Файл: Исследование особенностей влияния факторов внешней среды на компанию России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

После перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды, влияющими на эффективное развитие организации, качественную разработку и принятие управленческих решений.

Организация должна отражать состояние  внешней среды. В основе её построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должны обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

В российских условиях смысл этого  требования многократно возрастает. Это обусловлено, во-первых, возрастающей сложностью системных связей среды, в которой действуют органы государственного управления, растущей взаимной зависимостью различных сфер общественной жизни - экономической, политической, идеологической, и структур, прежде всего, структур гражданского общества. Отсюда следует, что современные руководители системы государственного управления должны владеть широким спектром методов анализа внешней среды. Во-вторых, спецификой проблем, текущих и перспективных (стратегических) задач современного российского общества. К ним можно отнести развитие демократии, общественной активности, повышение эффективности управления социальными процессами, реформирование различных сторон общественной жизни и многие другие насущные проблемы развития российской государственности современных методов принятия решений, планирования, осуществления принятых решений и контроля всех стадий этого процесса.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Образ внешней среды в сознании руководителя определяется его прошлым  опытом, образованием, функциональными обязанностями и местом в структуре организации, которое он занимает. Прошлый опыт заставляет руководителей отмечать, прежде всего, те изменения в среде, которые когда-то, в его личной практике, приводили к значительным последствиям - успехам или провалам. Функциональные обязанности руководителя или сфера его деятельности требуют от него более пристального внимания к одной определенной группе факторов в ущерб другим.


Целью работы является изучение воздействия  внешней среды на организационную деятельность в современных условиях. В соответствии с данной целью поставлены задачи:

- определить основные характеристики внешней среды организации;

- охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;

- охарактеризовать влияние внешней среды на эффективность управления организацией.

Объект исследования: АО «ПО «Севмаш».

Предмет исследования: анализ влияния факторов внешней среды организации на эффективность управления АО «ПО Севмаш».

Этапы исследования:

1. Подготовительный (выбор темы, постановка целей и задач исследования).

2. Практическая (подборка литературы, её изучение).

3. Обобщающий (оформление результатов исследования).

Структура и объём работы. Работа включает: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников. Изложена на 39 страницах. Список использованных источников содержит 6 наименований.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и структура внешней среды организации.

Один из основных «инструментов» менеджмента − системный подход − предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие «внутренние» проблемы фирм вызываются «внешними» причинами – несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она «заставляет» искать свою «нишу» в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.[1]

Внешняя среда − это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.[2]


Внешние факторы влияния − условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе (деятельность профсоюзов, политика правительства, экономические условия). Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологий. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, не-скольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.[3]

Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать.

Управленческий аппарат фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов.[4]

Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации, можно предложить следующую классификацию прямого и косвенного воздействия:

• характер и состояние рыночных отношений;

• хозяйственные факторы фирмы;

• регулирование предпринимательской деятельности;

• общеэкономические;

• общеполитические.

Первые две категории относятся к факторам прямого воздействия, последние три – к факторам косвенного воздействия.

Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами:

• взаимосвязанность факторов;

• сложность;

• подвижность;

• неопределенность.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.[5]


Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение в окружении организации. Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, несмотря на то, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.[6]

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации. Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл «НИОКР – производство – сбыт».[7]

Анализ внешней среды требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений. Анализ внешней среды − процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ей опасностей. Внешнюю среду организации подразделяют на:

– микросреду − среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;


– макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду; она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.[8]

1.2 Макросреда организации.

Макросреда – это уровень внешней среды организации, состоящий из компонентов, которые, как правило, характеризуются глобальными масштабами и имеют слабое непосредственное (косвенное) влияние на менеджмент организации, так как в большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме.[9]

Макросреда включает следующие основные компоненты:

1. Экономический компонент определяется уровнем развития и особенностями рыночного механизма в стране (регионе). Он показывает, как используются и распределяются ресурсы внутри этой среды (валовой национальный продукт, общий уровень экономического развития; изменение отраслевой структуры экономики; добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений; корпоративные прибыли, уровень инфляции, производительность, процентная ставка и курс национальной валюты, уровень безработицы, платежный баланс, уровень налогообложения, доходы и расходы потребителя и т.д.).

Плохие экономические условия могут вызвать снижение спроса на товары и услуги организаций, а более благоприятные могут обеспечить простор для роста.

2. Социальный компонент (социокультурные факторы) формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают существенное влияние практически на все организации. Данный компонент определяет характеристики общества, в котором существует организация (уровень грамотности, образования, трудовая этика, обычаи, верования, ценности, образ жизни, возраст, географическое расположение, демографическая структура и мобильность населения, сохранение устойчивости базовых и культурных ценностей, развитие субкультур, уровень социальной стабильности, характер социальных конфликтов, активность потребителей и т.д.).

Социальная среда влияет на рынок рабочей силы, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, спрос на товары, затраты по их обслуживанию, выбор целей и средств их достижения, особенности работы предприятия.

3. Политико-правовой компонент включает в себя те элементы, которые относятся к вопросам государства, законотворчества (существующий государственный строй, нагнетание или ослабление напряженности в разных регионах, усиление или ослабление роли профсоюзов, отношение государства к различным отраслям хозяйства, уровень лоббирования различных групп интересов, прогресс в принятии законов и правил, по которым должно жить общество, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов и т.п.). При всех различиях устройства государство и рынок находятся в сложных взаимоотношениях, зависящих от господствующей системы взглядов на общественную организацию, особенностей этапов развития страны, политических воззрений её лидеров и др.[10]