Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Сущность казначейской системы исполнения бюджетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • принятие обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств (ст. 219 БК РФ).

Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета одновременно напоминает исполнение федерального бюджета и по доходам, и по расходам. Дело в том, что источники финансирования дефицита могут иметь как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от чего бюджет будет в дефиците или в профиците, а общее правило таково, что расходы бюджета должны быть равны сумме доходов и источников финансирования дефицита. То есть при исполнении бюджета по источникам финансирования дефицита возможно принятие обязательств, санкционирование их оплаты, но возможен также возврат или зачет излишне или ошибочно поступивших сумм[9].

Порядок исполнения федерального бюджета по источникам финансирования дефицита устанавливается Минфином России. При этом Федеральным казначейством открываются лицевые счета администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета разных видов[10].

Таким образом, сущность казначейской системы исполнения бюджетов состоит в следующем. На счетах казначейства хранятся бюджетные средства. Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.

2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ

2.1. Анализ поступлений от уплаты налогов, сборов и иных платежей, а также их распределения между бюджетами

В соответствии с положениями части 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Минфином России.


Учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ, в том числе привлечение с единых счетов бюджетов средств, необходимых для осуществления возврата (зачета), осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с Приказом Минфина № 92н.

При исполнении Федеральным казначейством своих бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы РФ Федеральное казначейство осуществляет учет поступлений и их распределение более чем по 2300 кодам бюджетной классификации РФ.

Поданным Казначейства России за январь—декабрь 2013 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 30 992,1 млрд руб., из них:

  • в федеральный бюджет — 13 019,9 млрд руб., что составляет 42,0 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее — ГВФ РФ) — 7 733,4 млрд руб., или 25,0 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • в бюджеты субъектов Российской Федерации — 6 848,6 млрд руб., или 22,0 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • в местные бюджеты — 3 390,2 млрд руб., или 11,0 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации[11].

Рис. 1. Поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2013 г., млрд. руб.[12]

В 2013 г. Федеральное казначейство осуществляло реализацию положений Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. в соответствии с Порядком исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г., утвержденным приказом Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. № 144. В 2013 г. МОУ ФК перечислено ввозных таможенных пошлин, взимаемых на территории Российской Федерации, на сумму 675,0 млрд руб., из них: в бюджет Российской Федерации — 593,8 млрд руб.; в бюджет Республики Казахстан — 49,5 млрд руб.; в бюджет Республики Беларусь — 31,7 млрд руб.

Государствами — участниками Таможенного союза в 2013 г. в бюджет Российской Федерации было перечислено ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие): Республикой Казахстан — 274,9 млрд тенге (в рублевом эквиваленте — 57,6 млрд руб.); Республикой Беларусь — 8 066,3 млрд белорусских руб. (в рублевом эквиваленте — 28,9 млрд руб.).


2.2. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета

Одной из основных стратегических целей Федерального казначейства на 2013 г. являлось осуществление в полном объеме кассового обслуживания исполнения бюджетов ГВФ РФ, которое завершит переход к казначейской системе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральным казначейством в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса РФ[13] и ст. 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, в рамках исполнения полномочий по доведению показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета казначейскими уведомлениями были доведены бюджетные данные на 2013 г. В течение 2013 г. успешно осуществлен поэтапный перевод на кассовое обслуживание в органы Федеральною казначейства бюджетов территориальных ГВФ РФ: со 2 сентября 2013 г. переведено 22 субъекта Российской Федерации; с 1 октября 2013 г. переведен 61 субъект Российской Федерации.

  • Данные мониторинга кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) (рис. 2).

Рис. 2. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году

(по состоянию на 1 января 2014 г.)[14]

По результатам мониторинга количество субъектов Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти которых выбран порядок кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации:

  • с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу — 25 субъектов Российской Федерации;
  • с открытием лицевых счетов в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенным между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее — Соглашение), лицевых счетов участникам бюджетного процесса уровня субъекта Российской Федерации — 35 субъектов Российской Федерации;
  • применяют смешанный вариант кассового обслуживания 23 субъекта Российской Федерации.

