Файл: Правовой режим коммерческой тайны (Развитие коммерческой тайны в России).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика режима коммерческой тайны
1.1. Развитие коммерческой тайны в России
1.2. Организация режима коммерческой тайны
1.3. Ограничения и сложности защиты коммерческой тайны
2. Особенности режима коммерческой тайны
2.1. Соотношение понятия «секрет производства» и «коммерческая тайна»
Для среднего и крупного бизнеса в случае высокого уровня зрелости осознания проблем ИБ проведение аудита по ИБ является распространенной практикой. Заключение компетентного органа, например, организации, имеющей лицензию ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации, могут быть значимым подтверждением достаточности принятых мер. То есть как и ранее получается, что защита коммерческой тайны представляется доступной только среднему и крупному бизнесу. При этом аудит обычно проводят для анализа защищенности более важных процессов, тайн. Например, аудит соответствия требованиям Положения Банка России от 9 июня 2012 г. N 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств». А защита коммерческой тайны, как наименее приоритетная, снова оценивается по остаточному принципу.
Тем не менее, стоит отметить, что существуют прецеденты принятия судебных решений, связанных с разглашением коммерческой тайны [2, 3]. То есть закон о коммерческой тайне все же применяется на практике. Однако сложности его применения находят свое отражение в судебных решениях.
Таким образом, направление защиты коммерческой тайны в настоящее время не получило широкого распространения. Это связано как с некоторыми организационными сложностями его применения, так и с имеющимися недоработками в положениях законодательства. Кроме того немалую роль играет ценность информации, составляющей коммерческую тайну. Даже организации с высоким уровнем осознания проблем информационной безопасности оказываются не готовы в полной мере использовать возможности по защите коммерческой тайны. Ее защиту они все же обеспечивают, но на свое усмотрение, то есть чаще всего без учета положений закона о коммерческой тайне. То есть получается, что Закон о коммерческой тайне в части обеспечения защиты интересов коммерческих предприятий не эффективен.
2. Особенности режима коммерческой тайны
2.1. Соотношение понятия «секрет производства» и «коммерческая тайна»
В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть этого понятия и использовавшие ключевое слово «тайна». Современное российское законодательство, несмотря на наличие огромного числа тайн, не содержит определения понятия тайны, нет его и в юридической литературе. В.И. Даль толковал слово «тайна» как все сокрытое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, не оглашаемое.
Необходимо различать конфиденциальную информацию или сведения конфиденциального характера и коммерческую тайну. Сведения, имеющие конфиденциальный характер, - понятие более широкое, обозначающее все сведения, доступ к которым ограничен в законодательном порядке: коммерческая, служебная, государственная тайна и т.д.
Состав конфиденциальной информации закреплен в ряде нор-
мативно-правовых актов, однако, по мнению В.Н. Лопатина, проработка ключевых составляющих была проведена недостаточно глубоко: «Эту попытку упорядочить состав конфиденциальной информации нельзя признать удачной, ибо данный перечень может быть утвержден только законом в соответствии с Конституцией РФ и нормами международного права».
Одним из таких актов является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), который использует термин «коммерческая тайна». Ряд особенностей содержания и правового регулирования коммерческой тайны обусловлен свойствами информации. ГК РФ впервые назвал информацию в качестве одного из объектов гражданских прав, но не дал определения того, что же собственно понимается под информацией. Легальное понятие категории «информация» изложено в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии со ст. 2 указанного закона под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; а под конфиденциальностью информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Понятие коммерческой тайны содержится в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне»6 , в соответствии с которой коммерческой тайной является режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
В то же время информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), представляет собой сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Следует отметить, что информация, составляющая коммерческую тайну, является полученной незаконно в двух случаях. Во-первых, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации.
Во-вторых, если лицо, приобретающее информацию тем или иным способом, знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо действует без ведома ее законного обладателя. В связи с этим при приобретении информации, которая могла бы составлять коммерческую тайну, во избежание риска возмещения ущерба приобретатель должен убедиться, что данная информация принадлежит лицу, которое ее передает, либо это лицо имеет законные основания на ее передачу, в противном случае приобретатель должен будет возместить ущерб, причиненный законному обладателю информации.
В соответствии с действующим законодательством защита прав обладателя коммерческой тайны и ответственность за нарушение данного права возникает на основании норм гражданского, трудового, административного и уголовного права. Гражданско-правовая ответственность направлена на возмещение убытков, понесенных обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, в результате ее разглашения или использования не уполномоченными на то лицами.
