Файл: Налоговый учет по акцизу (Виды налоговых платежей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Налоговая ставка

На­ло­го­вый ко­декс РФ преду­смат­ри­ва­ет, что налог счи­та­ет­ся уста­новлен лишь тогда, когда опре­де­ле­ны на­ло­го­пла­тель­щи­ки и эле­мен­ты на­ло­го­об­ло­же­ния (п. 1 ст. 17 НК РФ). При этом одним из обя­за­тель­ных эле­мен­тов на­ло­го­об­ло­же­ния на­зва­на на­ло­го­вая став­ка. О том, что такое став­ка на­ло­га рас­ска­жем в нашей кон­суль­та­ции.

На­ло­го­вая став­ка пред­став­ля­ет собой ве­ли­чи­ну на­ло­го­вых на­чис­ле­ний на еди­ни­цу из­ме­ре­ния на­ло­го­вой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Это зна­чит, что на­ло­го­вая став­ка – это по НК РФ по­ка­за­тель, свя­зы­ва­ю­щий между собой ве­ли­чи­ну ис­чис­лен­но­го на­ло­га и на­ло­го­вую базу, ис­хо­дя из ко­то­рой налог рас­счи­ты­ва­ет­ся. На­ло­го­вая став­ка может быть уста­нов­ле­на как в руб­лях, так и в про­цен­тах. К при­ме­ру, на­ло­го­вая база по на­ло­гу на при­быль – это де­неж­ное вы­ра­же­ние при­бы­ли, опре­де­ля­е­мой в со­от­вет­ствии со ст. 247 НК РФ (п. 1 ст. 274 НК РФ). Со­от­вет­ствен­но, на­ло­го­вая став­ка уста­нав­ли­ва­ет­ся в % от ве­ли­чи­ны на­ло­го­вой базы (ст. 284 НК РФ). В общем слу­чае про­цент­ная став­ка на­ло­га на при­быль со­став­ля­ет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

А на­ло­го­вая база для боль­шин­ства транс­порт­ных средств, име­ю­щих дви­га­те­ли, – мощ­ность дви­га­те­ля транс­порт­но­го сред­ства в ло­ша­ди­ных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Сле­до­ва­тель­но, став­ка в виде % здесь уже не при­ме­ни­ма. На­ло­го­вая став­ка по таким объ­ек­там уста­нав­ли­ва­ет­ся в руб­лях с каж­дой ло­ша­ди­ной силы (ст. 361 НК РФ).

3.1. Исчисление и взимание акциза на примере бензина

В июне 2019 году Правительство пошло на встречу нефтяных компаний и снизило акцизные ставке на бензин и дизтопливо на 3.000 руб. и 2.000 руб. соответственно. Субъекты рынка нефтепродуктов, в свою очередь, в ответ на фискальные послабления пообещали властям сдерживать рыночную цену на бензин и дизтопливо для конечных потребителей.

На основании ФЗ-301 от 03.08.2019 года, на период с 01.07.2019 года по 31.12.2021 года установлены следующие ставки акциза на бензин и нефтепродукты:


№ п/п

Подакцизный товар

Ставка акциза на 1 тонну подакцизного товара

с 01.07.2019 года

2019 год

2020 год

2021 год

1

Автомобильный бензин 5 класса

13.100 руб.

13.100 руб.

13.100 руб.

13.624 руб.

2

Автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу

8.213 руб.

12.314 руб.

12.752 руб.

13.262 руб.

3

Дизельное топливо

5.665 руб.

8.541 руб.

8.835 руб.

9.188 руб.

4

Моторные масла

5.400 руб.

5.400 руб.

5.616 руб.

5.841 руб.

5

Авиационный керосин

2.800 руб.

2.800 руб.

2.800 руб.

2.800 руб.

6

Средние дистилляты

6.665 руб.

9.241 руб.

9.535 руб.

9.916 руб.

7

Прямогонный бензин

13.100 руб.

13.100 руб.

13.100 руб.

13.100 руб.

8

Бензол, параксилол, ортоксилол

2.800 руб.

2.800 руб.

2.800 руб.

2.800 руб.

Для расчета акциза на бензин нефтепродукты (за исключением прямогонного бензина) применяется следующая формула:

Акцизнефтепродукты = ПодакцизТов * Ставканефтепродукты – Вычеты,

где Акцизнефтепродукты – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте бензина и нефтепродуктов (за исключением прямогонного бензина);
ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставканефтепродукты – ставка акциза, действующая в отношении бензина и нефтепродуктов.

В сентябре 2019 АО «Нефтепром» произвел автомобильный бензин и дизельное топливо. 14.09.18 «Нефтепром» передал нефтепродукты структурному подразделению для реализации:


автомобильный бензин 5 класса – 3 тонны;

автомобильный бензин 4 класса – 6 тонн;

дизтопливо – 8 тонн.

Рассчитаем сумму акциза для начисления и уплаты в бюджет:

автомобильный бензин 5 класса – 3 т * 13.100 руб. = 39.300 руб.;

автомобильный бензин 4 класса – 6 т * 8.213 руб. = 49.278 руб.;

дизтопливо – 8 т * 5.665 руб. = 45.320 руб.

Общая сумма акцизного сбора, которую «Нефтепрому» надлежит уплатить в бюджет, составляет 133.898 руб.

Согласно поправкам, внесенных ФЗ-301 в НК РФ, расчет акциза на прямогонный бензин производится по следующей формуле:

Акцизпрямогонный бензин = ПодакцизТов * Ставкапрямогонный бензин – Вычеты,

где Акцизпрямогонный бензин – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте прямогонного бензина;

ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставкапрямогонный бензин – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина и нефтепродуктов.

