Файл: Характеристика организационной структуры управления предприятием: сущность, виды и методы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

С целью эффективного управления предприятием нужно для того, чтобы его структура соответствовала как целям, так и задачам деятельности конкретного предприятия, а также была приспособлена к ним. Тем самым организационная структура формирует некоторый каркас, который выступает основанием с целью формирования отдельных административных функций. Структура раскрывает и определяет взаимоотношения сотрудников внутри предприятия.

При этом организационная структура имеет отношение непосредственно к предприятиям, где реализовывается та либо иная совместная трудовая деятельность, которая нуждается в организационных процессах, а именно: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков, а также последовательности работы.

Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как Е В.Р. Веснин, И.Н. Герчикова, Г.Б. Казначевская, А.И. Орлов, А.К. Семенов, Ф.П. Ходеев и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики формирования организационной структуры управления предприятием.

Целью курсовой работы является изучение построения организационной структуры управления предприятием.

Объектом курсовой работы управление предприятием, а предметом – формирование его организационной структуры.

Цель работы определила круг задач курсовой:

- изучить основные понятия и сущность организационной структуры управления предприятием;

- раскрыть ключевые виды организационных структур управления;

- рассмотреть важнейшие методы построения организационных структур управления предприятием;

- исследовать проектирование организационной структуры управления предприятия;

- раскрыть формирование организационной структуры управления;

- выявить рекомендации по улучшению организационной структуры управления предприятием.

Методологической основой курсовой работы являются методы анализа и синтеза.

Практическая значимость работы заключается в возможности наиболее глубокого исследования темы, которая посвящена формированию организационной структуры управления предприятием.

Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.


Глава 1 Характеристика организационной структуры управления предприятием: сущность, виды и методы

1.1 Основные понятия и сущность организационной структуры управления предприятием

Организационный механизм управления предприятием располагает множеством компонентов, однако обязательно должен представлять целостную систему, в которой развитие отдельных элементов как взаимозависимо, так и взаимообусловлено. Сегодня в области организации менеджмента имеется в особенности много проблем вследствие специфик современного состояния ее переходной экономики.

При этом организационный механизм управления представляет систему управленческих действий, а также приемов и процедур, которые ориентированы на реализацию функций предприятия, а также как на теорию, так и на практику менеджмента, который опирается на приоритет общеорганизационных принципов, а также на решение организационных проблем. Он содержит в себе: проектирование, создание и улучшение организационных структур, отчетливое разграничение функций, распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и некоторых исполнителей, определение взаимосвязей между ними, строгое соблюдение определенных правил организационного поведения, принятия управленческих решений. Особенную значимость здесь имеет характеристика ряда главнейших параметров системы управления, в первую очередь вопросов создания организационных структур.

Тем самым управление предприятием должно реализовываться на основе назначенной организационной структуры. При этом структура предприятия, а также его подразделений назначается предприятием самостоятельно.

Под структурой управления постигается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают как функционирование, так и развитие организации как единого целого.[1, С. 45] Организация системы управления назначается также как форма разделения, а также кооперации управленческой деятельности, в рамках которой реализовывается процесс управления согласно соответствующим функциям, которые ориентированы на решение назначенных задач и достижение запланированных целей. Согласно данным позициям структура управления представляется в виде системы наилучшего распределения функциональных как обязанностей, прав, так и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и функционирующими в них людьми.


Основными понятиями структур управления выступают элементы, связи (отношения), уровни, а также полномочия. Элементами организации системы управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы или органы аппарата управления, в которых занято то, либо иное количество специалистов, осуществляющих установленные функциональные обязанности.

Так, отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и выступают одноуровневыми. Вертикальные связи - это отношения подчинения. Надобность в них появляется в результате иерархичности построения системы управления, а именно в результате наличия самых разнообразных уровней управления, на всяком из которых преследуются собственные цели.

При этом в структуре управления организацией различаются как линейные, так и функциональные связи. Линейные отношения по поводу, как принятия, так и реализации управленческих решений, а также движения информации между так именуемыми линейными руководителями, а именно лицами, целиком отвечающими за деятельность организации либо ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми либо иными функциями менеджмента.

Отметим, что увеличение количества как элементов, так и уровней в организации систем управления неизбежно ведет к многократному росту числа, а также сложности связей, которые возникают в ходе принятия управленческих решений; результатом этого нередко выступает замедление процесса управления, что в нынешних условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

При этом структура управления предприятием, либо организационная структура управления, - одно из основных понятий менеджмента, которое тесно связано с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров, а также распределением между ними полномочий. В области данной структуры протекает целостный управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, как категорий, так и профессиональной специализации.