Гражданско-правовая ответственность не влечет применения к нарушителям столь же строгих санкций, как те, которые наступают, если нарушение по своему характеру уголовно наказуемо. Однако гражданско-правовая ответственность простирается гораздо шире уголовно-правовой, хотя ее действенность, безусловно, зависит от соотношения размера реального имущественного ущерба, причиненного обладателю коммерческой тайны в случае ее нарушения, и того значения, которое эта информация имела для ее обладателя. В отличие от дисциплинарной ответственности к гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены и лица, не являющиеся работниками обладателя коммерческой тайны. Кроме того, гражданско-правовая защита весьма эффективна в том смысле, что она позволяет предотвратить возникновение невосполнимого имущественного ущерба. Не нужно забывать, что при привлечении виновного в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, лица, в действиях которого содержится состав преступления, к уголовной ответственности не исключается возможность возмещения убытков, причиненных обладателю указанной информации, на основании гражданского законодательства. Гражданско-правовая ответственность может наступать одновременно с дисциплинарной, административной или уголовной ответственностью.
Для возмещения убытков, понесенных в результате разглашения (получения незаконными методами, незаконного использования) информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладатель в соответствии с процессуальным правом должен обосновать их наличие и реальный размер. При этом нельзя не согласиться с тем, что размер убытков, причиненных разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, определить в денежном эквиваленте затруднительно8.
Сама по себе информация, так же является одним из объектов гражданских прав, следовательно, может быть передана на основании гражданско-правого договора третьему лицу (контрагенту). Для того чтобы информация, составляющая коммерческую тайну, при передаче ее третьим лицам не утратила свою конфиденциальность, должна обеспечиваться возможность использования указанной информации контрагентами без нарушения режима коммерческой тайны.
Ст. 12 ГК РФ установлен ряд требований к договору, на основании которого передается информация, составляющая коммерческую тайну. Одним из таких требований является определение в договоре условий охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством.
Особенностью гражданско-правовой ответственности контрагентов, получивших по договору информацию, составляющую коммерческую тайну, является то, что они возмещают убытки, причиненные обладателю такой информации, не только за ее разглашение, но и в случае непринятия мер по охране конфиденциальности, предусмотренных договором, если это повлекло неблагоприятные последствия для обладателя информации, составляющей коммерческую тайну (п. 6 ст. 12 ГК РФ).
Немало проблем по защите коммерческой тайны возникает при незаконной передаче информации, поступающей в государственные структуры. Ярким примером разглашения коммерческой тайны является случай с базами данных клиентов МТС и «БиЛайн». Базы данных этих компаний, составляющие коммерческую тайну, были предоставлены органам безопасности, а впоследствии стали доступны широкой общественности.
Ст. 14 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность за разглашение и незаконное использование предоставленной информации, составляющей коммерческую тайну, должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления. Особенность гражданско-правой ответственности указанных органов состоит в том, что она наступает не только за разглашение, но и за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну. В ГК РФ содержится понятие разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, но ничего не говорится, о ее незаконном использовании, что является серьезным проблем при определении меры ответственности за противоправные действия должностных лиц.
Что касается условий наступления материальной ответственности работника за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну. То в соответствии со ст. 57, 81, 243 ТК РФ работник несет ответственность за разглашение коммерческой тайны только при наличии одновременно двух условий: первое - работник был допущен к информации, составляющей коммерческую тайну, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, второе - работник получил эту информацию, исполняя свои должностные обязанности.
Особенностью коммерческой тайны является то, что даже после прекращения трудового договора информация, ее составляющая, остается у работника. В связи с этим установлена обязанность работника не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, полученную в ходе трудовой деятельности, и после прекращения трудового договора10. Законом не установлен запрет на использование составляющей коммерческую тайну информации, полученной работником в ходе трудовой деятельности, при осуществлении предпринимательской деятельности самостоятельно, что является, существенной недоработкой ТК РФ, поскольку на основе полученной информации работник может начать конкурировать с бывшим работодателем, изначально обладая преимуществом, поскольку не затратил средств на получение используемой в ходе деятельности информации.
В США проблема создания бывшими работниками конкурирующих фирм на основе использования составляющей коммерческую тайну информации, полученной в связи с исполнением трудовых обязанностей, является одной из самых трудноразрешимых, поскольку соглашения об ограничении конкурирующей деятельности бывшими работниками в некоторых штатах являются недействительными по закону.
Таким образом, можно сделать вывод, что в случае разглашения работником информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладатель лишен действующим законодательством не только возможности потребовать от работника в полном объеме возмещения ущерба, причиненного действиями работника, но и возможности применить к нему какие-либо меры ответственности, кроме дисциплинарных.
Следующим видом ответственности является административная, которая предусмотрена Кодексом об административных пра-вонарушениях12 , в котором предусмотрена ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицами, получившими доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14 КоАП). Получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, является одной из форм недобросовестной конкуренции согласно ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».