Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательского права (Государственные и муниципальные унитарные предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку отчуждение пая третьим лицам влечет обязанность их приема в кооператив, закон ограничивает эту возможность требованием обязательного согласия кооператива на прием нового члена и правом других членов кооператива на преимущественную покупку отчуждаемого пая.

Глава 2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

2.1. Характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий как одного из видов коммерческих организаций

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2010 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В отличие от коммерческих юридических лиц - собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственные и муниципальные предприятия:


-  управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

-  обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

-  наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

-  являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

-  федеральное государственное предприятие;

-  государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

-  муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

-  федеральное казенное предприятие;

-  казенное предприятие субъекта РФ;

-  муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

-  наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

-  право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

-  не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

-  в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

-  государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества;

-  в них не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда).

2.2. Потребительская кооперация

Под потребительской кооперацией на территории РФ понимается система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Основные задачи потребительской кооперации в РФ:

-  создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

-  закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов и т.д.;


-  производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

-  оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Потребительское общество вправе образовывать граждане, достигшие 16 лет, и (или) юридические лица, число которых не должно быть менее пяти. Государственная регистрация данных субъектов осуществляется на основании следующих документов:

-  заявления;

-  протокола учредительного собрания о создании потребительского общества; об утверждении его устава;

-  устава;

-  свидетельства об уплате регистрационного сбора.

Высшим органом потребительского общества является общее собрание, которое полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности данного общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления общества. Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества. Источником формирования имущества общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг, иные источники.

Кредитный потребительский кооператив граждан - добровольное объединение граждан для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Осуществляет свою деятельность на основе устава, который утверждается и изменяется общим собранием членов кооператива. Органами управления кооператива являются правление кооператива, его ревизионная комиссия и директор.

Государственное регулирование деятельности кооперативов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который принимает нормативные акты.

2.3. Общественные объединения

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, - некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Право на создание общественных объединений имеют как физические лица, так и юридические. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.


Организационно-правовые формы общественных объединений:

1)  общественная организация - основывается на членстве и создается на базе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган;

2)  общественное движение - состоит из участников и не имеет членства массового общественного объединения, преследующего социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые ее участниками. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган;

3)  общественный фонд - представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и в использовании данного имущества на общественно полезные цели. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании;

4)  общественное учреждение - не имеет членства и ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям. Управление данным субъектом, а также его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями);

5)  орган общественной самодеятельности - представляет собой не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией соответствующих программ. Орган данного субъекта формируется по инициативе граждан.

Общественные объединения руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ (в ред. от 22.07.2010 г.) «Об общественных объединениях».

2.4. Религиозные объединения

Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.


Религиозные объединения создаются в форме:

-  религиозной группы, которая является добровольным объединением граждан, образованном в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица;

-  религиозной организации, которая представляет собой добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица.

Для осуществления своей деятельности религиозные организации подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством.

Религиозные организации руководствуются в своей деятельности Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 30.11.2010 г.).

2.5. Фонды

Фондом признается не имеющая членства организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Деятельность данного субъекта регулируется рядом нормативных актов, в частности Ф3 «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 г.).

Фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Учредителями фонда могут быть как юридические, так и физические лица. Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации, а право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения - с даты получения лицензии на осуществление указанной деятельности.

Учредительными документами фонда являются        устав и учредительный договор. В соответствии с уставом фонд выполняет следующие основные функции: