Файл: Опыт решения проблемы обучения и развития детей в развитых странах (США, Франции, Великобритании, Японии, Германии и др.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Наша история рассказывает нам колоссальный опыт наших предков, множество необыкновенных открытий и очень смелых решений. Человечествo пережилo многo различных эпох. В данной работе я попробую рассмотреть проблемы образования и развития детей, причины их возникновения и рассмотреть опыт решения этих проблем в передовых странах мира в наше время. Эта тема очень интересна и актуальна мне, так как раскрывает много вопросов педагогики относящихся к заинтересованности детей к образованию и развитию у них стремления к обучению, необходимости в постоянном развитии сферы образования во всех направлениях, включая среду обучения, методы и приёмы, кадры, а также, много других аспектов.

Актуальность исследования проблем педагогики, педагогической поддержки во многом объясняется последними изменениями карты мира на границе столетий, различными локальными конфликтами, развитием экономики, плюрализмом мирового рынка и, конечно, изменениями потребностей общества тоже. Вместе с этим развитием и переменами, меняется и сознание поколений.

Одной из ключевых задач системного образования любой развитой страны является обеспечение экономики квалифицированными кадрами. Тогда как, первоочередной проблемой для граждан этих стран является неравный доступ к образованию и собственно его нестабильность, ведь министерства образования активно созидают и внедряют новые эксперименты в обучении, которые, увы, не всегда оказываются продуктивными и успешными.

Также, одной из важнейших и основополагающих проблем обучения детей является отсутствие зоны комфорта для ребёнка в частности. В настоящее время средствaми массовой информации уделяется пристальное внимание обостряющимся противоречиям в сфере межнационального общения. Существующие различия интересов социальных групп и слоёв, различия положения людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности. Национально-психологические установки, стереотипы мышления проявляются в массовом сознании, формируют отношения к этническим группам. В развитых странах, особенно в Америке, серьёзной проблемой является насилие в школах. Родители, психологи и педагоги бьют тревогу, обсуждая эту тему. Если ученик нe такой как все, его ждут нападки сверстников. Во многом причиной являются локальные конфликты, из-за которых, люди стали проявлять национальную нетерпимость и разобщенность.


Хотя, психологический комфорт является важным критерием в усвоении информации, я бы хотела в данной работе сфокусировать внимание на современных тенденциях в образовании и рассмотреть системы образования передовых стран в целом. В последние годы немало сказано слов об изумившем мир «японском чуде» — прорыве страны в лидеры мирового развития. Этот рывок — результат множества слагаемых, в том числе успехов в воспитании и образовании. Вместе с тем наши знания об этом зачастую мало реальны, так как сформированы во многом под влиянием расхожих стереотипов и мифов, а ведь всё не совсем так легко и просто как кажется. Именно об этих проблемах, продуктивном анализе ошибок и успешных путях их решения пойдёт речь в данной работе.

Начиная деятельность по подбору материала, я наткнулась на очень интересную статью, опубликованную в журнале «Научно-технические ведомости СПбПУ. Естественные и инженерные науки.» в 2017 году, написанная ведущими научными деятелями Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. И именно поэтому я решила продолжить тему в данном направлении. Приятного прочтения!

Глава 1. История возникновения и развития образовательных учреждений

Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно даёт знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Дружинский А. Н.

В рамках развития образования сочетаются как инновации, так и местные традиции. Именно поэтому в первой главе данной работы хочется рассмотреть тенденции развития систем образования и историю правового регулирования отношений в этой сфере. Конечно, первый своеобразный процесс обучения можно было предположить с появлением живых организмом на планете, а позже и первобытных людей, но нужно основываться на реальные факты из истории и библиографий.

Многочисленные археологические раскопки, постоянно приводят нас к удивительным находкам. Анализирование их содержания даёт нам подтверждение многих гипотез, но мы говорим о развитии образования в отдельных частях света и во всём мире в целом. Эволюция постепенно привела человечество к потребности и высокой способности учить как важное условие преобразования общества. Вспоминая знаменитую цитату Леонардо да Винчи: “Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться” осознаёшь, что люди всего мира и вo все времена задавались вопросами бытия и возникновения явлений, ибо это и есть единственный и верный путь к развитию общества.


1.1. Первые школы и зарождение педагогики

Зарождением и центром науки, на мой взгляд, всегда была Европа, именно здесь жили и творили такие великие умы как Архимед и Аристотель, Гомер и Геродот, Сократ и Платон, Галилео и Евклид, Дарвин и Лавуазье. А также, именно в Европе были зарождены основы педагогики как науки. Из стран Востока особо выделяются страны Мавераннахра, Китай и Япония. Всем известны такие имена как Лао-цзы, Кун Фу-цзы, Авициена, Улугбек, Аль-Фараби, Алишер Навои, Хорезми.