Рис. 3. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов в 2013 году, (по состоянию на 1 января 2014 г.)[15]

Количество муниципальных образований Российской Федерации, местной администрацией которых выбран порядок кассового обслуживания исполнения бюджета муниципального образования: с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу — 8 147 муниципальных образований (35 %); с открытием лицевых счетов в соответствии с Соглашением — 10 693 муниципальных образования (47 %); применяют «смешанный» вариант кассового обслуживания 4 160 муниципальных образований (18 %) (рис. 3).

2.3. Анализ бюджетных данных

В процессе кассового планирования постоянно осуществлялся мониторинг оперативной информации о текущем кассовом исполнении федерального бюджета. Основная часть доходов федерального бюджета в 2013 г. обеспечена поступлениями по четырем доходным источникам: вывозным таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций. 91,6 % общего объема поступлений доходов в федеральный бюджет сформировано за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой (рис. 4, 5).

Рис. 4. Структура поступлений в федеральный бюджет в разрезе администраторов в 2013 млрд руб., %[16]

Кассовые расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2013 г. составили 360,1 млрд руб., или 2,7 % к исполнению Кассового плана по расходам федерального бюджета (рис. 6). В 2013 г. была продолжена работа по прогнозированию средств в иностранной валюте и было обеспечено наличие неснижаемого остатка денежных средств в долларах США, евро, фунтах стерлингов Соединенного королевства, японских иенах, необходимых для оперативного исполнения платежных документов ГРБС и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета в иностранной валюте.

Рис. 5. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов
федерального бюджета в 2013 году, млрд. руб., %[17]

За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее. За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее. За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее. За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее. За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее. За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее. За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее. За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее. За время прохождения квалификационной практики студентка ознакомилась: со структурой предприятия, правовыми формами юридических лиц, схемой взаимодействия юридического отдела с другими подразделениями предприятия. А так же ознакомилась с должностными инструкциями, действующими на предприятии, формами договоров, претензиями и так далее.


Рис. 6. Соотношение процентных и непроцентных расходов
в 2013 году, млрд. руб., %[18]

Федеральное казначейство в 2013 г. еженедельно готовило и направляло в Министерство финансов Российской Федерации оперативные сведения по отдельным показателям кассового исполнения федерального бюджета в текущем
периоде, а с декабря 2013 г. — ежедневно, включая оперативные сведения по остаткам на едином счете федерального бюджета[19].

3. Проблемы и пути дальнейшего развития Федерального казначейства РФ

Одной из первостепенных задач органов Федерального казначейства является кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней имеет большое социально-экономическое и политическое значение. Организация кассового обслуживания исполнения бюджетов в Российской Федерации представляет собой сложный процесс и требует постоянного контроля за правильным и своевременным доведением информации о выделенных ассигнованиях и их остатках
до получателей бюджетных средств.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов не является частью бюджетного процесса, но без него невозможно непосредственное исполнение бюджетов, следовательно, при анализе деятельности органов казначейства вопрос кассового обслуживания исполнения бюджетов является важнейшим и требующим пристального внимания[20]. При этом стоит отметить, что в механизме кассового обслуживания не до конца решены проблемы, связанные с его реализацией на практике.

Важнейшей проблемой совершенствования кассового обслуживания является обеспечение ликвидности на счетах бюджета. То есть следует избегать появления кассовых разрывов для своевременного исполнения всех бюджетных полномочий региональных властей.

Решением данной проблемы может стать использование Управлением системы бюджетных кредитов. Таким образом, средства на счетах УФК будут использованы наиболее эффективно.

С 2014 г. Федеральное казначейство стало предоставлять бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 721 «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)», право предоставлять бюджетные кредиты закреплено за территориальными органами Федерального казначейства - Управлениями.