Файл: Статус Нотариуса (Приобретение статуса нотариуса в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) каковы критерии существенности нарушения порядка совершения нотариального действия или, наоборот, отказа в его совершении;

3) достаточен ли механизм, закрепленный ст. 186 ГПК РФ, для обеспечения борьбы с подложностью документов, удостоверенных в том числе в нотариальном порядке?

Ответ на первый вопрос представляет, что нотариус вправе как совершить нотариальное действие, так и отказать в нем. В любом случае нотариус как должностное лицо опирается на некие установленные им факты. Такие факты и обстоятельства, в полной мере, могут считаться установленными как при совершении нотариального действия, так и при его отказе. Законодателем при принятии и введении в действие Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457 явно был допущен пробел, преодоление которого возможно путем внесения изменений и дополнений в законодательство о нотариате и нотариальной [11] [12] [13]деятельности.

Что касается ответа на второй вопрос, он не так очевиден как на первый. Применение законодателем своеобразных формулировок открывает путь судейскому произволу и формированию некоей совокупности судебных прецедентов. Так, например, формулировка ст. 387 ГПК РФ[14] [15], гласит - основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В результате, возможны существенные или несущественные нарушения норм права; существенные или несущественные нарушения норм права могут повлиять либо не повлиять на исход дела, но пересмотр вынесенных судебных актов возможен лишь при существенности нарушения норм права.

Примерно такая же эквилибристика возможна при оценке существенности нарушения порядка совершения нотариального действия. Не усматривается никакого смысла в отказе от применения норм гл. 37 ГПК РФ, предусматривающей возможность рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе от их совершения; в данной главе ни о какой существенности нарушения порядка совершения нотариального действия речи не идет, а устанавливаются основания для решения вопроса по существу: правильно или неправильно совершено нотариальное действие или отказано в совершении нотариального действия. С той же самой проблемой мы сталкиваемся и в случае, предусмотренном п. 5 ст. 61 ГПК РФ .


Механизм борьбы с подложностью документов, удостоверенных в том числе в нотариальном порядке, установленный ст. 186 ГПК РФ[16], явно недостаточен. Данной процессуальной нормой предусмотрено лишь право, но не обязанность суда по борьбе с подложностью документов. Что касается права суда предложить сторонам представить иные доказательства, то это вообще вряд ли можно рассматривать как достаточное процессуальное средство борьбы с подложностью документов, поскольку в силу диспозитивности процесса каждая из сторон и без этого старается обосновать перед судом свою позицию. Что же касается права суда назначить экспертизу, то это право необходимо трансформировать в обязанность суда: именно такое решение диктуется интересами достижения справедливости.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457 на пути к развитию формирования и поддержания надлежащего правового режима организации и деятельности субъектов публично-правовой сферы;
  • необходимо усовершенствование имущественно-правовой основы профессиональной деятельности субъектов публичных институтов;
  • требуется усовершенствование механизма гражданско-правовой ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • необходимо усилить взаимосвязи процессуальных норм, регулирующих процессуальные отношения, связанные с оценкой и проверкой нотариальных действий или отказов в их совершении.

1.2. Правовой статус нотариуса в Российской Федерации

Нотариус в Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы) совершает предусмотренные законодательными актами нотариальные действия от имени Российской Федерации.

Должность нотариуса учреждается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) по согласованию с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации[17]. Полномочиями нотариуса наделяет начальник территориального управления Минюста России[18].

При этом нотариальные действия нотариус может совершать или работая в государственной нотариальной конторе, или занимаясь частной практикой (ч. 2 ст. 1 Основ). Отсюда возникает вопрос о правовом положении нотариуса.


Нотариус, исходя из норм действующего законодательства, не относится ни к государственным органам, ни к лицам, замещающим государственные должности, ни к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы. В то же время нотариус совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации и использует Государственный герб Российской Федерации на своей личной печати (ч. 1 ст. 11 Основ). «Нотариус в России, - отмечает Р.Г. Вергасова, - получил статус независимого представителя государства, наделенного им в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия»[19].

Исходя из положений ч. 4 ст. 12 и ч. 6 ст. 17 Основ на нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, распространяется трудовое законодательство. Трудовой договор с ним заключается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с тем, что нотариат относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подп. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), а финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подп. 28 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, несет государство.

Государственная нотариальная контора является местом для совершения нотариальных действий, тогда как ранее действующим законодательством рассматривалась в качестве органа, совершающего нотариальные действия[20]. Она открывается и упраздняется территориальным органом Минюста России[21].