Одна из первых школ начала своё существование в Древней Греции. Известный философ и учёный – Пифагор – в свои юношеские годы много путешествовал в поиске знаний. Он проходил обучение в Египетском храме. Юный философ был старательным учеником и позже, благодаря полученным знаниям, успешно применил их и открыл школу, названную в свою честь – Пифагорейская школа. Вскоре такой необходимый социальный институт распространился по всей Греции и близлежащим территориям. Ибо, только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

В древнем мире мальчики после семи лет из рук матери и кормилицы передавались на попечение раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и водил его в школу. С 16-18 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимназиях, школах риторов и философов.

Девочки же обучались письму и чтению под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Их также обучали петь и танцевать, потому что в скором времени они должны были участвовать в ритуальных праздниках. Также для духовного воспитания девушки знакомились и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами.

Однако, у каждого народа свои отличительные особенности. Так, например, в различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, наравне соревновались с мальчиками на состязаниях.


В соседнем Риме первая государственная школа, доступная всем желающим, появилась только в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Как и все дети во все времена, римские дети большую часть времени проводили в различных играх. Любимым развлечением детей Древнего Рима были игры в мяч, в прятки и догонялки. За исключением детей из патрицианских семей, которые могли играть только в собственных садах. Мальчики и девочки в основном играли на площадях и улицах города, в городских парках.

С давних времён на дальнем востоке общество основывалось на взаимосвязанных производственных отношениях. В следствии чего, вопросы исполнения долга перед окружающими, осознание своего места и роли в системе взаимоотношений и способы воспитания этих качеств были темами для долгих дискуссий древнейших философов востока. Первые начальные школы в Японии появились в VI в. при буддийских храмах. Это были социальные и культурные центры того времени.

В целом можно отметить, что государства древности накопили богатый педагогический опыт в воспитании моральных ценностей, обучении наукам, развитии творческого потенциала и создании физически крепких народов. Всё это имело благотворное влияние на последующее развитие образования и педагогики. Факт того, что уже в эпоху древних цивилизаций были организованы первые школы, наводит на мысль, что людьми того времени были сделаны попытки осмыслить цель и задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

1.2. Институт школы в средние века

Однако, в раннее средневековье институт школы, вслед за падением Западной Римской империи, пришёл в упадок и этот период истории даже прозвали “тёмными временами”. В обучении в эту эпоху переплетаются языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы.

Позднее получили своё распространение цеховные и городские школы. Под присмотром церкви они находились не долго. Система устройства данных учебных заведений напоминает современную модель школы: учителя нанимались на определённый срок, глава заведения именовался ректором, а в список предметов входили латынь и естественные науки, арифметика и геометрия, делопроизводство и техника.

Образование девушек сохранялось в пределах дома. Девочки из высших сословий получали образование и воспитание в семье под надзором матерей и гувернанток. Учителями девушек по чтению и письму не редко были капелланы и монахи. Часто девочек из знатных семей отдавали на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.


Целью образования в средневековой Японии было не столько обучение азам наук, сколько воспитание в народе принципов преданности, уважения и доверия. Во многом эта традиция приоритетной роли воспитания сохраняется и в наши дни. Стоит лишь вспомнить катастрофу 2011-го года, когда весь мир сострадал жертвам того ужасного землетрясения, но общество страны, сохраняло непоколебимость и сдерживало слёзы, ожидая в длинных очередях и не нарушая строй.

В начале VII века в Древней Японии был принят закон об образовании, положивший начало созданию системы государственных школ в столице и провинции. В них юноши из высшего сословия изучали китайскую классику, философию, законодательство, историю и математику. Эти школы просуществовали до  начала феодальной раздробленности. Крупные землевладельцы того периода создавали при своих поместьях клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали военное дело, классическую литературу и этикет. Образование простого народа сводилось к формированию трудовых навыков, а воспитание осуществлялось при помощи синтоистских молитв. (прим. Синтоизм – традиционная религия в Японии)

1.3. Образование после Ренессанса

Первые школы для девочек и девушек в Европе организовали только в XVI—XVII веках, чему причиной является развитие машинного производства и нехватка рабочих.  Появилась необходимость дать женщине элементарное образование начальных классов. В базовую программу такого обучения входило развитие и воспитание навыков, необходимых для будущей жены, хозяйки и матери, а также элементарные знания по основным предметам. Но всё же, объём знаний в  женских учебных заведениях был значительно меньше, чем в мужских. А также, доступ в школу был затруднен для представителей низших сословий из-за высокой платы за обучение.

В программу начального обучения в Европе в XIX веке были включены основы религии, чтение и письмо, арифметика, некоторые сведения из географии, истории, естествознания, пение и уроки труда. Количество грамотного населения росло, но охватить все слои населения начальным образованием все рано  не удавалось. В конце XIX века во Франции в среднем - 15 % неграмотного населения, а в Англии — 18 %.

В данный период в странах старого света развивается система среднего образования. В Англии, к примеру, основной тип средней школы — грамматическая школа для детей из состоятельных семей. В программу среднего образования входили классические (греческий, латынь) и современные языки (английский, французский, немецкий), математика и ряд гуманитарных предметов. К концу XIX века в большинстве европейских стран были созданы национальные системы образования.