Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кредиторы также могут получить информацию о реорганизации контрагента исходя из данных ЕГРЮЛ и «Вестника»[131]. Реорганизуемый субъект после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью раз в месяц помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о начале процедуры реорганизации[132] согласно п.6 ст.15 ФЗ «Об АО» и с п. 5 ст. 51 ФЗ «Об ООО», и п. 1 ст. 60 ГК РФ. Второе сообщение помещается не позднее дня, следующего за днем истечения месяца со дня размещения первого уведомления. Если в реорганизации участвуют несколько субъектов предпринимательского права, то обязанность по отправке уведомлений возлагается на то, которое приняло решение последним или указано в протоколе, при этом сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации субъектов.

Доказательства общего уведомления кредиторов необходимо представить в налоговый орган, чтобы зарегистрировать вновь созданный субъект и сделать запись о прекращении деятельности реорганизованного субъекта (абз. 2 п. 6 ст. 15 ФЗ «Об АО» и абз. 2 п. 5 ст. 51 ФЗ «Об ООО»). Доказательствами могут выступить почтовые квитанции об отправке писем с обязательной описью вложения, а также экземпляр печатного издания с размещенным на его страницах объявлением о реорганизации субъекта публикаций в «Вестнике», сведения, содержащиеся в передаточном акте, разделительном балансе. Их отсутствие может стать основанием для отказа в регистрации или для признания регистрации недействительной.

Основной гарантией соблюдения прав кредиторов является право кредитора требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ). Однако на это правило есть ограничения: право требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения убытков предоставлено кредиторам только по тем обязательствам, права по которым возникли до появления публикации в Вестнике и только в течение 30 дней с момента последнего опубликования о реорганизации в СМИ в отношении реорганизуемого должника – АО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения и преобразования (п. 3 ст. 60 ГК РФ). Иными словами, если кредитор знал или должен был знать о том обстоятельстве, что его контрагент находится в процессе реорганизации, он мог самостоятельно оценить обстановку и поэтому в дальнейшем не должен ссылаться на реорганизацию как на обстоятельство для пересмотра взаимных обязательств[133]. ГК РФ не содержит подобного ограничения в отношении кредиторов ООО, а также в отношении кредиторов АО, реорганизуемого в форме выделения и разделения.


Во-вторых, кредиторы вправе потребовать сперва досрочного исполнения обязательств, и только если досрочное исполнение не представляется возможным, то досрочного прекращения обязательств и возмещения причиненных этим убытков. Законодательство не поясняет, каким образом обязательство может быть прекращено и кто выбирает основание для прекращения[134]. Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение т30 дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено достаточное обеспечение (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Защищать необходимо не только права кредиторов, но и права реорганизующегося субъекта от необоснованных притязаний кредиторов – признание недействительной реорганизации должно быть «крайней мерой и применяться только в случаях, когда допущенные при реорганизации нарушения носят неустранимый характер»[135]. Пострадавшие кредиторы даже после завершения процедуры реорганизации «не теряют возможности отстаивать свои требования перед правопреемниками такого субъекта предпринимательского права, т.к. к последнему переходит универсальное правопреемство по всем долгам прекративших свое существование субъекта»[136].

Право на прекращение обязательства и возмещение убытков в отношении реализации прав кредиторов АО, реорганизуемых в форме слияния, присоединения или преобразования, возникает у кредиторов только если данный субъект предпринимательского права, его акционеры или третье лицо не предоставили достаточного обеспечения данного обязательства и если не превышен 30-дневный срок на предъявление требования, отсчитываемый от даты последней публикации о реорганизации (ст. 60 ГК РФ). Интересы кредиторов реально обеспечивают не всеми подряд известными способами обеспечения исполнения обязательств, а по факту – лишь банковской гарантией, поручительством и залогом[137]. Если обязательства уже обеспечены залогом, кредитор не вправе требовать дополнительного обеспечения обязательств при любой реорганизации[138].

Судебная практика рассмотрения споров из реорганизации субъектов предпринимательского права в форме разделения и выделения выявляет следующие способы судебной защиты прав кредиторов:

1. Разделительный баланс признается недействительным в части распределенных прав и обязанностей. Возможность предъявления таких исков основано на том, что разделительный баланс является актом органа управления реорганизованного субъекта предпринимательского права[139].


2. Признание регистрации вновь созданных в результате реорганизации субъектов предпринимательского права недействительной [140].

3. Признание решения участников субъекта предпринимательского права об утверждении разделительного баланса - недействительным. Такое требование может быть заявлено только участниками субъекта предпринимательского права, если нарушены их права. Кредиторы не наделены правом на обращение с подобным иском[141].

4. В последнее время уже не встречается практика признания реорганизации недействительной через рассмотрение реорганизации как сделки и применении к ней последствий недействительной сделки[142].

ФЗ «Об АО» не содержит требований к объему обязательной информации в уведомлении кредиторам и в публикации. Для кредитора важно не только принятое организацией решение о проведении реорганизации, но и информация о том, какие общества участвуют в слиянии (присоединении), условия разделения (выделения), какую организационно-правовую форму будет иметь в результате преобразования, их экономическое положение[143].

В качестве дополнительных гарантий субъект предпринимательского права может публиковать в СМИ данные о кредитных рейтингах обществ, участвующих в реорганизации, и об их изменении за 3 последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если оно осуществляет свою деятельность менее 3 лет, что дает кредиторам возможность правильнее оценить экономическое положение реорганизуемого субъекта и принять грамотные шаги по защите своих интересов[144]. Такую информацию желательно включать в сообщение реорганизации в «Вестнике».

