Файл: Тенденции развития международной валютной системы (Предложения по совершенствование международной валютной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Валютная система представляет собой форму организации и регулирования в области валютных отношений, которая закрепляется на уровне национального законодательства или межгосударственных соглашений. Она является системой функционально и структурно взаимосвязанных элементов, участвующих в процессе ее функционирования и управления. Различают национальную, региональную и международную валютные системы. С исторической точки зрения изначально образовались национальные валютные системы, которые функционировали на уровне государств с учетом международного права. Имеет место тесная связь между национальной и международной валютной системой.

Актуальность работы обусловлена тем, что состояние и перспективы развития МВС в настоящее время являются темой для активного обсуждения. Множество экспертов полагают, что в ближайшее время нас ждет глобальная реформа существующей МВС.

Целью работы является исследование тенденций развития международной валютной системы.

Объектом исследования выступает международная валютная система.

Предметом исследования являются закономерности функционирования международной валютной системы.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- Изучить роль международной валютной системы в глобальной экономике.

- Выявить место российского рубля в международной валютной системе.

- Провести анализ влияния международной валютной системы на курс рубля в 2015-2017 годах.

- Исследовать влияние курса российского рубля на мировую экономику.

- Разработать предложения по совершенствованию международной валютной системы.

В процессе исследования применялись следующие методы: логический анализ, синтез, сравнительный анализ, индукция, дедукция, метод формализации, а также методы системного анализа, статистический метод.

Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы, научная литература по данной проблеме, а также материалы периодических изданий.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Состояние международной валютной системы

1.1. Роль международной валютной системы в глобальной экономике

Международная валютная система представляет собой форму организации международных валютных отношений, обусловленную историческим развитием мировой экономической системы и закрепленную международными соглашениями[1].

МВС начала свое формирование еще в ХIХ веке. Ее стабильность зависит от соответствия принципов ее функционирования потребностям развития мирового хозяйства. При изменениях в мировой экономической системе МВС также претерпевает соответствующие поправки. Если этого не происходит и старые принципы организации МВС тормозят развитие мирового хозяйства, то это приводит к ее кризису и целесообразности создания новой МВС.

На данный момент МВС прошла четыре этапа своего формирования. Переходы от этапа к этапу вызваны мировыми экономическими и валютными кризисами, сопровождаемыми изменением военно-политической обстановки.

МВС представляет собой совокупность национальных и региональных валютных систем, взаимосвязанных между собой. Эта связь осуществляется через центральные банки, проводящие национальную и региональную денежно-кредитную политику и участвующие одновременно в разработке и реализации международной валютной политики, организации межгосударственного валютного регулирования.

Валютная система как форма организации валютных отношений предполагает наличие субъектов и объектов этих отношений, инструментов и конечной цели управления, являющихся специфическими в зависимости от вида валютной системы.

Субъектами валютных отношений являются их участники и регулирующие органы. Участниками могут быть физические лица, юридические лица в виде предприятий различных отраслей экономики и форм собственности, финансово-кредитные институты, государство и пр. Участники валютных отношений в зависимости от их влияния на ситуацию на валютном рынке делятся на две категории:

1. Активные участники, или маркет-мейкеры – это центральные и коммерческие банки, транснациональные компании, постоянно осуществляющие операции на валютном рынке, от их деятельности зависят спрос и предложение на валюту в текущий период и в будущем. Так, например, Центральный банк России осуществляет валютные интервенции на внутреннем валютном рынке с целью защиты и обеспечения устойчивости рубля. Такими же функциями наделен, к примеру, Европейский центральный банк.


2. Пассивные участники – это коммерческие банки, юридические и физические лица, проводящие валютные операции и не влияющие на состояние валютного рынка.

Регулирующими органами выступают органы валютного регулирования и валютного контроля в рамках соответствующей валютной системы – центральные или национальные банки и правительства, а также международные валютные и финансово-кредитные организации.

Объектами валютных отношений являются: механизмы курсообразования и режимы валютного курса; условия конвертации, валютные ограничения, международные кредиты и расчеты, инвестиции; порядок участия иностранного капитала и т.д.

Конечными целями управления валютными отношениями в рамках МВС являются ее стабильность и положительное влияние на макроэкономические показатели, т.е.: рост валового внутреннего продукта стран; золотовалютных резервов; привлечение иностранных инвестиций; расширение экспортно-импортных операций и т.п.

Охарактеризуем особенности функционирования национальной, региональной и международной валютных систем.

Национальная валютная система (НВС) формируется на основе интернационализации хозяйственных связей, национального законодательства и государственно-правовых норм организации валютных отношений страны с учетом международного права. Эта форма валютной системы выполняет обслуживание международного (внешнего) платежного оборота страны и способствует формированию валютных ресурсов, необходимых для нормального процесса общественного воспроизводства.

НВС формируют следующие компоненты: национальная денежная (валютная) единица; официальные золотовалютные резервы; паритет национальной валюты и механизм формирования валютного (обменного) курса; условия конвертируемости валюты; наличие или отсутствие валютных ограничений; банковские и кредитно-финансовые учреждения, валютные биржи; порядок осуществления внешнеторговых расчетов; система валютного регулирования и валютного контроля и др.[2]

По мере интернационализации хозяйственных связей на основе НВС формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валютных отношений – международная и региональная валютные системы.

