Файл: Статус Нотариуса (Приобретение статуса нотариуса в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что происходящие в современной России реформирование политической и социально-экономической сфер общества, развитие рыночных отношений, восстановление института частной собственности и конституционное закрепление всех форм собственности обусловили видоизменение роли и значения многих организаций российского общества, в том числе и нотариата.

В связи с этим произошло обновление функциональных характеристик нотариата, соответствующих новым рыночным экономическим отношениям.

По мере развития института собственности совершались сделки, направленные на приобретение права собственности, их количество со временем увеличивалось, данное обстоятельство вызвало интерес государства и граждан к российскому нотариату.

В рамках интенсивного формирования рынка, развития гражданских отношений, нотариат в лице своих органов, стал приобретать большое значение.

Нотариальная деятельность является важным условием функционирования гражданского общества.

Нотариус – юрист, специально уполномоченный на совершение нотариальных действий, выступающий гарантом законности совершения сделок, правильного оформления и составления актов и других документов, имеющих важное правовое значение для субъектов гражданского оборота.

От качества выполнения своих обязанностей нотариальными органами зависит эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, функционирование гражданского оборота в целом.

Целью данной работы является изучение статуса нотариуса в Российской Федерации.

Объект исследования: правовые аспекты нотариата в Российской Федерации.

Предмет исследования: статус нотариуса.

Задачи:

- изучить понятие и функции нотариуса;

- определить правовой статус нотариуса;

- рассмотреть вопросы теории и практики нотариуса;

- сформулировать выводы.

В работе были применены общенаучные методы и частно-научные (юридические) методы.

Структурно курсовая работа состоит из следующих элементов: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список используемой литературы.


Глава 1. Приобретение статуса нотариуса в Российской Федерации

1.1. Понятие и функции нотариуса

На сегодня в публичной сфере Российской Федерации сложились и ведут свою деятельность ряд публично-правовых институтов, среди которых не только государственное и муниципальное управление, но и прокуратура, адвокатура, нотариат, патентные поверенные, арбитражные управляющие, саморегулирование и деятельность публичных субъектов. Принятый и введенный в действие Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457) не только предсказывает дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы организации и деятельности такого публичного института, как нотариат, а также выказывает ряд проблем и задач, требующих специальный подход ко всем публично-правовым институтам и субъектам.

Нотариус – юрист, специально уполномоченный на совершение нотариальных действий, выступающий гарантом законности совершения сделок, правильного оформления и составления актов и других документов, имеющих важное правовое значение для субъектов гражданского оборота.

Чтобы поступить на должность нотариуса в Российской Федерации ст. 2 Основ законодательства о нотариате выделяет следующий порядок требований:

  • нотариусом может быть гражданин Российской Федерации;
  • наличие высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего [1]
  • образования;
  • стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;
  • достижение возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти
  • лет;
  • сдача квалификационного экзамена.

В соответствии с Основами РФ не может быть нотариусом лицо:

  • имеющее судимости либо уголовное преследование;
  • иностранного гражданства, не имеющее планов на жительство или иного документа, который подтверждает право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории другого государства;
  • признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным;
  • состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением хронических и затяжных психических расстройств[2] [3].

То есть, к гражданам РФ, чтобы приобрести статус нотариуса и осуществлять нотариальную деятельность, предъявляются такие же квалификационные требования, как и к претендентам на должность судьи.

Приведем сравнения требований, предъявляемых к субъектам публичной сферы. Так, для приобретения статуса прокурора города, района Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации[4] устанавливается стаж работы прокурором в органах прокуратуры не менее 5 лет. При этом, не предусматривает сдачи квалификационного экзамена. Адвокатам требуется стаж по юридической специальности не менее двух лет, возрастные ограничения отсутствуют, предусмотрен квалифицированный экзамен. Для поверенного снижен возраст, характер высшего образования не имеет значения, стаж соответствующей деятельности должен быть не менее 4 лет. Для арбитражного управляющего не имеет значения характер высшего образования, законом не установлен возраст и необходимый стаж непродолжителен.

Здесь возникает вопрос о целесообразности столь значительных отличий. Предполагается, что определенная унификация правил приобретения профессионального статуса субъектов публичной сферы гражданского общества необходима и в этом направлении на верном пути находится Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457 , он предусматривает необходимый стаж работы по юридической специальности в 5 лет. Для кандидата, который желает заниматься сложными видами профессиональной деятельности, такая продолжительность профессионального стажа свидетельствует об определенном накоплении опыта.

