Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Сущность казначейской системы исполнения бюджетов).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы деятельности Федерального казначейства РФ
1.1. Сущность казначейской системы исполнения бюджетов
1.2. Этапы казначейского исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ
2.2. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета
3. Проблемы и пути дальнейшего развития Федерального казначейства РФ
Содержание:
Введение
Казначейство — один из старейших финансовых институтов, объективно необходимый атрибут любого государства. Связано это с его главной функцией — хранителя государственной казны. И как бы оно ни называлось, при какой бы системе ни существовало — при приказной форме, при Рюриковичах, при Романовых — Казначейство всегда ее выполняло.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Казначейство выполняет важнейшую миссию — быть кассиром, бухгалтером, хранителем казны. Оно должно собирать в кассу доходы и выдавать из нее средства на расходы, не являясь при этом распорядителем бюджетных средств. Возрожденное Казначейство России стало инструментом реализации бюджетной политики, направленной на предотвращение распада страны.
Цель выполненной работы - рассмотреть современную практику деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации, выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы деятельности Федерального казначейства РФ;
- осуществить анализ основных показателей деятельности Федерального казначейства РФ за 2010-2012 годы;
- выявить пути дальнейшего развития и совершенствования деятельности Федерального казначейства РФ.
Объектом исследования является деятельность Федерального казначейства в Российской Федерации.
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие документы органов государственной власти и управления, материалы российской печати, информационных обзоров, аналитических и статистических материалов, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения современного бюджетного процесса.
Общей методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логического и исторического. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод исследования противоречий в развитии объекта, анализ и синтез, системность, аналогии, а также специальные: сравнения, группировки, обобщения, интерпретации и др.
1. Теоретические основы деятельности Федерального казначейства РФ
1.1. Сущность казначейской системы исполнения бюджетов
Исполнение бюджета – важнейший этап бюджетного процесса, направленный на мобилизацию доходов в бюджет и эффективное использование бюджетных средств. Под исполнением бюджета понимается процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также осуществление кассовых выплат по бюджетным обязательствам, принятым получателями средств в соответствии с государственными или муниципальными заданиями в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
При казначейском исполнении бюджета поступление доходов, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, санкционирование расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на органы федерального казначейства[1].
В основе разработки технологий казначейского исполнения бюджета заложены основные принципы построения бюджетной системы РФ.
1) Принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов, иных сборов и платежей, поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов на единый счет бюджета, с этого счета и осуществляется финансирование предусмотренных расходов бюджета. Концентрация средств на таком счете бюджета ставит под контроль движение денежных средств, обеспечивает маневренность управления ими, исключает возможность их замораживания на счетах в кредитных учреждениях. Формально единый счет бюджета не увеличивает объем бюджетных средств, а фактически орган, исполняющий бюджет, получает дополнительный кассовый резерв при исполнении бюджета. Данный принцип обеспечивает полную прозрачность и подотчетность формирования и использования бюджетных средств, существенно повышает качество управления государственными (муниципальными) финансами. Необходимость осуществления всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета заложена в Бюджетном кодексе РФ и других нормативно-правовых актах[2].
2) Принцип подведомственности расходов бюджета реализуется в праве получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства в объеме выделенных лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Введение принципа обусловлено необходимостью усиления ответственности за исполнение бюджетных обязательств, устранения дублирования отдельных полномочий, установления прозрачной и четкой подведомственной сети главного распорядителя бюджетных средств. При этом исключается возможность реализации функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней.
3) Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что любая операция, проводимая по кассовым поступлениям или кассовым выплатам бюджета, должно быть отнесена на лицевой счет получателя бюджетных средств, администрирующего эти платежи, с указанием конкретной бюджетной классификации. Например, исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется через ведение лицевых счетов главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, открытых в едином учетном регистре федерального казначейства. На лицевых счетах отражаются: поступившие по расходным расписаниям главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования расходов, кассовые выплаты по принятым бюджетным обязательствам, их свободный остаток, неиспользованный на отчетную дату. Порядок открытия и ведения лицевых счетов в Федеральном казначействе и территориальных органах определен приказом Минфина РФ и Федерального казначейства РФ от 07.10.2008 г. № 7н[3].
4) Принцип разграничения доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, в соответствии с которым органы федерального казначейства осуществляют учет всех поступлений, распределение доходов по уровням бюджетов в соответствии с нормативами, утвержденными действующим законодательством, а также отражение операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам на едином счете каждого бюджета бюджетной системы РФ.
5) Принцип единства бюджетной системы РФ предусматривает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетов, единую методологию ведения бюджетного учета и применения бюджетной классификации, выработку общих правил, порядков и процедур казначейского исполнения бюджетов, унификацию форм бюджетной документации и отчетности с целью обеспечения сопоставимости отчетных данных и возможности их консолидации.
6) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств реализуется через финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством (ст. 267 БК РФ), который заключается в контроле за не превышением объема бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, выделенных получателям бюджетных средств, кассовых выплат, осуществляемых ими, соответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, и наличие подтверждающих документов.
7) Принцип прозрачности (открытости) исполнения бюджетов, с одной стороны, это осуществление планирования, кассового исполнения бюджета и составление отчетности при максимальной степени детализации по кодам бюджетной классификации, с другой стороны, обеспечение высокой степени доступа к данным о планировании и исполнении бюджета для общества и всех заинтересованных пользователей.
Федеральное казначейство (Казначейство России) находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе»[4] является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета[5].
К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:
- организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
- регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;
- управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;
- разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ[6].
Таким образом, в России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей [7].
1.2. Этапы казначейского исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
Исполнение федерального бюджета по доходам начинается с момента зачисления доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, несмотря на то, что сами доходы бюджета возникают уже с момента предъявления плательщиком платежного поручения на списание денежных средств в бюджет со своего расчетного счета. Статьей 218 БК РФ установлен перечень основных операций, которые совершаются при исполнении бюджетов по доходам с момента поступления их на счета Федерального казначейства
Исполнение бюджета по расходам легко разделяется на более мелкие последовательные этапы:
- распределение и доведение объемов бюджетных прав до распорядителей бюджетных средств и далее по сети подведомственных им учреждений (этап росписи);
- принятие обязательств, которые должны быть оплачены за счет бюджета (этап принятия денежных обязательств);
- предварительная проверка и санкционирование платежей по принятым обязательствам (этап санкционирования);
- сам кассовый расход, который может, в свою очередь, распадаться на два этапа - кассовый расход по системе государственного бюджетного учета и кассовый расход по банку (этап платежа)[8].
Обязательным элементом при исполнении федерального бюджета по расходам является открытие распорядителями и получателями средств федерального бюджета лицевых счетов в органах федерального казначейства.
Регулирование правоотношений по исполнению расходов бюджета осуществляется в первую очередь БК РФ, в соответствии с которым исполнение бюджета по расходам предусматривает следующие этапы: