Файл: Страхование и его роль на финансовом рынке в России.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты, функции и виды страхования на финансовом рынке
1.1 История развития страхования в России
1.2 Значение и функции страхования
2. Анализ страхования в России и его роль на финансовом рынке
2.1 Характеристика деятельности страховщиков в 2016-2017 году
2.3 Анализ проблем страхования на финансовом рынке России
3. Тенденции и перспективы развития страхования в России
3.1 Государственное регулирование страхового рынка
Хотелось бы отметить, что благодаря поддержке страховщиков, работающих на рынке строительного страхования, нам удалось распространить по рынку качественные методологические материалы, создать рабочую группу по страхованию при крупнейшем строительном СРО — «Межрегиональном объединении строителей», разработать стандартный пакет страховых документов для нового вида страхования. Это очень позитивный опыт взаимодействия, который мог бы пригодиться и для других рынков и других видов страхования.
Необходимо остановиться еще на одной теме, которая является крайне актуальной для страховой отрасли — проблема профессионального образования и подготовки кадров. Необходимость повышения эффективности работы в условиях кризиса только обостряет этот вопрос и делает нехватку по-настоящему профессиональных кадров одной из наиболее серьезных угроз для развития рынка.[18]
До сих пор хорошее высшее образование по специализации «Страхование» можно получить на страховых кафедрах Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской Экономической Академии им. Плеханова, ГУУ, МГИМО и некоторых других. Однако ежегодно количество выпускников этих кафедр по Москве составляло не многим более 100 человек. Да и эти вузы подвергались критике за недостаточно узкую специализацию обучения, за отрыв учебных программ от реальной практики страховой работы.
Анализ учебных программ нового образования показывает, что в них почти на четверть возрастает объем самостоятельной работы, и принципиально не предполагается узкая специализация. На все страхование может остаться не более 100-200 учебных часов. Требования к специализированной подготовке магистра формулируются весьма расплывчато: «Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, устанавливаются вузом и отражают вид (виды) деятельности, на подготовку к которым направлена основная образовательная программа». Курс «Страховое дело» и раньше был ориентирован на абстрактное понятие «страховщик», без учета функционального подхода к обучению, а теперь возможность как серьезной фундаментальной подготовки, так и серьезной специализации вызывает еще большие сомнения.[19]
Одной из актуальных, широко обсуждаемых в настоящий момент проблем является проблема открытости российского страхового рынка. Мировая страховая практика показывает, что по мере становления и укрепления национальных страховых рынков, происходит изменение требований к созданию и правилам работы иностранных страховых компаний на территории отдельных стран. Сроки и масштабы осуществления данного процесса зависят от исторических и социально-экономических условий развития каждого конкретного национального рынка, а сам процесс является лишь частью широкомасштабной подготовки к интеграции экономики России в Европейское экономическое сообщество.
К числу внутренних проблем, т.е. корректируемым внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие как:
- низкая финансовая устойчивость страховщиков;
- низкий уровень профессионализма и страховой культуры;
- внутрисистемная разобщенность;
Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно назвать следующие:
- экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.)
- юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.)
- политические (общеполитическая нестабильность).
В итоге, не было бы зазорным рекомендовать использование опыта иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей-экспертов, брокеров, актуариев и др.).[20]
Основными задачами по развитию страхового дела являются:
- формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
- развитие обязательного и добровольного видов страхования;
- создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
- стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
- поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.
Решение всех перечисленных проблем, несомненно, требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон, поскольку, несмотря на временное снижение темпов роста, отечественное страхование имеет вполне позитивные долгосрочные перспективы и будет развиваться в русле мировой практики. Одним из обязательных условий этого развития является наша общая готовность находить согласованные решения, развивать взаимодействие в рамках профессионального сообщества, серьезно инвестировать если не средства, то хотя бы усилия в кадры и методологию страхования.
3. Тенденции и перспективы развития страхования в России
3.1 Государственное регулирование страхового рынка
В основу законодательства, регулирующего страховое дело в России, положен Гражданский кодекс РФ, а также федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» ( с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года ). Существенную часть этой системы, помимо сугубо страхового законодательства, составляют подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы.
Государственным регулированием страхового рынка занимается Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, основными направлениями деятельности которого является :[21]
- надзор за общими условиями осуществления страховой деятельности и соблюдением требований законодательства;
- надзор за финансовым состоянием страховщиков;
- надзорная и экспертная работа в части экономического обоснования страховой деятельности (обоснованность расчетов страховых тарифов, страховых резервов, бизнес - планов);
- надзорно - статистическая, аналитическая и сводно-аналитическая работа по общим показателям деятельности страховщиков.
Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, согласно закону Российской Федерации об организации страхового дела в РФ, занимается выдачей лицензий на осуществление страховой деятельности. Порядок получения страховой компанией лицензии регламентируется Условиями лицензирования. При этом законом «Об организации страхового дела в РФ» определены минимальные размеры уставных капиталов. По закону величина оплаченного уставного капитала должна составлять :
- не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда для проведения операций по страхованию жизни;
- не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда при проведении операций по видам иным, чем страхование жизни;
- не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда при перестраховочной деятельности.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Помимо лицензирования Департамент страхового надзора осуществляет контроль над формированием тарифов, соблюдением условий диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности при размещении страховых резервов, соответствием нормам платежеспособности, инвестиционной политикой и перестрахованием.
