Файл: Опыт решения проблемы обучения и развития детей в развитых странах (США, Франции, Великобритании, Японии, Германии и др.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В тот же период в Японии активное развитие торговли и ремёсел привело к созданию в середине ХVII в. храмовых школ – таракоя – для детей бедных сословий, где обучали элементарной грамоте, счёту и ручному труду.

К середине XIX в. благодаря развитию мирового капитализма после не реализовавшейся буржуазной революции Мэйдзи был принят ряд законов, который определил принципы создания единой централизованной системы школьного образования. В стране восходящего солнца наступила эра модернизации и европеизации. Вскоре была сформирована европеизированная система народного образования на базе в начале французской, а затем и германской образовательных систем.

Однако, уже к концу XIX столетия японское общество, оправившись от бума промышленного развития, решило вернуться к основам национальной культуры. Так, в 1890 г. Был провозглашен «Императорский рескрипт об образовании», который ставил перед школами новые задачи – привитие идеологии принадлежности к нации подрастающему поколению японцев. Теперь заботой учителей было не только времяпровождение детей в стенах школы, но и за их пределами и даже в семье. Это повлекло искажение воспитательных основ школы, т.к. на уроках под названием «Мopaль» проводилась шовинистически военная пропаганда. Так, представители школы, воспитывая в детях патриотическую любовь и преданность императору, фактически готовили послушных воинов для японской армии. К счастью, после поражения Японии во II Мировой войне этот предмет был изъят из школьной практики. Однако, уже в 1954 г. этот предмет окончательно утвердился в учебном плане младшей и средней школ, подвергшись серьёзным изменениям и получив подтверждение о соответствии демократическим принципам и Основномy законy об образовании.

1.4. Школа в Новейшее время

В начале ХХ века в системе образования всего мира начинают происходить существенные изменения, ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. В этот период человек рассматривается как главная основа гражданского общества. Причиной тому мы можем видеть много исторических событий, но также и много важных фактов: объём знаний увеличился в разы во всех сферах, начали своё активное развитие многие отрасли промышленности, социальные нужды, также, были подвержены изменениям. В ответ на это появилось большое количество педагогических центров: Лига нового воспитания и Международное бюро просвещения (Европа), Прогрессивная ассоциация народного образования (США), Общество имени Бине (Франция) и многое другое.


Как писал великий деятель своего времени С. П. Тимошенко в своих мемуарах, в 1930-х гг. в СССР была восстановлена дореволюционная традиционная система образования. Программы требовали от учеников концентрации, серьёзной работы и преподавалось хорошо сбалансированное количество знаний в таких областях как математика, естественные науки и иностранные языки. Так, каждый учащийся средней школы примерно треть своего времени в школе изучал точные и естественные науки. Вспоминая годы той войны, С.П. Тимошенко констатировал, что «война ясно показала всю отсталость Америки в деле организации инженерного образования».

Дискуссии на тему совершенствования образования никогда не были новы. Показательная эффективность советской образовательной системы, запуск первого искусственного спутника, позже и первый пoлёт человека в космос, а также стремительный рост Японии и стран Западной Европы побудили работников образования США пересмотреть приоритеты школы, учебные планы, увеличить часы изучения детьми математики, естествознания и иностранных языков. Происходило активное финансирование новых программ по химии, биологии и физике. Были предусмотрены средства, на которые учебные заведения закупали оборудование и материалы для научных лабораторий и осуществляли их ремонт. Американские школы отошли от традиционной, но устаревшей педагогики, к новым курсам по естественным наукам и математике, разработанные на основе частного и общественного финансирования.

За годы, прошедшие после окончания II Мировой войны, в ходе которой общество понесло значительные человеческие жертвы, а промышленность мира оказалась практически разрушенной и сфокусированной лишь на фронтовое производство, человечество вскоре достигло больших успехов в экономической и образовательных сферах, вопреки всем ужасам войны. Так, не смотря на экономическую ситуацию мира в середине ХХ в., уже к 80-м гг. темпы роста ВНП в среднем составили: страны Западной Европы – 2,5 %, США – 3%, Япония – 4,5%. Это и позволилo Японии встать в одну строчку с США и другими индустриальными странами Запада.

Так, в первой половине ХХ в. в стране восходящего солнца в средней школе обучалось лишь 40% детей. Однако, уже в середине века младшей средней школой было охвачено 99% подрастающего поколения, большая часть которого, продолжило обучение в старшей школе с целью поступления в высшие учебные заведения. К 90-м гг. показатель школьников, завершивших курс обучения в общеобразовательной школе составил более 96%. Практически всего за пол века ценность среднего образование в Японии возросла в разы. И это в совокупности позволило в кратчайшие сроки сформировать прочную базу для эффективного развития высшего образования в стране.


Результаты исследовательской работы всегда служили стимулирующим фактором для развития японской системы образования. Сегодня всем миром признано, что страна восходящего солнца является лидирующей и многие развитые страны берут с неё примeр. Главным отличием японской традиции обучения, является ценность вoспитания как формирование высоконравственных качеств личности, а не обучение как передача информации, т.е. главная цель – “зажечь факел”, а не “наполнить сосуд”. Ещё многие десятилетия назад правительством был выделeн главный принцип уважения к индивидуальности ребёнка. Также, построение группового сознания всегда было главной задачей воспитания. Возможно, именно этим и объясняется система оценивания успехов обучения в обязательных образовательных учреждениях Японии. (см Приложение 1)

Глава 2. Прогресс и образование в наше время

Технический прогресс сегодня предъявляет ряд требований к системе образования независимо от политического и экономического развития государства. Совершенно естественно, что система образования таких стран как США, Великобритания, Германия, Россия и Япония представляют большой интерес на мировой арене для представителей образовательных учреждений. К примеру, на сегодняшний день страна объединённых наций является лидером не только в сфере экономики, но и обладает высоким научным потенциалом. Ведь, именно США занимает доминирующую позицию в научной сфере. Именно на американцев приходится большая часть Нобелевских лауреатов, также на рисунке мы видим процентную диаграмму и доли ведущих стран в общем мировом количестве научных статей.

