Файл: Порядок проведения приватизации (Общая характеристика понятия приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Приватизация это часть большого процесса разгосударствления экономики, под которым понимается переход от государственно-директивной регулировки производства к его регулированию на основе механизмов рынка.

К середине 80-х годов прошлого столетия стала явственно ощущаться объективная потребность создать новые отношения собственности, демонополизировать экономику, устранить исключительное положение государственных предприятий.

Все это можно было сделать на основе и приватизации. Под приватизацией как основанием возникновения права собственности понимается переход вещей из публичной собственности (государственной или муниципальной) в частную. В соответствии с ч. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 235 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной (публичной) собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) по решению собственника и в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Главная особенность гражданско-правового регулирования процессов приватизации заключается в том, что положения ГК, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются в субсидиарном порядке, т. е. только если законами о приватизации не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 217). В данном случае ГК отказался от своего приоритета над иными федеральными законами, содержащими нормы гражданского права (см. п. 2 ст. 3).

Таким образом, существуют разные направления, связанные с передачей прав собственности от государства к частным лицам. Выбор определенного пути, способа является зависимым от экономических, политических и социальных реалий, а также от тех приоритетов, которые имеются в каждой из стран.

В процессе реформ вопрос относительно частной собственности и приватизации приобретает первостепенную идеологическую, политическую, а также и практическую значимость. Этим и объясняется актуальность изучения данного вопроса.

Степень разработанности проблемы. Вопрос приватизации и ее форм в России изучался в ряде работ таких авторов как: Г.М. Гукасьян, Т.И. Адамович, Е.А. Киселева, М.Н. Чепурин, Д.В. Валовой, А.И. Подберезкин, В.Л. Тамбовцева, С.П. Стреляев, О.А. Хохлов, Я.И. Ястребов, И.К. Ларионов, Н.Н. Пилипенко, В.Н. Щербаков, И.К. Станковская, И.А. Стрелец.

Цель исследования – изучить и проанализировать основную суть вопроса приватизации и её форм в России.


Задачи исследования:

  1. Отметить понятие и формы собственности.
  2. Выявить главные предпосылки приватизационного процесса.
  3. Раскрыть суть приватизации как одного из направлений разгосударствления собственности.
  4. Изучить основные формы и этапы приватизации.
  5. Отметить итоги приватизации в Росси.

Методологическую основу работы составляет концепция, с которой соглашаются такие авторы как О. Хохлов, В.И. Каспин, И.А. Острина, при этом она подразумевает, что главной предпосылкой процесса приватизации является смена административно-командной экономики на рыночную, убыточность множества предприятий, которые с приватизацией частично или полностью перешли в частную собственность, а также ряд реформ подвигнувших к приватизации.

Методы исследования: анализ; сравнение литературных источников; обобщение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария и приложения.

Глава 1. Общая характеристика понятия приватизации

1.1. Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации – государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1 Закона «О приватизации…» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. [1]


Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

1. Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.

Необходимо отметить, что нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть – отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности.

Третий блок приватизационных норм определяет лиц – покупателей государственного и муниципального имущества.


Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.

В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.

1.2. Приватизация как одно из направлений разгосударствления собственности

Итак, приватизация представляет собой одно из направлений разгосударствления собственности, которое заключается в процессе передачи ее в частную собственность отдельным гражданам и юридическим лицам. Согласно ст. 1 «Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества» [1] под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Или же иными словами согласно экономической теории приватизация в России государственных и муниципальных предприятий подразумевает под собой приобретение акционерными обществами, гражданами у местных органов власти и государства в собственность ряд элементов, отраженных.

В качестве объектов приватизации могут выступать: мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, крупная промышленность, предприятия сферы услуг, жилищное строительство, жилищный фонд, предприятия сельского хозяйства и т. д., констатирует Корушнов Н.М. [10, С. 103].

Известным является тот факт, что приватизация может обладать:

  • скрытым характером, к примеру, аренда на длительный срок госимущества частными лицами или же компаниями;
  • частичным характером, когда распродается, к примеру, лишь части акций;
  • может происходить в качестве реприватизации и денационализации.

Т.М. Тимошина в роли главных концепций приватизации выделил следующие: «традиционный» подход, «трудовой» подход, «субъектный» подход, «западный» подход, основная суть которых зафиксирована в [12, С. 219].

Надо заметить, что в России приватизация распространилась достаточно широко. На данный момент механизм ее действия обусловлен работой двух таких федеральных законов как:

  • ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ [1];
  • Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" [2].

В данных законах отражены основы приватизации, связанные с [10, С. 201]:

  1. закреплением на уровне закона понятия приватизации, и выделением ее основных форм (возмездной и безвозмездной);
  2. введением плана как деятельности, обязательной в ситуации распределения и перераспределения госимущества;
  3. установлением порядка и принципов осуществления приватизации, также объектов приватизации, его оценки посредством денежных средств;
  4. определением способов приватизации муниципального и государственного имущества, особенностей приватизации отдельно взятых видов имущества.

Нельзя обойти стороной и существующие правила приватизации, сформулированные [9, С. 211]:

  • приватизация не является догмой или капризом моды. Так, государственная собственность - дополнение рыночного механизма;
  • приватизация не возможна без существования таких условий как: инвестиции, хорошее управление, обеспечение занятости, создания и поддержки среднего слоя;
  • процессу приватизации предшествует изменение, а также разрушение монополий, неоправдавших себя;
  • каждый действие приватизации должен обосновываться, и поддаваться публичному и доступному народному контролю;
  • процесс изменения структуры собственности должно обладать поступающим характером;
  • проведение приватизации происходит в ситуации учета национальной безопасности.

Таким образом, приватизация представляет собой часть большого процесса, а именно разгосударствления экономики, под которым понимается переход от, как правило, государственно-директивной регулировки производства к его регулированию на основе механизмов рынка. Итоги разгосударствления связаны с:

  • изменением структуры собственности в сторону частной и уменьшения общественной собственности.
  • изменением экономической роли и функции государства:
  • государство уже не субъект хозяйствования, оно регулирует экономические процессы не посредством директив, а при помощи изменения экономических условий жизнедеятельности;
  • обязательные госзадания трансформируются в систему госзакупок;
  • снятие государством с себя функции распределения ресурсов, которые имеются;
  • постепенная ликвидация государственных монополий во внешнеэкономическую деятельность.