Согласно российским законам, страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно.
Рассчитанные страховой компанией тарифы должны быть указаны в
Правилах страхования, которые предоставляются в Департамент страхового надзора для получения страховщиком лицензии на осуществление данного вида страхования. В течение действия лицензии надзор вправе осуществлять проверку соответствия реальных тарифов компании заявленным в Правилах страхования. Нарушение соответствия может привести к приостановлению действия лицензии .
Департамент страхового надзора осуществляет более жесткий контроль над деятельностью страховых компаний, работающих на рынке обязательного страхования, чем на рынке добровольного. Обязательное страхование вводится государством в целях защиты социально значимых имущественных интересов граждан и юридических лиц. Кроме того, в России существует практика возведения формально добровольных видов страхования в ранг обязательных неофициально, например, путем установления требования о страховании определенных рисков при выдаче лицензий на различные виды профессиональной деятельности . Страховые тарифы по обязательным видам страхования, как правило, устанавливаются законодательно, и страховые компании должны строго придерживаться их в своей работе.
3.2 Стратегия развития страхования в России
За первый квартал 2018 года страховщики собрали премий на 377,4 млрд руб., что на 19,3% превышает аналогичный показатель за тот же период прошлого года, следует из опубликованной на сайте Банка России статистики.
Темп прироста премий — значительно выше, чем годом ранее (5,3%), отмечают в ЦБ. Наибольший вклад в рост рынка по-прежнему вносит страхование жизни (52,4% совокупного прироста).[22] Другие быстрорастущие сегменты — страхование прочего имущества юридических лиц (14%), страхование от несчастных случаев и болезней (11,6%) и добровольное медицинское страхование (6,5%). Рынок автострахования между тем продолжил тормозить, показав падение премий на 4,6%.
Совокупные выплаты по договорам страхования по итогам первого квартала сократились на 11,7%, до 109,1 млрд руб. В страховании жизни страховые выплаты возросли на 54,3% (7,34 млрд руб.), что ожидаемо в связи с окончанием срока действия договоров инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), по которым в течение последних двух лет наблюдался значительный рост взносов, указывает ЦБ.
Рынок демонстрирует ожидаемые тенденции, наметившиеся еще в прошлом году, говорит директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин. Между тем, несмотря на то что по цифрам темпы кажутся высокими, первый квартал зачастую непоказательный, так как довольно короткий, и говорить, что весь следующий год рынок будет расти такими темпами, нельзя, отмечает он. «Продолжается вклад ИСЖ в рост рынка страхования жизни, который достиг своего пика еще в 2017 году, но никто и не ожидал, что в первом квартале рост замедлится. При этом по итогам 2018 года может произойти замедление», — отмечает эксперт.
С учетом восстановления спроса на кредиты ожидаемо растет страхование жизни от несчастных случаев и болезней, так как эту страховку приобретают зачастую при кредите.
Премии по страхованию жизни увеличились на 53,6%, до 91,9 млрд руб.
Уже по итогам 2017 года страхование жизни заняло четверть страхового рынка, писал ранее РБК. В 2017 году страхование жизни еще в первом квартале обогнало рынок автострахования, который в течение последнего времени продолжает сжиматься. Согласно базовому прогнозу АКРА, уже в 2022 году страхование жизни принесет страховщикам свыше 1 трлн руб. премий против 332 млрд руб. в 2017 году; доля этого вида страхования составит 45% от общего объема страховых премий против 25% по итогам 2017 года.
Как отмечает ЦБ, активный рост сегмента страхования жизни стал возможным благодаря быстрому развитию инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) — продукта, получившего популярность в условиях снижения процентных ставок и низкого спроса банков на депозиты. ИСЖ продается в основном через банки в качестве альтернативы депозиту.
Несмотря на то, что сейчас ИСЖ продается успешно, итоги инвестирования пока неудовлетворительные. Если не начать регулировать продажи ИСЖ, не сократить комиссию банков, это может привести к тому, что через три-пять лет (стандартный срок действия полиса) произойдет массовое разочарование клиента в продукте из-за того, что ожидания не оправдались, говорили в АКРА.[23]
В автостраховании продолжилось сокращение взносов, указывает ЦБ. По обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) премии уменьшились на 4,6%, до 46 млрд руб. Снизилось также и количество заключенных договоров (на 1,3%) — в результате средняя стоимость страхового полиса составила 5,8 тыс. руб. (годом ранее — 6 тыс. руб.). В качестве основной тенденции на рынке ОСАГО ЦБ выделяет активное распространение электронного ОСАГО (е-ОСАГО). Доля страховых премий по договорам, заключенным через интернет, выросла за первый квартал на 19,3 п.п. по сравнению с аналогичным показателем за тот же период прошлого года, достигнув 25,6% от совокупных взносов в этом сегменте. Страхование автокаско продемонстрировало незначительное снижение премий (на 0,1%), объем взносов составил 36,7 млрд руб.