Файл: Участники внешнеэкономической деятельности. Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности (Теоретические основы института международного арбитражного производства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД — хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.

1.2. Участники внешнеэкономической деятельности

По сути, понятие участников внешнеэкономической деятельности сводится к их роли одной из сторон внешнеэкономической сделки (договора).

Значимым является аспект того, кто и при каких условиях имеет право на заключение внешнеторговых сделок. Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Согласно статье 10 указанного Закона любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами[8].

Субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и классифицируются на российских и иностранных лиц.

Российским в соответствии с пунктом 23 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности считается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо является российским, если имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, является гражданином РФ или имеет право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством.

К иностранному лицу согласно пункту 11 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности относится физическое, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.

Анализ норм Закона о внешнеторговой деятельности свидетельствует, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства. Валютное законодательство предусматривает деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов[9]. Перечень резидентов и нерезидентов Российской Федерации, предусмотренный в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле", гораздо шире, чем указанный в Законе о внешнеторговой деятельности. В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, на основании статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле включены Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Согласно статье 2 Закона о внешнеторговой деятельности указанные субъекты правоотношений не относятся к российским лицам, а в статье 11 указано, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.


В научной литературе существует расширенный перечень участников внешнеэкономической деятельности в разрезе выполняемых ими функций[10].

1. Международные организации (Всемирная торговая организация, Европейский союз, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.). Они осуществляют нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции.

2. Государство (в лице законодательных органов - парламент, президент, правительство, министерство финансов, центральный банк и др.). Осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и на межправительственном и межгосударственном уровнях.

3. Государство (в лице контролирующих органов - таможенные органы, налоговые службы, центральный банк, прокуратура и др.). Осуществляют контроль за соблюдением нормативных документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

4. Агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), таможенные органы и налоговые органы) осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

5. Экспортеры (физические или юридические лица).

6. Импортеры (физические или юридические лица).

7. Посредники (физические или юридические лица, органы власти) — оказывают содействие в осуществлении экспорта или импорта, создают инфраструктуру внешнеэкономической деятельности. Сами могут не осуществлять непосредственной внешнеэкономической деятельности, но оказывают услуги по продвижению экспортно-импортных контрактов.

Значительное количество участников внешнеэкономической деятельности вызвало необходимость их группировке по тому или иному параметру:

— в зависимости от юридического статуса — юридические лица, индивидуальные предприниматели и прочие физические лица;

— в зависимости от формы выхода участника внешнеторговой деятельности на внешний рынок: участники, осуществляющие прямой выход на внешний рынок и участники, пользующиеся услугами посредников;

— в зависимости от характера совершаемых внешнеторговых сделок: экспортёры, импортёры и специализированные посредники;


— в зависимости от профиля деятельности: производители-экспортёры, организации-посредники, содействующие организации.

При этом, классификация участников внешнеэкономической деятельности в зависимости от профиля деятельности предполагает, что[11]:

— производители-экспортеры работают на внешних рынках без посредников (промышленные компании, консорциумы, совместные предприятия и т.п.);

— особое место занимают в группе организаций-посредников специализированные внешнеэкономические организации Министерства экономического развития РФ, специализированные внешнеэкономические объединения отраслевых министерств;

— содействующие организации — это организации, оказывающие консультационные услуги, осуществляющие поиск иностранных партнеров, организовывающие проведение экспертизы и т.п. В эту группу входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества, внешнеторговые организации, Торгово-промышленные палаты России, уполномоченные коммерческие банки и др.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Внешнеэкономическую деятельность в наиболее общем смысле можно определить как предпринимательскую деятельность трансграничного характера.

Выделяют четыре группы объектов (предметов) ВЭД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность.

Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД — хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.

Субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и классифицируются на российских и иностранных лиц. В разрезе выполняемых функций выделяют такие субъекты ВЭД, как международные организации, государство, агенты валютного контроля, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы, экспортеры, импортёры и посредники. Существуют и другие классификации участников ВЭД.

Конечной целью любого экономически значимого предприятия является получение материальной выгоды. Эта цель характерна и для участников внешнеэкономической деятельности.


