Файл: Порядок проведения приватизации (Общая характеристика понятия приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тяпкина Е.А. считает, что различия приватизации и разгосударствлением обусловлены тем, что первая показывает коренную трансформацию отношений собственности, а вторая - это явление, направленное в сторону разрушения государственного диктата и создания условий для работы экономики в качестве независимой от государства области общественного функционирования людей [13, С. 18].

Согласно ст.2 «Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества» [1] основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества сводятся к следующим положениям:

  • Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
  • Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В итоге констатируем, что приватизация представляет собой одно из направлений разгосударствления собственности. Согласно ст. 1 «Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества» [1] под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация может обладать скрытым, частичным характером, может происходить в качестве реприватизации и денационализации. В роли главных концепций приватизации выступают: «традиционный» подход, «трудовой» подход, «субъектный» подход, «западный» подход.

Механизм работы приватизации обусловлен работой двух таких федеральных законов как: ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ [1] и Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" [2]. В данных законах отражены основы, принципы и правила приватизации.


Таким образом, приватизация это часть большого процесса разгосударствления экономики, под которым понимается переход от государственно-директивной регулировки производства к его регулированию на основе механизмов рынка.

Различия приватизации и разгосударствлением обусловлены тем, что первая показывает коренную трансформацию отношений собственности, а вторая - это явление, направленное в сторону разрушения государственного диктата и создания условий для работы экономики в качестве независимой от государства области общественного функционирования людей.

1.3. Основные способы и формы приватизации

По мнению Хохлова О., существуют разные направления, связанные с передачей прав собственности от государства к частным лицам. Выбор определенного пути является зависимым от экономических, политических и социальных реалий, а также от тех приоритетов, которые имеются в каждой из стран [14, С. 131].

Основываясь на ст. 13. п. 1 «Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества» [1] можно отметить применение следующих способов приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Вместе с выше перечисленными способами приватизации Петрова И.С. отмечает и ряд новых, связанных с [9, С. 324]:

  • преобразованием муниципальных и государственных унитарных предприятий в ОАО, сто процентов акций которых имеются в собственности государства и муниципальной собственности;
  • внесением имущества государства и муниципального имущества в уставной капитал хозяйственных обществ;
  • отчуждением акций, которые находятся в собственности государства и муниципальной собственности, владельцем муниципальных и государственных бумаг.

Что касается форм приватизации, то она бывает платной, бесплатной, льготной, формальной, реальной, аукцион, открытий и ограниченный тендер, Management-Buy-In. Заметим, что модель приватизации 1992 года подразумевала под собой некоторые базовые идеи, связанные с упором на льготную, бесплатную приватизацию для трудовых коллективов. Рассмотрим суть основных форм приватизации.

Платная приватизация, которая предусматривает полнейший выкуп имущества по цене рынка – это путь, максимально отвечающий образованию рыночной экономике. Но выкуп акций производился медленно, по этой причине за счет него быстрое пополнение государственного бюджета невозможно. Сильное распространение эта форма приватизации получила в Венгрии [5, С. 120].

Бесплатная приватизация означает дачу гражданам бонн, купонов, инвестиционных вкладов. Потребность в ней обусловлена следующими моментами:

  • она рассматривалась в качестве способа восстановления социальной справедливости, который позволяет возвратить населению отобранную у него собственность;
  • она рассматривалась в качестве «принудительной» приватизации, проводимой с целью ускорить трансформацию собственности в ситуации психологической не подготовки населения к процессу инвестирования своих средств в ценные бумаги.

В том или ином виде эта форма применялась в России, Чехословакии, Польше,Румынии.

Льготная приватизация - предполагает наличие скидок и льгот неким категориям населения. Особенно большими подобные льготы и скидки были в России и Югославии. Помимо этого в некоторых государствах был распространен процесс реприватизации, под которой понимается возврат собственности их наследникам или прежним владельцам (Чехословакия).

Формальная приватизация подразумевает перевод предприятия государства в частноправовую форму. Такая приватизация не меняет ничего в области отношений собственности. Аналогично здесь можно вести речь по поводу организационной приватизации, когда не имеется существенных изменений в сфере распределения задач среди государства и частных лиц. В подобных случаях формальная приватизация – нужный подготовительный этап для того чтоб провести материальную приватизацию [9, С. 98].

Реальная приватизация встречается, как правило, на муниципальном уровне.

Осуществляется продажа государственного предприятия частным стратегическим инвестором.