Научно-технический прогресс стимулирует к появлению новых отраслей промышленности, а значит и новых специальностей, и новых технологий. И эти требования порождают необходимость в самой широкой интеллектуализации материального производства, что просто не мыслимо без реформации системы образования, чтобы обеспечить дальнейший рост научно-технического потенциала.

Учитывая все вышеотмеченные соображения, использование позитивного опыта мира в создании современной системы образования не только важно, но имеет и практический смысл. Мы живём в эпоху всенародной взаимосвязи как некий глобальный единый организм, в котором происходят значительные изменения. Стоит отметить, что невозможно охватить весь мировой опыт решения проблем обучения, развития и воспитания детей в одной курсовой работе, поэтому мы ограничимся анализом лишь некоторых важнейших вопросов данной темы.


2.1. Системы школьного образования в развитых странах

Вспомнив прежний педагогический опыт, мы видим, что данная структура активно развивалась во все времена. Люди делали новые открытия, сектор неизведанных раннее наук увеличивался и забывались старые невостребованные разделы, проводились различные социальные эксперименты. Всё это мы наблюдаем и сейчас: в наше время, в нашем мире. Всё потому, что человечество никогда не стоит на месте, оно очень любознательно, его манят новые открытия, всегда и везде есть место прогрессу.

Это касаемо всех сфер деятельности человека, и в первую очередь – совершенствование образования. В следствии отсутствия большой необходимости стандартизации, развитие и разнообразие систем школьного образование в целом мире удивляет своими масштабами. Так, сама структура, количество лет, система оценивания и список обязательных программ различны в зависимости от той или иной страны.

Для большей ясности, рассмотрим и сравним системы образования развитых стран мира, таких как Великобритания и Германия, Poccия и США, Япония (см. Приложение 1). Каждая из представленных систем успешно используется в своей стране. Мы видим, что в целом структура образования во всём мирe схожа, конечно, есть место и своим особым требованиям и отдельным нюансам в организации, но цель всё же одна – взрастить гармонично развитое поколение, учитывая индивидуальные способности и потребности.

Перед ответственными кадрами каждого государства стоит очень важная и сложная задача. Ведь начальный этап формирования личности играет большую роль в психофизиологическом состоянии индивида в будущем, а каждый гражданин в своей совокупности и есть будущее страны.

Глава 3. Предпосылки и опыт применения STEM-образования

Любое общество для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать функцию воспитания. Для этой цели оно создаёт образовательную систему, комплекс институтов. С развитием общества своё развитие и изменения всегда испытывает и сфера образования. Современные тенденции ставят перед этим важным спектром жизни ряд сложных, но выполнимых задач, так например: учиться должно быть интересно, а получаемое знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем обучающегося.


Сейчас своё развитие получает множество систем и образовательных программ. Одной из которых является система STEM-образования. Аббревиатура STEM расшифровывается как:

S – science (наука)

T – technology (технология)

E – engineering (инженерия)

M – math (математика)

STEM – это новая методика обучения. Данное направление с каждым днём становится всё популярней среди обучающихся. Наука, технологии, инженерия и математика – это уникальный комплекс ключевых академических дисциплин, объединённый в STEM-обучение. Ныне STEM это не просто акроним, образованный из группы слов, это целое современное направление в мировом образовательном процессе.

С целью лучше разобраться в данном подходе образования я исследовала широкий круг материалов по развитию STEM-сферы в США, Европе и России. Ясно видно, что мировые державы в начале века всерьёз увлеклись поиском нового источника развития и ресурса для инноваций в экономике и образовании. Первоочередным шагом был анализ ситуации, где было обращено внимание на систему образования и подготовку кадров. В итоге, были выявлены негативные тенденции снижения качества подготовки по актуальным в эпоху цифровых технологий сферам, и даже кризис инженерных кадров. В следствии государствами были приняты решения по внедрению программы развития на национальном и государственном уровне. В 2015 году 24 из 30 стран отметили STEM-образование как свой приоритет в развитии, согласно отчёту European Schoolnet. Почти все они внедрили реформы с фокусом на соц-экономические аспекты образования.

Сейчас всё больше стран охватывает модный импульс развития робототехники и изучение азов программирования в общих средне образовательных учреждениях, а это невозможно, без решения ряда вопросов в школьном образовании и профильно направленной подготовке кадров. В целом мы видим, что будущее социально-экономического развития связанно преимущественно с развитие IT-сферы. Современные совершенствующиеся гаджеты, 3D принтеры, генная инженерия, военная техника и многое другое прямым образом указывают на своевременный прогресс общества.

Основополагающим базисом STEM-сферы является специалист с новым мировоззрением, на которого существует запрос от экономики и общества. Такой кадр обладает гибридными навыками: коммуникация, сотрудничество, креативность и критическое мышление. Последнее, кстати, по мнению специалистов – необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития общества. Помимо, взращивания квалифицированных кадров для IT-индустрии и высокотехнологичного производства, STEM-образование стремится ко всеобщей STEM-грамотности. Любопытно, что не существует окончательной концепции для точного определения STEM-образования и обозначения его границ. Отмечается, что в дошкольном, младше-, средне- и старше-школьном этапе обучения доминирующими оказываются различные элементы STEM-подхода. Интересно и то, что STEM-обучение это интегрирование тем, а не предметов. Специалисты предлагают трехуровневую модель описания STEM-направления: система образования → школа → урок