В свою очередь, расчет ставки на прямогонный бензин производится с учетом корректирующего коэффициента:

Ставкапрямогонный бензин = 13.100 руб. + 4.865 руб. * Коэфф.

С 01.01.2019 акциз на бензол, параксилол, ортоксилол для организаций, осуществляющих переработку нефтепродуктов на основании лицензии, рассчитывается по формуле:

АкцизБПО = ПодакцизТов * (2.800 руб. + 774 руб. * Коэфф) – Вычеты,

Коэффициент, используемый при расчете ставки на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол установлен в следующих размерах:

Отчетный период

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Значение корректирующего коэффициента (Коэфф)

0,167

0,333

0,5

0,667

0,833

«ЮгНефть» занимается переработкой нефтепродуктов, имеет соответствующую лицензию. В феврале 2019 года «ЮгНефть» приобрела и оприходовала следующие нефтепродукты:

  • прямогонный бензин – 6,315 тонн;
  • бензол и параксилол – 4,8 тонн.

По итогам февраля 2019 года «ЮгНефть» обязана оплатить в бюджет акциз  в следующем размере:

  • акциз на прямогонный бензин
    (13.100 руб. + 4.865 руб. * 0,167) * 6,315 = 87.857,15 руб.
  • акциз на бензол и параксилол
    (2.800 руб. + 774 руб. * 0,167) * 4,8 = 14.060,43 руб.

Общая сумма акциза, подлежащая уплате «ЮгНефтью» по итогам февраля 2019 года, составляет 101.917,58 руб.

Производители и импортеры бензина и нефтепродуктов оплачивают акциз по итогам отчетного периода – календарного месяца. Срок уплаты акциза – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Субъекты, совершающие подакцизные операции с нефтепродуктами, обязана подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам, составленную по форме КНД 1151039. Срок подачи декларации – ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по акцизу на нефтепродукты КНД 1151039.

При нарушении сроков уплаты акциза и при непредоставлении налоговой декларации с налогоплательщика взымается штраф:

  • в размере 20% от суммы недоимки при просрочке платежа, недоплате;
  • в размере 5% от суммы начисленного акциза при непредоставлении налоговой декларации либо при нарушении сроков подачи отчетности.

Вышеуказанные меры взыскания предусмотрены ст. 122 НК РФ.

Уменьшение суммы акциза к уплате путем использования переработчиком нефтепродуктов права на налоговый вычет осуществляется на основании следующих документов:

  • копия свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефти и нефтепродуктов;
  • договор поставки нефтяного сырья на правах собственности;
  • договор на оказание услуг по переработке нефтяного сырья;
  • счета-фактуры, выставленные поставщиком нефтяного сырья;
  • копии документов, подтверждающие передачу нефтяного сырья на переработку (накладная на передачу сырья в производство, лимитно-заборные карты, т.п.). Бланк лимитно-заборной карты по форме М-8 можно скачать здесь ⇒ Лимитно-заборная карта;
  • копии документов о реализации продуктов переработки нефтесырья.

Для оформления налогового вычета налогоплательщик обязан предоставить вышеперечисленные документы вместе с налоговой декларацией в установленный срок.

Заключение.

Традиционно акцизы связываются с налогообложением спирта н алкогольной продукции. Налоговое администрирование по линии взимания акцизов в значительной степени повышает эффективность государственного контроля за производством и оборотом подакцизной продукции данного вида.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года №72 Федеральная налоговая служба определена как федеральный орган исполнительной власти, который помимо прочего осуществляет функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.


Следует также учитывать, что косвенное налогообложение выполняет не только фискальную или контрольную, но и регулирующую функцию. Посредством введения акцизов на те или иные товары, изменения их ставок и порядка уплаты государство фактически осуществляет регулирование уровня и структуры общественного потребления. Например, налоги этого вида позволяют поддерживать на довольно высоком уровне цены на алкогольную продукцию, тем самым, ограничивая их потребление, что вполне отвечает интересам государства и общества.

Акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря легкости их сбора и четкому определению налоговой базы.

Можно сделать вывод, что все это в значительной степени обуславливает важность акцизного обложения и стимулирует научной интерес к его проблемам.

Мировой опыт применения акцизов свидетельствует об успешной практике использования данного налога, в частности, в борьбе с некоторыми отрицательными социально-экономическими явлениями, такими, например как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий).

На протяжении длительного периода времени система акцизного налогообложения постоянно менялась. Однако на сегодняшний день практика применения акцизов в качестве фискального и регулирующего инструмента налоговой политики так и не является совершенной. Более того, рассматривая акцизное налогообложение.

Как показал проведенный анализ, акцизные налоги выступают одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации, однако функционирование механизма акцизного налогообложения в Российской Федерации сопряжено с определенными проблемами. Поэтому налоговое законодательство в отношении взимания акцизных налогов активно развивается и совершенствуется.

Список литературы

1.Андрианов В. Налоговый аспект // Финансы и кредит. - 2007. №1. - С.49 - 55.

2. Витте С. Ю. Воспоминания в 3-х томах. М., Соцэкгиз,1960

3. Горский И. В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы [Текст] / [и др.] ; Под ред. И. В. Горского. - Москва : Финансы и статистика, 2003.

4. Давыдов М. Бюджетные параметры // Финансовая газета. - 2007. - 12 февраля

5. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001. - 338 с.