При преобразовании права и обязанности третьих лиц не изменяются (ч. 5 ст. 58 ГК РФ).

Защита интересов кредиторов реорганизуемого субъекта предпринимательского права может быть полностью обеспечена лишь в случае совпадения или схожести уставов реорганизуемых и реорганизующихся субъектов[145].

Дополнительной гарантией прав кредиторов реорганизованного субъекта предпринимательского права является универсальное правопреемство, например, требования к передаточному акту и разделительному балансу содержатся в п. 1 ст. 59 ГК РФ, согласно которому они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного субъекта предпринимательского права в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.


Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Пленума N 19 разъяснил: если судом, рассматривающим иск к одному из правопреемников реорганизованного субъекта предпринимательского права, установлено, что при утверждении разделительного баланса нарушено справедливое распределение активов и обязательств между правопреемниками, необходимо дополнительно привлекать в качестве ответчиков к участию в таком деле других правопреемников, включая субъект предпринимательского права, из которого выделилось новое, и возлагать на них солидарную ответственность. Данное положение было законодательно закреплено Законом от 30 декабря 2008 г. № 315-ФЗ[146]. Однако в действительности справедливость распределения активов и обязательств очень условна, т.к. можно представить ситуацию, когда в целях уклонения от выплат кредиторам субъекты предпринимательского права будут осуществлять разделение и выделение, соблюдая принцип «справедливости» очень формально. Если одна из компаний, образовавшихся в процессе реорганизации, после реорганизации окажется на грани банкротства, практически невозможно доказать, возникло ли это состояние в результате несправедливого распределения активов и обязательств при реорганизации, или это результат фатальных ошибок управления нового руководства.

Если разделительный баланс не позволяет определить правопреемника реорганизованного субъекта предпринимательского права, согласно абз. 3 в ч. 5 ст. 51 Закона «Об ООО», субъекты, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного субъекта перед его кредиторами. Важно, чтобы вновь созданные субъекты предпринимательского права несли солидарную ответственность по обязательству не только если разделительный баланс не позволяет определить правопреемника по обязательству субъекта, но и когда из разделительного баланса или любых иных доказательств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых субъектов, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов[147]. Неизбежно возникнут сложности с определением «существенности» нарушения интересов кредиторов и с определением «добросовестности» и «недобросовестности» распределения активов, эти понятия должны быть законодательно закреплены, чтобы не оставлять их на вольное трактование судами.

Реорганизация может ухудшить положение кредиторов субъектов предпринимательского права, участвующих в реорганизации, например, при выделении, когда в новое субъект предпринимательского права выводятся высоколиквидные активы, а все основные обязательства остаются на балансе реорганизуемого субъекта, которое вряд ли сможет погасить хотя бы часть своих долгов[148]. Поэтому в ст. 60 ГК РФ, п.6 ст. 15 ФЗ «Об АО», п. 5 ст. 51 ФЗ «Об ООО», сделаны попытки обезопасить добросовестных кредиторов от таких ситуаций дополнительной гарантией, позволяющие «избежать использования реорганизации как способа уклонения от исполнения обязательств» и устанавливающие солидарную ответственность субъектов предпринимательского права, продолживших деятельность либо возникших в результате реорганизации, по обязательствам, требование о досрочном прекращении или исполнении которых исполняется после завершения реорганизации. Кредиторы могут в судебном порядке требовать досрочного исполнения обязательства в течение 30 дней с даты последнего официального опубликования уведомления о реорганизации в СМИ.


Если рассматривать реорганизацию, направленную на сокрытие активов должника, формой злоупотребления правом (ведь она направлена на уклонение от исполнения обязательств и, как следствие, имеет цель причинить вред интересам кредиторов)[149], тогда злоупотребление правом не подходит по своей правовой природе и для целей возврата имущества в порядке реституции как последствия недействительности сделки, например для обращения на него взыскания по требованиям кредиторов, так как злоупотребление правом не является основанием для признания сделки недействительной[150].

Ранее предлагалось в ст. 60 определить достаточность обеспечения, предложенного кредитору, так: «если кредитор согласился принять такое обеспечение, либо если ему выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает сомнений, со сроком действия не менее чем на 3 месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого субъекта предпринимательского права»[151].

Законодательство РФ в последнее время стремится к соответствию общим международным требованиям и тенденциям регулирования защиты прав кредиторов с точки зрения баланса соблюдения интересов кредиторов и реорганизуемых субъектов. Например, некоторые положения практически дословно повторяются в положениях Третьей и Шестой директивы ЕС: разделяющаяся организация свободна в действиях по распределению пассивов и активов между другими субъектами предпринимательского права, предусматривается солидарная ответственность субъектов, к которым переходит имущество разделяющегося субъекта, кредитор имеет право препятствовать проведению разделения, есть право кредитора на соразмерное обеспечение обязательств, срок исполнения по которым до разделения не наступил[152].

Важной особенностью современного российского законодательства является, то, что оно устанавливает лишь основные черты предоставляемой кредиторам защиты. Однако в последнее время стали уделять намного больше внимания детальному регулированию защиты интересов кредиторов реорганизуемых субъектов предпринимательского права.

Гарантии прав участников (акционеров) ликвидируемого и реорганизуемого субъекта предпринимательского права