Нотариус, занимающийся частной практикой, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Основ вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством. Он несет полную имущественную ответственность за виновное причинение вреда (ст. 17). Но при этом нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (ч. 6 ст. 1 Основ). Следует также отметить обязанность такого нотариуса быть членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность (ч. 4 ст. 2 Основ).


Таким образом, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, - это наемный работник, условия труда которого обеспечиваются за счет средств государственного бюджета. Нотариус, занимающийся частной практикой, не является ни работником, ни предпринимателем, совершает нотариальную деятельность свободно в соответствии с законом. Финансирование его деятельности осуществляется за счет средств, полученных им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, и иных финансовых поступлений, не противоречащих законодательству (ч. 1 ст. 23 Основ).

В литературе отмечается, что сочетание терминов «частный» и «нотариус» означает отсутствие затрат государства на обеспечение законных прав граждан и юридических лиц, а также персональную ответственность нотариуса и его заинтересованность в результатах этого дела[22]. Поэтому очень часто учеными[23] высказывается мнение о необходимости ликвидации государственных нотариальных контор и оставления только нотариусов, занимающихся частной практикой, или, по-другому, небюджетного нотариата[24]. Проект федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - проект федерального закона о нотариате), также предусматривает только небюджетную модель нотариата[25]. По мнению, ликвидация государственных нотариальных контор может привести к тому, что в субъектах Российской Федерации, где они существуют, не будет обеспечена доступность для граждан нотариальных услуг. Нотариус, который занимается частной практикой, не заинтересован осуществлять нотариальную деятельность на территории, где населенные пункты малочисленны и отдалены друг от друга, так как его финансовое благосостояние зависит от того, сколько нотариальных действий и услуг правового и технического характера он совершит и окажет. Поэтому в 2014 году в Основы введена ст. 11.2 о поддержке нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях. Следует отметить, что даже в субъектах Российской Федерации (Республика Тыва, Хабаровский край, Чукотский автономный округ), в которых сохранились государственные нотариальные конторы, не всегда есть желающие осуществлять нотариальную деятельность, должности являются вакантными. Это связано и с суровыми природными и с климатическими условиями, и отдаленностью населенных пунктов от крупных городов и населенных пунктов. Дипломированный специалист остается там, где хорошие условия для проживания и востребованность оказываемых им услуг.


Представляется, что в рамках действующего законодательства только государство может обеспечить своим гражданам доступность нотариальных услуг путем создания и обеспечения деятельности государственных нотариальных контор независимо от убыточности или прибыльности совершения нотариальных действий. Ведь обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц - конституционная обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Нужно лишь принять меры (зарплата, жилье и т.п.), чтобы квалифицированные специалисты пошли работать в государственные нотариальные конторы, созданные там, где отсутствуют нотариусы, занимающиеся частной практикой, и существует потребность в нотариальных услугах.

Наделение нотариуса полномочиями производится на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен (ч. 3 ст. 12 Основ). Участвовать в конкурсе могут граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям, указанным в ч. 1 ст. 2 Основ: наличие высшего юридического образования, полученного в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации; стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет; возраст от 25 до 74 лет включительно[26], сдача квалификационного экзамена.

Следует заметить, что в настоящее время законодательство не уточняет требования к уровню высшего юридического образования (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации[27]), тогда как вышеуказанный проект федерального закона предусматривает высшее юридическое образование уровня специалитета или магистратуры либо ученую степень по юридической специальности (ч. 1 ст. 8). Это, с одной стороны, повышает требование к образованию в виде установления уровня высшего юридического образования, а с другой стороны, предусматривая наличие ученой степени по юридической специальности без одновременного указания на высшее юридическое образование, делает возможным замещение должности нотариуса лицом, не имеющим базовых юридических знаний. Считаем, что нотариус должен обладать любого уровня высшим юридическим образованием, как предусмотрено действующим законодательством. Ведь, как верно отметила проф. Л.В. Щенникова, «нотариус - это высококвалифицированный юрист в сфере частного права...»[28].

Проект федерального закона предусматривает уменьшение срока работы по юридической специальности, необходимого для назначения нотариусом, с 5 до 3 лет работы, который исчисляется с момента окончания образовательной организации, и уменьшение предельного возраста замещения должности нотариуса с 75 до 65 лет, как для государственных гражданских служащих. В настоящее время даже предельный возраст пребывания в должности судьи установлен 70 лет. Представляется, что в этой части требования действующего законодательства могут быть скорректированы.