Файл: Государственные и муниципальные программы: назначение и виды (Понятие, сущность и виды государственных и муниципальных программ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Формирование государственных и муниципальных целевых программ на сегодняшний день является наиболее актуальным и перспективным направлением программно-целевого планирования в Российской Федерации. По сравнению со сметным методом планирования программно-целевой имеет ряд преимуществ, в частности, он повышает научную и практическую обоснованность социально-экономических и организационных мероприятий, значительно расширяет круг участников программы, полнее учитывает их интересы и потребности; является прозрачным для всех субъектов хозяйствования, создает возможности для достижения общих целей; позволяет представителям органов государственной власти целенаправленно решать неотложные экономические проблемы, активно влиять на стабилизацию ситуации в социально-экономической и общественно-политической сферах.

Наряду с этим следует отметить, что существующие ныне методы организации и выполнения государственных и муниципальных программ только формально можно характеризовать как методы программно-целевого управления. Это в свою очередь проявляется в том, что разрабатывается большое количество программ, часть из которых не реализована совсем, а значительная часть - реализуется частично.

Вопросы управления государственными и муниципальными программами развития имеют значительную актуальность в г. Севастополе, поскольку он является городом федерального значения, поэтому здесь присутствует потенциал и возможности для реализации значительного числа программ. Особенно важным это представляется в свете того, что в течение последних несколько лет население города существенно выросло за счет миграции как с территории Украины, так и материковой части России. Вследствие значительного прироста населения вопросы социального обеспечения населения, а также проблемы обеспеченности учреждениями образования, здравоохранения и т. п. стоят особенно остро. Одним из вариантов решения этих проблем является реализация программ на государственном и муниципальном уровне.

Цель курсовой работы – разработка мероприятий по совершенствованию программного подхода в управлении развитием г. Севастополем.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- определить сущность, значение и виды государственных и муниципальных программ;


- охарактеризовать подходы к реализации государственных и муниципальных программ;

- проанализировать реализацию государственных программ в г. Севастополе и выявить ключевые проблемы;

- определить направления совершенствования программного подхода в системе управления развитием г. Севастополя.

Объект работы – государственные и муниципальные программы.

Предмет работы – программный подход в системе управления развитием г. Севастополя.

Методологическую основу исследования составляют научные разработки отечественных и зарубежных ученых. При написании работы использованы такие методы исследования как индукция, дедукция, синтез, анализ, сравнение и обобщение.

Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты, учебные материалы в области государственного управления, материалы периодических изданий, посвященные исследуемой теме, данные статистической отчетности.

Структурно работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

1.1 Понятие, сущность и виды государственных и муниципальных программ

Государственная программа – это система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.[1]

В свою очередь, муниципальная программа – это муниципальная программа - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития.

Главными признаками целевых программ, обуславливающими возможности их применения для решения определенных проблем социально-экономического развития, являются следующие:


- наличие четко обозначенной цели (или целей), на достижение которой (которых) направлены мероприятия программы;

- комплексный характер, который выражается в значительном числе исполнителей и множестве мероприятий, осуществляемых для достижения поставленной цели;

- определение и формальное закрепление ответственности и места в механизме реализации программы всех ее участников, независимо от институционального характера (коммерческие структуры разного типа, объединения граждан либо государственные учреждения);

- полнота и безусловная достаточность мероприятий, предусмотренных для достижения поставленной цели;

- согласованность всех мероприятий относительно сроков осуществления и ресурсов.[2]

Основные задачи государственных и муниципальных программ:

1. Выравнивание уровня социального и экономического развития территории.

2. Формирование рациональной территориальной и отраслевой структуры экономики.

3. Рациональное использование природных ресурсов.

4. Устранение последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф.

Рассмотрим основные виды целевых программ. На основе обобщения наработок авторов в данной сфере, составлена классификация, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Классификация региональных программ

Классификационный признак

Виды программ

1. Технология организации взаимодействия исполнителей

1.1 Проблемно-ориентированные:

1.1.1 функциональные;

1.1.2 целевого развития.

1.2 Объектно-ориентированные.

2. Период реализации

2.1 Непрерывные;

2.2 долгосрочные;

2.3 краткосрочные;

3. Характер связи между программными мероприяти­ями и исполнителями

3.1 Комплексно-дискретные;

3.2 комплексно-связанные.

4. Отраслевая ориентация

4.1 Отраслевые

4.2 межотраслевые

5. Характер выполнения программы

5.1 Планово-прогнозные;

5.2 экстренные;

5.3 конъюнктурные

6. Характер распространения

6.1 Программы общего распространения;

6.2 типичные для значительного числа регионов;

6.3 уникальные.

