Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования.
В настоящее время не перестаете меняться и усовершенствоваться становление современной российской налоговой системы. Создаются обновленные нормативно-правовой акты, ведется активное законотворчество в области налогообложения в целом, в теме косвенных налоговых платежей в частности. Одним из таких косвенных налогов являются акцизы.
Во многих странах мира данный налог существовал в давних времен. И в нашей стране не перестает совершенствоваться подходы к правовому аспекту данного налога.
Поскольку система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства, то тема данной работы не теряет своей актуальности и в наше время. В данной работе рассматривается необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей — законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления, и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.
Предметом исследования являются нормы законодательства о налогах и сборах, подзаконных нормативных актов по вопросам налогообложения, практика их применения.
Объектом исследования выступает налоговый учет по акцизу. Исследование понятия акциз и его применение.
Одной из основных задач исследования является сущность косвенных налогов как составного элемента налоговой системы, также проанализировать развитие системы, косвенного налогообложения в России на примере топливной отрасли, анализ налогообложения в целом в ряде зарубежных стран. Также в задачи исследования входят изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами; исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы налогового закона, сформулировать общие рекомендации по правовому регулированию вопросов исчисления и взимания акцизов, а также конкретные предложения по совершенствованию отдельных норм действующего законодательства в рамках налогового учета по акцизу.
Теоретическая и методологическая основа исследования заключается в подготовке диссертации использовались следующие общие методы научного познания: логического и системного анализа и синтеза, сравнения, наблюдения.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды в области теории и практики государственных финансов, работы по проблемам создания и реформирования налоговых систем отечественных экономистов: А. Буковецкого, С. Витте, И.В. Горского, И. Озерова, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, М.В. Романовского, С.Г. Синельникова-Мурылева, В. Твердохлебова, Н. Тургенева и др.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты по вопросам налогообложения акцизами в Российской Федерации, статистические данные Росстата РФ, отчетно-аналитическая информация Федеральной налоговой службы России.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором проанализирован и обобщен опыт применения акцизов в ряде зарубежных стран (Франции, США, Германии и др.), разработаны предложения по совершенствованию системы косвенного
налогообложения в Российской Федерации в современных условиях, связанныес обеспечением полноты поступлений косвенных налогов в бюджетную систему страны. Сформулированы предложения, позволяющие усовершенствовать механизм налогообложения акцизами на современном этапе.
Глава 1. Налоговый учет. Принципы налогообложения
Налоговый учёт — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством
Цель налогового учёта - формирование полной и достоверной информации для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.
Налоговый учёт ведется в специальных формах — налоговых регистрах.
Существует два основных способа ведения налогового учёта:[1]
1. На основе бухгалтерского учёта. В данном случае налоговые регистры заполняются согласно данным бухгалтерских регистров. Если правила бухгалтерского учёта той или иной операции расходятся с правилами налогового учёта, то в налоговых регистрах делаются корректировки.
2. Организация отдельного налогового учёта. В данном случае налоговый учёт ведется независимо от бухгалтерского.
Налогообложение – это система изъятия денежных средств властным субъектом (государственными или муниципальными органами) у подчиненного объекта. В истории нередки случаи насильственного изъятия имущества, но в наше время изъятие происходит обычно по добровольно-принудительному принципу. Налогообложение является основным источником финансирования государственных органов.
Принцип обязательности – уплата налогов обязательна и неотвратима.
Принцип равенства – распределение налогов должно быть равным, то есть уплаченные налоги должны быть равными тем выгодам, которые налогоплательщики получают (или могут получить) от государства.
Принцип определенности – правила уплаты налогов должны быть определены заранее, до срока уплаты.
Принцип экономичности – издержки на налогообложение не должны превышать 7% от поступлений, иначе система налогообложения будет неэффективной.
Принцип пропорциональности – определение лимита налогов по отношению к ВВП.
Принцип подвижности – способность системы налогообложения оперативно расшириться в случае чрезвычайных, непредвиденных расходов государства.
Принцип стабильности – нормальный интервал изменений в налогообложении в развитых странах – не чаще, чем раз в три-пять лет.
Принцип оптимальности – оптимальный выбор источников и объектов налогообложения.
Принцип единства – налоговое право едино для всех физических и юридических лиц на всей территории страны.