Глава 2. Международное арбитражное производство как основной способ разрешения споров между участниками внешнеэкономической деятельности

2.1. Теоретические основы института международного арбитражного производства

Быстрое и справедливое разрешение споров способствует расширению и облегчению торговли и сотрудничества. В подавляющем большинстве сделок, заключаемых отечественными организациями и фирмами других стран, предусматривается арбитражный порядок разрешения споров. Под третейским (арбитражным) судом понимается суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними. Состав суда определяется сторонами. В отличие от общего (государственного) суда, обращение к третейскому суду происходит на основании соглашения сторон[12]. Для организаций и фирм, ведущих торговые и иные операции, рассмотрение споров в порядке арбитража имеет существенные преимущества по сравнению с судебным порядком. Преимущества эти прежде всего состоят в непродолжительности, по сравнению с обычными судами, срока рассмотрения дел, в том, что решения арбитража не подлежат обжалованию, а также относительной (по сравнению с судами) дешевизне[13]. Последнее немаловажно, если учесть, что в западных странах расходы на ведение процесса, в том числе на адвокатов, обычно весьма высоки. Большим достоинством арбитража является компетентность третейских судов, поскольку арбитры избираются из числа специалистов. Наконец, с точки зрения организаций и фирм, существенным преимуществом представляется то, что третейский суд обычно заседает негласно.

Одним из важнейших институтов современного международного права является международный коммерческий арбитраж. Имея длительную и многогранную историю своего развития, международный коммерческий арбитраж превратился к настоящему времени в популярный и часто используемый инструмент урегулирования транснациональных споров частноправового характера наряду с традиционной процедурой рассмотрения в национальных судах.

Понятие международного коммерческого арбитража используется в нескольких аспектах: во-первых, для обозначения в целом способа рассмотрения коммерческих споров; во-вторых, для обозначения органа или организации, которая осуществляет рассмотрение таких споров; в-третьих, для обозначения конкретного состава арбитров (либо единоличного арбитра), рассматривающего конкретный спор[14].


Арбитраж формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, носящих экономический характер и вытекающих из частноправовых сделок, а также включающих в себя «иностранный элемент»[15].

В науке достаточно долго велись дискуссии о юридической природе арбитража и его месте в системе юрисдикционных органов. Проанализировав высказанные учеными мысли по данному вопросу, можно выделить как минимум три различных точки зрения:

1) процессуальная концепция, которая определяет арбитраж как одну из форм правосудия. Арбитражное соглашение спорящих сторон в данном смысле рассматривается лишь как соглашение процессуального характера, основной целью которого является исключение юрисдикции государственного суда;

2) договорная концепция арбитража, которая определяет природу арбитража как волеизъявление сторон. Арбитражное соглашение, необходимое для передачи спора в арбитражный (третейский) суд, является гражданско-правовым договором, предметом которого является выбор сторонами вида арбитража или конкретного арбитража, времени и места осуществления арбитражного разбирательства, определение самой процедуры арбитражного разбирательства и материального права, подлежащего применению арбитрами;

3) смешанная концепция сочетает в себе основные положения двух предыдущих концепций и рассматривает арбитраж как самостоятельный институт, включающий в себя и материально-правовые, и процессуально-правовые элементы.

При классификации международных коммерческих арбитражных судов, в которой выделяется институционные и изолированные арбитражи. Так, институционный арбитраж является постоянно действующим органом, учрежденным, как правило, при торговой палате, торгово-промышленном союзе или ассоциации[16].

Изолированный арбитраж (арбитраж ad hoc) создается только для разрешения конкретного дела и после вынесения итогового акта прекращает свое существование. Правовой статус изолированного арбитража целиком и полностью основывается на арбитражном соглашении спорящих сторон, которые сами определяют правила процедуры рассмотрения спора в таком арбитраже[17].

За рубежом из институционных арбитражей принято выделять национальные и международные; общей или специальной компетенции, а также на арбитражи, рассматривающие как внутренние, так и международные споры, и арбитражи, рассматривающие исключительно международные споры.