7. Распределение функций в сфере принятия решений по управлению программой

7.1 Государственные;

7.2 Межрегиональные;

7.3 региональные;

7.4 муниципальные.

8. Характер целей

8.1 Направленные на предупреждение негативных явлений;

8.2 направленные на преодоление негативных явлений;

8.3 направленные на развитие конкретной сферы.

9. Уровень комплексности

9.1 Узкоспециализированные;

9.2 Комплексные

10. Охват населения

9.1 Распространяемые на всех жителей территории;

10.2 распространяемые на определенную категорию граждан или социальную группу


Охарактеризуем приведенные в таблице виды программ более подробно.

Содержательная направленность программ значительной мерой определяет технологию взаимодействия исполнителей, вследствие чего выделяют проблемно-ориентированные и объектно-ориентированные.

К проблемно-ориентированным программам относятся:

- функциональные программы, ориентированные на решение проблем, возникающих в процессе развития группы объектов либо качественно нового выполнения одной из функций органа государственного управления на основе изменения организации или технологии ее исполнения;

- программы целевого развития, направленные на решение ключевой проблемы одной из сфер деятельности или отраслей органов регионального управления.

К объектно-ориентированным относятся, например, организационные программы, направленные на комплексное усовершенствование регионального развития и управления, формирование новых социально-производственных систем, реорганизацию действующих и т.п.[3]

По периоду реализации программы разделяются следующим образом:

- непрерывные, ориентированные на практически постоянные цели, хотя их содержание на различных этапах может значительно изменяться. Задачи управления такими программами могут требовать создания постоянно действующих функциональных звеньев, организационных и экономических механизмов определения проблем, постановки целей и создания условий для их достижения.

- долгосрочные, период формирования и реализации которых охватывает не менее 10 лет, а масштабы осуществления и достигаемые результаты значительно влияют на показатели развития региона. Для долгосрочных программ целесообразно создавать развернутые системы управления с изменяемой структурой, в зависимости от этапов реализации программы;

- краткосрочные, выполняемые на протяжении одного или нескольких лет, а их результаты определяют преимущественно показатели развития отдельных направлений деятельности органов государственного управления на определенной территории. Эффективное управление этими программами требует применения гибких организационных форм.[4]

Значительную роль в обеспечении эффективного управления программой играет характер организационно-экономических связей между программными мероприятиями и их исполнителями, обусловленный степенью сложности и направленностью возникающих отношений, предсказуемостью промежуточных результатов и их эффективностью. По этому признаку могут быть выделены два типа программ:


- комплексно-дискретные, достижение целей которых обеспечивается за счет совокупности более-менее самостоятельных действий и результатов деятельности органов власти местного или регионального уровня;

- комплексно-связанные, где конечная цель достигается путем последовательного использования организационно обособленными исполнителями результатов деятельности друг друга. Координация, которая возникает при этом, чаще всего бывает достаточно динамичной, обусловленной целью конкретной программы.[5]

По отраслевой ориентации выделяют межотраслевые программы, реализуемые в нескольких сферах общественного развития и отраслевые, выполняемые в границах одного направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.[6]

1.2 Основные подходы к реализации государственных и муниципальных программ

Обозначим этапы реализации государственных и муниципальных программ:

1 этап. Формирование. Составление заявки на реализацию программы Исполнителем. Планирование основных мероприятий, определение индикаторов эффективности и весовых коэффициентов по каждому мероприятию, формулировка методики оценки эффективности реализации программы.

2 этап. Утверждение. Программы оцениваются муниципальными, региональными и федеральными органами власти, такими как Администрация субъекта, Счетная палата (СП), Управление Федерального казначейства (УФК, Казначейство). На этом этапе проводится оценка адекватности и научной обоснованности предлагаемых Исполнителем индикаторов и весовых коэффициентов проверки эффективности, оцениваются риски и принимается решение о принятии программы.[7]

3 этап. Исполнение. Согласно нормативным актам все средства бюджета, выделяемые на программу, перечисляются на единый казначейский счет (ЕКС). ЕКС открывается в учреждениях Банка России. ЕКС подразумевает, что бюджетные учреждения не должны иметь счета в кредитных организациях, они открывают лицевые счета в органах казначейства. Очевидно, что средства, выделенные на реализацию программы, используются не сразу, а постепенно. На ЕКС создается «запас» свободных средств, которые работают и возвращаются в ЕКС с приростом, тем самым пополняя бюджет.[8]