Основные элементы международной и региональной валютных систем: международные платежные средства, выполняющие роль мировых денег; условия и режимы обратимости валют; механизм и режим валютных курсов; формы международных расчетов; кредитные орудия обращения и порядок их использования в международных расчетах; международные ликвидные активы и порядок их регулирования; режим международных валютных и золотых рынков и межгосударственные институты, регулирующие валютные отношения.


Региональная валютная система (РВС) формируется на основе интеграционных процессов, образования межгосударственных региональных экономических группировок. Эта форма валютной системы призвана обслуживать международный платежный оборот стран-членов интеграционной группировки.

Отдельного рассмотрения заслуживает европейская валютная система (ЕВС). Заключительный, пятый этап формирования ЕВС начался с 1 января 2002 г., когда в качестве законного платежного средства евро был введен в 12 странах ЕС: Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Испании. Кроме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в ЕС: Андорре, Ватикане, Монако и Сан-Марино.

Три государства – члена ЕС, не перешедшие на евро: Великобритания, Дания и Швеция, могут добровольно перейти на него в любой момент, в случае, если они того пожелают и если их экономика будет соответствовать требованиям, закрепленным в Договоре об учреждении экономического и валютного союза (ЭВС).

Национальные банки стран ЭВС установили период параллельного хождения евро и национальных валют, в течение которого из обращения полностью выводятся национальные денежные знаки. Для каждой страны были установлены сроки обмена банкнот и монеты старого образца на евро через банки-эмитенты соответствующих валют.

Европейский союз постоянно расширяется. В 1994 г. договор о сотрудничестве с ЕС заключили Россия и некоторые страны СНГ. Так, с 1 мая 2004 г. в него вступили еще 10 стран: Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская республика, Венгрия, Кипр. В настоящее время ЕС объединяет 28 стран.

Переход европейских стран на единую валюту позволяет решить многие экономические, социальные и политические проблемы. Так, на протяжении 90-х гг. ХХ столетия только в связи с колебаниями курсов национальных валют страны ЕС ежегодно теряли 0,5 % прироста ВВП и тысячи рабочих мест.

Единая валюта значительно снижает валютные риски инвесторов и расходы на их страхование; затраты, связанные с ведением бухгалтерского учета операций в различных валютах; расходы на обращение различных национальных валют и пр. В тоже время в рамках функционирования данной региональной валютной системы, безусловно, возникают различные проблемы у отдельных стран. Как правило, решаются они сообща через формирование индивидуальной программы, в том числе с использованием финансовых или кредитных инструментов поддержки.


Введение евро привело к созданию принципиально новой независимой региональной банковской системы – Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), состоящей из Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов ЭВС[3].

Структура ЕСЦБ напоминает Федеральную резервную систему (ФРС) США. Однако если в ФРС каждый Федеральный резервный банк самостоятельно выполняет возложенные на него функции и не имеет вышестоящего органа, то в структуре ЕСЦБ ЕЦБ наделен функциями банка банков для НЦБ стран зоны евро. Таким образом, банковская система зоны евро является трехуровневой, не имеющей аналогов в мире. ЕСЦБ является независимой от других органов ЕС, от правительств стран – членов ЭВС и любых других учреждений.

На долю стран – участниц ЕС приходится 15% мирового валового внутреннего продукта, 19,5% мирового экспорта, тогда как в ЕС проживает только 5% населения Земли. Для сравнения, на долю США приходится 20,2% мирового валового внутреннего продукта и 14,8% мирового экспорта. Вторым после ЕС конкурентом США является Япония, которая укрепил позиции в Азиатско-тихоокеанском регионе. Токио является сегодня мировым финансовым центром, а японские банки имеют разветвленную сеть за рубежом. Хотя в середине 90-х гг. ХХ столетия курс японской иены снижался до рекордно низких отметок, с 2002 г. он имеет тенденцию к росту.

Очевидно, что ни один из трех валютных центров в настоящее время не может установить свое безраздельное влияние на мировом валютном рынке.

Тенденции сегодня таковы, что МВС превращается в полицентрическую с конкуренцией отдельных региональных валютных зон[4].

МВС формируется на базе международного разделения труда, в процессе становления и развития мирового хозяйства и закрепляется межгосударственными соглашениями. Эта форма валютной системы обслуживает взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств мирового сообщества. МВС охватывает всю мировую экономику. Ее развитие связано с формированием мирового рынка, единой системы мирового хозяйства.

Она должна соответствовать следующим требованиям: обеспечивать международный обмен, всю систему мирохозяйственных связей достаточным объемом платежно-расчетных и кредитных средств, пользующихся доверием участников финансовых и валютно-кредитных отношений; иметь определенный запас прочности для стойкого функционирования в условиях перманентных перестроек в разных частях мирового хозяйства. Быть достаточно эластичной, чтобы гибко приспосабливаться к изменениям в мировом экономическом обществе; обеспечивать, по возможности, сбалансированность, гармонизацию экономических интересов субъектов мирохозяйственных связей всех структурных уровней.