Далее из содержания Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457 вытекает следующий вопрос по определению места субъекта публично-правового института гражданского общества в системе субъектов российского права. Применительно к нотариусам вопрос можно рассмотреть следующим образом.

Приобретая статус нотариуса, гражданин не утрачивает статуса гражданина Российской Федерации, да и не может его утрачивать, потому что это было бы нарушением основополагающих принципов в области прав и свобод человека и гражданина[5]. Но с приобретением статуса нотариуса на стороне гражданина появляются ряд прав и обязанностей, которые характеризуют его как субъекта публично-правового института гражданского общества[6]. К сожалению, в современном законодательстве, в частности в Гражданском кодексе РФ, не определяется место таких субъектов в системе физических, юридических лиц или публично-правовых образований.


Представляется что, признание и закрепление законодательством особых субъектов в гражданском обществе и в его публичной сфере расставило бы все на свои места. В системе этих субъектов, бесспорно, достойное место займет нотариус.

Реализация такого предложения позволит точнее и обоснованно подходить к проблеме имущественно-правовой самостоятельности, обособленности и ответственности субъектов публично-правовых институтов.

Из всех субъектов гражданского права признак имущественной обособленности закрепляется гражданским законодательством (ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)) только за юридическими лицами, но по существу имущественная обособленность и самостоятельная имущественная ответственность относятся ко всем субъектам гражданского права. В области той или иной функциональной деятельности имущественная обособленность необходима для материального обеспечения деятельности и, бесспорно, для эффективной реализации имущественной ответственности.

А так как законодательство в полной мере в самой общей форме не может определить правовой режим имущественной обособленности субъектов публичных институтов, это приводит практически к их безответственности.

Так, в ст. 23 Основ РФ предусматривается такой вид частной собственности, как собственность нотариуса; это правило касается только денежных средств - они поступают в собственность нотариуса после уплаты обязательных платежей. Возникает вопрос, имеет ли право нотариус обладать на праве собственности иным имуществом - это никак не регулируется общегражданским законодательством и законодательством о нотариальной деятельности.

Соответственно это приводит к установлению правила в Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457 о недостаточности страхового обеспечения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса или по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса в случае вреда, причиненным имуществу гражданина или юридического лица, возмещается ущерб за счет личных средств нотариуса, а при недостаточности же последних - за счет компенсационного фонда Федеральной нотариальной [7] палаты.

В результате, причиненный вред имуществу физических и юридических лиц, в особой сфере - сфере осуществления публично-правовых функций - возмещается за счет личных средств нотариуса, которых, как следует из содержания Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457, может быть и недостаточно для возмещения вреда[8].


Можно точно сказать, что происходит смешение лично-правовой имущественной сферы гражданина, приобретшего статус нотариуса, с профессиональной имущественной сферой.

Также необходимо разграничение данных видов самостоятельной имущественной обособленности, в том числе возникающих в связи с этим имущественных отношений[9].

Тем не менее, такого разграничения нет ни по отношению к нотариусам, и ни к другим субъектам публично-правовых институтов - адвокатам, патентным поверенным, арбитражным управляющим, - что предусматривает неверный характер подхода к защите прав и интересов неопределенного круга лица.

Поэтому, необходимо призвать нотариат, как субъект публично-правовых институтов, собственник профессионального имущества, то есть имущества, приобретаемого при осуществлении профессиональной деятельности. По отношению к этому имуществу государство вправе вводить особые правовые режимы учета, владения, пользования и распоряжения.

Обратимся к механизмам гражданско-правовой ответственности, введенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457.

Согласно ст. 1069 ГК РФ гражданско-правовая ответственность государства за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, более конструктивна по сравнению с гражданско-правовой ответственностью нотариуса, занимающегося частной практикой: формулировка ст. 1069 ГК РФ широка и допускает возможность полного возмещения убытков как в форме реального ущерба имущества, так и в форме неполученных доходов.

По отношению к [10] гражданско-правовой ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой, то, хотя в Федеральном законе от 29 декабря 2014 г. N 457 она и называется полной, фактически эта ответственность ограничена вредом, причиненном имуществу.

Следовательно, классическая мера гражданско-правовой ответственности - возмещение неполученных доходов - не применяется в профессиональных отношениях с участием частнопрактикующих нотариусов.

Не представляется возможности обосновать столь различный подход законодателя к решению одного и того же вопроса.

Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457 в результате внесения дополнения в ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) расширяет предыдущие границы преюдиции до пределов нотариата. Поэтому возникает ряд вопросов, представим три из них:

1) можно ли считать установленными обстоятельства, подтвержденные нотариусом при отказе в его совершении;