклонений факта от плана и влияния упрощений на точность расчета. В рамках работы по усовершенствованию методики расчета предполагается продолжить проверку прочих менее значимых для результата составляющих доходности и их драйверов, а также дополнить расчет финансового результата по операциям через платежные системы значениями тарифов системы «Мир» в связи с активным развитием национальной платежной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Законодательные и нормативные акты

  1. Федеральный Закон № 395-1-ФЗ “О банках и банковской деятельности”
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов
  3. Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (утв. Банком России 24.12.2004 № 266-П)
  4. Федеральный закон РФ от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
  6. Указание Банка России от 23.03.2015 № 3607-У «Об определении базового уровня доходности вкладов»
  7. Указание Банка России от 27 декабря 2016 г. № 4253-У «Об обязательных резервных требованиях»
  8. Положение 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»
  9. Федеральный закон от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  10. Положение N 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»