Файл: Финансовый анализ бухгалтерского баланса предприятия (на примере ООО «ПСК ЯСТРЕБ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость анализа финансовой отчетности в условиях рыночных отношений обусловлена требованием обоснованности принимаемых деловых решений.

Вступая во взаимоотношения с партне­рами, предприятия должны подтвердить свою финансовую устойчи­вость и платежеспособность. Бухгалтерский баланс - это итоговый документ бухгалтерского учета в организации, который составляется на отчетную дату. Оценить финансовое состояние организации по данным бухгалтерского баланса позволяет анализ.

В настоящие время финансовый анализ бухгалтерского баланса имеет приоритетное значение по сравнению с другими фрагментами экономического анализа, такими как анализ рисков, анализ стратегии прове­дения на рынке капиталов. В результате финансовых оценок учетных и ана­литических показателей пользователи получают аналитическую «материаль­ную» основу деловых решений различного характера. Эти решения могут быть связаны, например, с оценкой целесообразности финансирования, кре­дитования и инвестирования капитала. В данном случае необходимость мето­дики анализа бухгалтерского баланса, адекватной новому типу хозяйствен­ных отношений диктуется тем, что финансовый и инвестиционный капитал требует прозрачности и сравнимости финансовой информации. Решение этой задачи требует корректировки систем показателей для проведения экспресс- диагностики и рейтингового анализа предприятий-эмитентов.

Финансовый анализ или анализ финансовой отчетности посредством реализации обоснованного состава методологических требований и исследо­вания определенных показателей предоставляет возможность использовать информацию бухгалтерского учета для оценки имущественного положения и финансовых результатов, а также их изменений за отчетные периоды дея­тельности хозяйствующих субъектов. Учетная или аналитическая информа­ция, чтобы отвечать критерию полезности, должна отвечать определенным требованиям и включать определенный набор показателей. Изменение эко­номических условий и потребностей пользователей диктуют изменение тре­бований, предъявляемым к методикам финансового анализа и требуют их уточнения в части характеристик и структуры финансового анализа. Эти же изменения вызывают необходимость корректировки используемых наборов аналитических показателей и уточнения применяемых аналитических схем. Главным критерием решения проблем, возникающих при разработке методи­ки вопросов должна быть практическая полезность формируемой аналити­ческой модели для пользователей финансовой отчетности.


Новые модели отечественного бухгалтерского учета и финансового ана­лиза разрабатываются с учетом базовых международных стандартов и ре­зультатов научных исследований, практической необходимости и накоплен­ного опыта. Для удовлетворения запросов пользователей финансовой инфор­мации и уточнения методик финансового анализа требуется разработка их типологии по критерию заинтересованности каждой из групп пользователей в тех или иных результатах финансового анализа.

По мере развития рыночной экономики в стране изменяются внутренние запросы управления и потребности заинтересованных сторонних лиц в дея­тельности коммерческих организаций. При этом каждый субъект хозяйство­вания выступает индивидуально как сложившимися системами управленчес­кой и учетной организаций, так и кругом заинтересованных в его финансовой отчетности пользователей. Эта актуальная задача ставит на повестку дня вопрос об уточнении и углублении существующих методик финансового анализа в части возможностей анализа для учета индивидуальных особен­ностей каждого хозяйственного субъекта.

Теоретической основной работы явились исследования и научные вы­воды отечественных и зарубежных ученных в области экономического ана­лиза, бухгалтерского учета, финансового менеджмента: Аринушкина Н.С., Аббасова Г.А., Баканова М.И., Барнгольц С.Б., Блатова Н.А., Видяпина В.И., Джафарли Г.А., Дашдемирова А.И., Ефимовой О.В., Ковалева В.В., Кондракова Н.П., Крыловой Т.Б., Кулиева В.М., Кязимова Р.Н.

Цель и задачи исследования. Цель исследования зак­лючается в рассмотрении роли и значения финансового анализа бухгалтерского балан­са.

Для достижения поставленной цели потребовалось ре­шить следующие задачи:

-рассмотреть теоретические основы финансового анализа бухгалтерского баланса предприятия;

-провести финансовый анализ бухгалтерского баланса предприятия.

Объект исследования. Объектом исследования являются отечественные предприятия функционирующие в современных условиях.

Предмет исследования. Предметом исследования являются методоло­гические и методические проблемы формирования полезной бухгалтерской информации и проведения анализа бухгалтерского баланса.

1. Теоретические основы финансового анализа бухгалтерского баланса предприятия


1.1. Основы и организация анализа финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс - это наиболее информативная форма анализа и оценки финансового состояния предприятия. Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа результатов деятельности предприятия и оценки ее эффективности. Остальная отчетность дополняет и детализирует показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, способствует выстроить более точные прогнозы на следующие периоды. Для этого необходимы статистические данные и плановые (нормативные) показатели предприятия.