Открытый и ограниченный тендер – посредством данной формы возможно осуществить широкий охват потенциальных инвесторов. Выбирая инвестора, цена не обладает первостепенным значением; Отличием от массовой приватизации является то, что здесь возможен значительный приток капитала.


Аукцион. Цель данного метода – реализация предприятия по максимальной цене. При этом не происходит учет особенностей или профиля инвесторов. Аукционы дали возможность максимально точно оценивать имущество с реальной, рыночной ценой, а ведь на этом этапе оценка имущества была основной проблемой. Эта была важная черта, которая параллельно являлась способом, позволяющим бороться с коррупцией. В ситуации использования других способов трудно даже представить возможный размер коррупции.

Management-Buy-In: приобретение предприятия руководством стороннего предприятия. В таком случае новые собственники осуществляют частичную или полную смену прежнего руководства.

Таким образом, существуют разные направления, связанные с передачей прав собственности от государства к частным лицам. Выбор определенного пути, способа является зависимым от экономических, политических и социальных реалий, а также от тех приоритетов, которые имеются в каждой из стран.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества зафиксированы в ст. 13. п. 1 «Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества» [1].

Что касается форм приватизации, то она бывает: платная приватизация - полнейший выкуп имущества по цене рынка; бесплатная приватизация означает дачу гражданам бонн, купонов, инвестиционных вкладов; льготная приватизация - предполагает наличие скидок и льгот неким категориям населения; формальная приватизация подразумевает перевод предприятия государства в частноправовую форму - она не меняет ничего в области отношений собственности; реальная приватизация - осуществляется продажа государственного предприятия частным стратегическим инвестором; открытый и ограниченный тендер – посредством данной формы возможно осуществить широкий охват потенциальных инвесторов; аукцион - реализация предприятия по максимальной цене; Management-Buy-In - приобретение предприятия руководством стороннего предприятия.

Глава 2. Особенности проведения приватизации в России

2.1. Характеристика первого этапа приватизации

Как утверждает О.А. Хохлов, процесс приватизации в России собственности государства проходил в два таких этапа как [14, С. 211]:


  • чековая приватизация - с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.;
  • денежная приватизация - с 1 июля 1994 г. по настоящий период.

Итак, первый этап приватизации это чековый или же иными словами ваучерный, целями которого являются положения связанные с:

  • повсеместным разгосударствлением российской экономи­ки, подразумевающее перераспределение в российском обществе, а также закрепление прав част­ной собственности при минимуме в социуме конфликтов;
  • помощью стабилизации в России финансового по­ложения;
  • обеспечением условий для увеличения успешности деятельности предприятий;
  • образованием прослойки частных собственников и помощью в области образования экономики рынка, которая ориентируется в сторону социума;
  • образованием нужных законодательных, организацион­ных механизмов по поводу передачи прав на собственность от одного к другому лицу;
  • рас­ширением инвестиционной базы предприятий, привлечением в экономику России иностранных ин­вестиций.

Условия, при которых производился первый этап приватизации, а именно чековый сводятся к следующему:

  • В связи с избранным способом экономической рефор­мы необходимым являлось незамедлительное проведение разгосударств­ления, и соответственно приватизации, что отразилось на появлении ряда пробле­м;
  • Существовало отсутствие требуемых финан­совых ресурсов для того чтоб достичь задачи приватизации собственности государства, в том числе у населения не было платежеспособ­ного спроса;
  • Отсутствие в России достаточно квалифицирован­ных кадров, которые обладали бы нужной подготовкой для удачного решения задач, связанных с приватизацией собственности государства;
  • Отсутствие проявлений со стороны иностранных инвесторов нужного интереса к при­ватизации.
  • Наличие в России более 240 тысяч муниципаль­ных и государственных предприятий помогло появиться потребности создать типовую стандартную процедуру приватизации, которая способствовала проведению процедуры разгосударствления [18, С. 117].

По мнению Е.А. Киселевой, названные выше условия отразили ряд черт данной модели приватизации в России [9, С. 201]:

  • Осуществление повсеместного характера прива­тизации происходило посредством применения стандартной процедуры, контроль которой производился теми, кто трудился на государственные органы промежуточного уровня квалификации;
  • Достижение более быстрого темпа приватизации проходило посредством включения заданий по ее реализации в ежегодную про­грамму государства по приватизации;
  • Недостаточность финансов должна была компенсироваться безвозмездной передачей соб­ственности государства за приватизационный чек.