Принцип справедливости – самый проблематичный принцип: во многих странах (в нашей в том числе) санкции за неуплату или несвоевременную уплату налогов не идут ни в какое сравнение с мизерной ответственностью налоговых органов в случае неправомерных штрафов или необоснованных сборов.
Принцип удобства взимания налогов – уплата налогов не должна причинять неудобства налогоплательщикам по условиям места и времени уплаты.
Система налогообложения – это комплекс всех налогов и сборов. Основы этой системы закреплены на государственном уровне в специальных налоговых кодексах либо других нормативно-правовых актах. В Российской Федерации существует 5 видов системы налогообложения:
- общая система налогообложения;
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- патентная система налогообложения.
Налогоплательщик – это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.
Налоговая база – совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря – список всех налогоплательщиков.
Налоговая политика (или фискальная политика) – один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета. Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики – сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).
Налоговое право – система правовых норм, регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.
1.1. Виды налоговых платежей
Платежи налогового типа (налоговые платежи) включают в себя не только налоги. Общая их система состоит из четырех однотипных, но имеющих свои особенности, видов платежей в бюджетную систему: собственно налоги, сборы, пошлины, другие - обязательные (фискальные) платежи. Их специфика тесно связана с иной видовой классификацией налоговых платежейрегулярные и разовые, общие и целевые платеж
Регулярные налоги и другие обязательные платежи уплачиваются постоянно, в установленные сроки по истечении определенного налогового или отчетного периода, до тех пор пока имеются основания для налогообложения — субъект, объект и налоговая база. К таким платежам относится основная масса платежей налогового типа. Разовые налоговые платежи взимаются единовременно, по мере того как возникает объект обложения и другие основания, но для них не установлен налоговый период. Примером разовых налоговых платежей могут служить государственная пошлина, а также в значительной части сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурса
Те налоги, которые установлены не с целью покрытия конкретного расхода, называются общими. Большая часть налоговых платежей развитых стран относится именно к такому типу налогов. В отличие от общих налогов за каждым видом целевого налогового платежа закрепляется определенный вид (виды) публичных расходов.
К целевым налогам и платежам в России относятся: налоги — источники дорожных фондов (акцизы на продукты нефтепереработки, транспортный налог), поступающие в федеральный и региональные (местные) дорожные фонды для финансирования дорожных работ; страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды для финансирования расходов на выплату государственных пенсий, пособий и других социальных выплат
1.2. Виды налогов
Виды налогов – прямые и косвенные
Прямые и косвенные налоги – это официальная законодательная классификация. Определения можно найти в Налоговом кодексе России в статье 12.
Прямыми налогами считаются те, которые налогоплательщики напрямую платят в казну. В общем, это имущественные налоги и платы за прибыль. Эти налоги обязаны платить все, кто владеет объектами налогообложения или получает прибыль. Этот вид – потомок ранней формы налогообложения, классический образец. Характерная особенность прямого налога – сложная схема расчета.
Косвенные налоги – это налоги на какие-либо товары или услуги. Платить их нужно производителям товаров и поставщикам услуг. Но эти налоговые затраты входят в итоговую стоимость продуктов. В итоге за них платит покупатель, и поэтому является косвенным плательщиком.
Косвенные налоги необходимы государству для управления внутренней экономикой, для влияния на покупателей. С помощью них можно регулировать спрос населения и в целом влиять на потребление. Также можно равномерно разделять налоговую нагрузку по всей территории страны. Косвенные налоги не так эмоционально воспринимаются людьми, поэтому они улучшают общую картину налоговой нагрузки. И самое главное – это быстрый способ закрывать дырки в бюджете, потому что средства поступают сразу после сделок и актов купли-продажи.
В разных странах по-разному формируется соотношение этих двух видов налогообложения. В США, Австралии, Великобритании прямые налоги преобладают. Но подоходный налог в этом случае довольно велик.
Существует евроконтинентальная модель, применяемая, например, в Германии. Тут население делает большие социальные взносы, а прямые налоги находятся в меньшинстве. Кроме Германии, такая налоговая модель распространена в Бельгии, Австрии и Франции.
В Латинской Америке государство пополняет бюджет за счет косвенных налогов, потому что в странах очень высокая инфляция.