Под организационной структурой управления смыслится упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают как функционирование, так и развитие предприятия как единого целого.

Стоит сказать, что организационная структура управления назначается так же, как форма разделения, а также кооперации управленческой деятельности, в области которой реализовывается процесс управления согласно соответствующим функциям, которые ориентированы на решение назначенных задач, а также достижение запланированных целей. [6, С. 25]


Так, к структуре управления предъявляется множество требований, которые учитываются в принципах формирования организационных структур. Важные из данных принципов могут быть сформулированы следующим образом:

Организационная структура управления должна, в первую очередь, отображать как цели, так и задачи предприятия, а, значит, быть подчиненной производству, а также меняться наряду с происходящими в нем изменениями.

Тем самым организационная структура управления должна отображать функциональное разделение труда, а также объем полномочий работников управления. Данные полномочия назначаются процедурами, правилами, а также должностными инструкциями и, в основном, расширяются в направленности наиболее высоких уровней управления.

При этом структура управления должна отвечать социально-культурной среде предприятия, и в результате ее построения нужно учитывать условия, в которых ей предстоит действовать. На практике это обозначает, что попытки слепо копировать организационные структуры управления, успешно функционирующие на иных предприятиях, обречены на провал, если условия работы разнообразны.

Отметим, что в результате вертикального разделения труда образуются уровни управления - те части предприятия, в области которых и в отношении которых могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше либо ниже расположенными частями.

Число уровней управления назначается иерархией предприятия - структурой власти. Число уровней управления на нынешних производственных предприятиях может достигать 12, а в непроизводственных - 9.

Вне зависимости от того, сколько имеется уровней управления, руководителей традиционно подразделяют на две категории, а именно: руководителей низового звена, либо операционных управляющих; руководителей высшего звена.

1.2 Ключевые виды организационных структур управления

Раскроем ключевые виды организационных структур.

Линейная организационная структура. Более простой организационной структурой выступает линейная структура. Ее главными принципами являются: все функции управления сосредоточены у руководителя предприятия, прямое подчинение персонала руководителю с диапазоном контроля в 5-10 человек, иерархия и единоначалие, универсализм линейного руководителя.


Данная структура как проста, так и экономична, предоставляет конечную ответственность, предоставляет возможность соблюдения баланса, как власти, так и ответственности. Все как обязанности, так и полномочия здесь отчетливо распределены, и таким образом, формируются условия с целью оперативного процесса принятия решений, а также с целью поддержания нужной дисциплины.

Но у линейной структуры имеется крупный недостаток, а именно: ни один руководитель не может быть универсальным специалистом, а также охватывать все стороны деятельности конкретного предприятия.

Данная структура направлена только на реализацию текущих задач, для нее свойственны отсутствие гибкости, склонность к бюрократизму, вероятность искажения информации в результате передачи с одного уровня управления на другой.

Функциональная структура. При функциональной структуре руководители функциональных подразделений специализируются в назначенной области деятельности, а также отвечают за осуществление соответствующих функций, прямо предоставляют распоряжения производственным подразделениям согласно вопросам, которые находятся в их компетенции. Главные преимущества функциональной структуры - прямое влияние специалистов на производство, высокий уровень специализации управления, глубокая разработка, а также обоснование принимаемых решений. Главный недостаток – как сложность, так и неэкономичность. [8, С. 24]

Тем самым опыт показывает, что функциональную структуру рационально применять на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, функционируют в стабильных внешних условиях и с целью предоставления собственного развития вызывают решения стандартных управленческих задач. Примерами данного рода могут предназначаться предприятия, функционирующие в металлургической, резинотехнической промышленности, в отраслях, которые производят сырьевые материалы. Функциональная структура создана на принципе специализации организационных подструктур согласно функциональным признакам. Любая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу Высшего руководства, который ответствен за это направление деятельности.

Однако фактически состоит из нескольких специализированных линейных структур подчиненных первому лицу компании. Тем самым исполнение указаний функциональных органов в пределах их компетенции обязательно для линейных подразделений.

Линейно-штабная организационная структура. Рост, как сложности, так и масштабов производства, дифференциация функций управления привели к появлению линейно-штабной организационной структуры.