Файл: Банкротство кредитных организаций (Процедуры банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Современная банковская система России развивается достаточно быстро. За последние несколько лет российские банки были вынуждены пройти путь, который в других странах занял десятилетия. На состояние и совершенствование банковского сектора экономики огромное влияние оказывает государственное регулирование. Регулирование банковской деятельности должно преследовать три цели: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции.

На сегодняшний день самый неотложный вопрос в области банковского регулирования - проблема разорения банков, поскольку из-за мирового финансового кризиса усилились, темпы сокращения числа кредитных организаций Институт банкротства в России окончательно не сложился, поэтому существует необходимость совершенствования структуры и системы правовых актов, процедур банкротства кредитных организаций.

Изучение проблемы несостоятельности кредитных организаций, опыта зарубежных стран, развитие существующего законодательства будет способствовать созданию в нашей стране надежной и стабильной банковской системы, защите и должников, и кредиторов, росту доверия к банкам. Поэтому выбранная тема очень актуальна.

Объектом исследования данной курсовой работы являются кредитные организации современной России.

Предметом исследования стало банкротство кредитных организаций.

Цель данной работы - рассмотреть институт банкротства кредитных организаций в Российской Федерации.

Информационной и теоретической базой для выполнения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты федеральных органов власти и Банка России, рекомендуемая и дополнительная учебная литература, данные банковской статистики, материалы из специальной периодической печати, специализированных сайтов сети Интернет.

В числе методов исследования применялись преимущественно методы терминологического анализа; методы анализа и синтеза; методы обобщения; методы сравнения, которые позволили сопоставить данные статистики за несколько лет; статистические методы; библиографические методы.

Глава 1. Понятие и признаки банкротства


§1. Понятие банкротства

Согласно закону "О несостоятельности (банкротстве)" под несостоятельностью (банкротством) понимают, признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей .

Существует различные мнения авторов по поводу определения данного в законе. К примеру, один из авторов утверждает, что понятие о несостоятельности (банкротстве) изложено в действующем законе таким образом, что при обозначении убыточных, финансово-неустойчивых предприятий и других коммерческих организаций, а также граждан и граждан-предпринимателей допускается лингвистический плюрализм. Действительно, высказывается множество правовых взглядов при оценке социально-экономической значимости этого института, сущность которого определяется в законе по-разному, используются в одинаковом смысле термины "банкротство" и "несостоятельность". За критерий банкротства взята неплатежеспособность, суть которой состоит в следующем. Кредиторы требуют оплаты долгов по денежным обязательствам, но предприятие не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Кандидат юридических наук А. Лукашов считает, что банкротство - явление, внутренне присущее государствам с рыночной экономикой, экономически процветающим и переживающим кризисы. Вопрос лишь в масштабах явления, имеющего как объективные причины (обострение конкуренции, изменение конъюнктуры рынка и т.п.), так и субъективные факторы (неумелое ведение бизнеса, применение против субъекта экономической деятельности средств из арсенала недобросовестной конкуренции и т.п.).

§2. Признаки банкротства

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" дает нам перечень признаков банкротства:

гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;


гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

По мнению Валерия Семеусова "Внешним признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей, если должник не обеспечивает или заведомо не способен обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей, если должник не обеспечивает или заведомо не способен обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения". В настоящее время по действующему закону сущностные, внутренние причины (признаки) банкротства предприятия не являются предметом судебного исследования, коль скоро они утратили легальный характер и не входят в правовое понятие банкротства. На основе признания формальных признаков несостоятельности суд вправе принимать решение о признании предприятия банкротом и, следовательно, о его ликвидации путем распродажи имущества предприятия на публичных торгах.

Глава 2. Процедуры банкротства

§1. Наблюдение

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, ка финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.


Также осуществлять иные установленные федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" полномочия.

К обязанностям временного управляющего относятся:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов должника и др.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим в порядке.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

К компетенции первого собрания кредиторов относится:

принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих и др.

Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего. Также решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления, а также может содержать требования к кандидатуре внешнего управляющего.


Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу. В случае если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела, арбитражный суд:

выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц;

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, выносит определение о введении внешнего управления;

при наличии признаков банкротства, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

§ 2 Финансовое оздоровление

Под финансовым оздоровлением понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утвержденным графиком.

Особенности данной процедуры состоят в том, что при ее проведении сохраняются органы управления должника, активная роль в инициировании и проведении финансового оздоровления отводится учредителям (участникам) должника. Собственнику имущества кредитной организации, которые согласно Закону о банкротстве являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве и наделены правом обращения к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Указанные лица вправе также предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом (при предоставлении лицами, заявляющими ходатайство о переходе к этой процедуре, соответствующих гарантий) даже в случае, если первое собрание кредиторов проголосует за обращение в суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства. В связи с этим вызывает определенную настороженность положение Закона о банкротстве о так называемых третьих лицах, которые, не являясь ни лицами, участвующими в деле о банкротстве, ни лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наделяются полномочиями, аналогичными тем, которые предоставлены учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника - кредитной организации. Очевидно, что, предоставив необходимые гарантии либо денежные средства на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, третье лицо оказывается в положении единственного кредитора. Должник попадает в полную зависимость от этого третьего лица, которое может воспользоваться данной процедурой банкротства для получения полного контроля над имуществом должника и его органами управления, то есть данные законоположения могут быть использованы в качестве легального механизма "передела собственности". Учитывая, что третье лицо имеет возможность принять участие в финансовом оздоровлении только по согласованию с должником, знание данного обстоятельства накладывает на руководителя должника серьезную ответственность за принятие решения.