Дополнительными источниками информации являются: [12, c. 35]

• законодательные документы (законы, кодексы, указы Президента РФ);

• техническая и технологическая документация;

• хозяйственно-правовые документы организации;

• информация в средствах массовой информации;

• информация в базах данных федеральных и региональных органов;

• публикации в сборниках и информационно-аналитических бюллетенях Федеральной службы государственной статистики;

• специально собранные данные исследований маркетинга. [14, c. 28]

Пользователи информации анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия, и подразделяются на несколько групп: К первой группе относятся следующие пользователи: [8, c. 65]

а) Существующие и потенциальные собственники средств, акционеры и инвесторы предприятия, которым должны вычислить увеличение или уменьшение доли собственных средств, а также дать оценку эффективности использования ресурсов администрацией предприятия. Держателей пакета акций волнует как нынешняя, так и будущая рентабельность, и в том числе стабильность. Для того чтобы составлять планы, нужно дать оценку настоящему финансовому положению предприятия. [24, c. 108]

б) Существующие и потенциальные кредиторы, которые используют отчетность для оценки целесообразности предоставления или пролонгации кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к потенциальному клиенту. Они осуществляют финансовый анализ, для того чтобы минимизировать риски по займам и вкладам. [7, c. 67]


Качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их аналитического обоснования. Ликвидностью предприятия прежде всего интересуются - лица, которые могут предоставляют коммерческие кредиты. Так как коммерческие кредиты являются краткосрочными, то лучше всего способность предприятия оплатить эти обязательства может быть оценена с помощью анализа ликвидности. Держатели облигаций, то есть долгосрочные кредиторы, хотят знать не только об уровне ликвидности, но и о способности фирмы обслуживать долги (то есть выплачивать проценты) и погашать основную сумму кредита. Данную способность, владельцы облигаций могут оценить, проведя: [12, c. 57]

анализ структуры капитала предприятия;

анализ основные источники и использование фондов;

анализ рентабельность предприятия на протяжении длительного периода;

анализ прогнозной оценки рентабельности предприятия в будущем;

в) Поставщики и покупатели, которые определяют надежность деловых связей с данным клиентом;

г) Государство, в лице налоговых органов, проверяющие правильность составления отчетных документов, расчета налогов и определяющих налоговую политику;

д) Служащие, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на этом предприятии.

Ко второй группе пользователей финансовой отчетности относятся, не заинтересованные в деятельности данного предприятия. Но, изучение отчетности им необходимо чтобы они смогли защитить интересы первой группы пользователей. К не заинтересованной группе пользователей относятся: [14, c. 25]

а) Аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности с целью защиты прав инвесторов;

б) Консультанты по финансовым вопросам, которые используют отчетность в целях выработки рекомендаций для своих клиентов относительно помещения их капиталов в то или иное предприятие;

в) Биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчетности при регистрации соответствующих предприятий и принимающие решение о приостановке деятельности предприятии, а также они оценивают необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

г) Законодательные органы;

д) Юристы, которым нужна отчетная информация для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения; [15, c. 37]

е) Пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;


ж) Торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне. [21, c. 205]

В системе комплексного финансового анализа по данным отчетности важное место занимает комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятия и его финансового состояния. Оценка деятельности проводится на первом этапе финансового анализа, когда определяются основные направления аналитической работы (предварительная оценка), и на заключительном, когда подводятся итоги анализа (окончательная, заключительная оценка). Окончательная оценка является важным информационным источником для обоснования и принятия оптимального управленческого решения в конкретной ситуации. [6, c. 144]

Анализ финансовой деятельности предприятия - это комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятия, то есть совокупность всех хозяйственных процессов.

Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Центральное место в системе управления предприятием занимает анализ хозяйственной деятельности. Анализ предшествует административным решениям и действиям, подтверждает их, и является базой научного управления производством, гарантируя его эффективность. [7,c. 8-9]

Анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования планов, но и мониторинг над их выполнением, с целью определения недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процессы экономики, корректировки планов и управленческих решений. Анализ результатов деятельности организации является началом и завершением планирования. Он позволяет повысить уровень планирования, а также сделать его научно обоснованным. [8, c. 16]

Проведение финансового анализа предприятия требует использования статистической и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, годовых отчетов. Организация финансового анализа в условиях наличия электронных информационных ресурсов и автоматизированных управленческих систем нуждается в изучении опыта, а также возможностей, которые приобретает предприятие в результате использования современных информационных технологий.

Взаимосвязь групп отдельных показателей показывает схему и последовательность проведения финансового анализа. При этом особое значение имеет объективная основа формирования показателей. При решении вопроса последовательного финансового анализа необходимо учитывать задачи и цели внутреннего управленческого, а также внешнего финансового анализа. [17, c. 21]