Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»). Понятие, сущность и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость изучения темы объясняется тем, что на сегодняшний день проблемы эффективного администрирования являются одними из наиболее актуальных. Развитие муниципального управления характеризуется становлением законодательных основ, формированием методов финансирования. Вместе с тем, сохраняется ряд проблем. До сих пор не решены вопросы определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений. Рассмотрение особенностей управления муниципальным образованием является важным вопросом для формирования административного мышления современных управленцев.

Целью работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления муниципальным образованием на примере исследования особенностей управления МО «Северодвинск» на основе систематизации теоретических положений об особенностях муниципального управления и анализа основных характеристик МО «Северодвинск».

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) На основе изучения теоретической литературы по исследуемой проблеме выделить понятие и функции муниципального управления;

2) Рассмотреть основные характеристики муниципального образования «Северодвинск», в том числе особенности местного самоуправления;

3) Изучить структуру населения и особенности социальной сферы муниципального образования «Северодвинск»;

4) Охарактеризовать структуру финансовой системы муниципального образования «Северодвинск»;

5) Разработать практические рекомендации по совершенствованию управления муниципальным образованием

Объектом исследования в работе выступает муниципальное образование «Северодвинск». Предметом исследования являются особенности управления муниципальным образованием «Северодвинск». Для написания работы были использованы следующие методы: метод статистического анализа, метод математического анализа, метод логического анализа.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов в области муниципального управления. В работе дан обзор основных теорий муниципального управления в XIX-XXI веках: теория свободной общины, общественная теория самоуправления (Р. Моль, О. Ресслер, О. Гирке, А. И. Васильчиков, Н. М. Коркунов, В. Н. Лешков), государственная теория самоуправления (Л. Штейн, Р. Гнейст, А. Д. Градовский, В. П. Безобразов), теория дуализма (Б.Н. Чичерин)[1], теория муниципального социализма[2] и теория социального обслуживания[3].


Информационная база работы основана на следующих группах источников:

1) Нормативные правовые документы (Конституция РФ, Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав Администрации муниципального образования «Северодвинск», муниципальные правовые акты Администрации МО «Северодвинск», инвестиционный паспорт МО «Северодвинск» Архангельской области за 2017 год; отчет о деятельности Главы Северодвинска и Администрации муниципального образования «Северодвинск» в 2017 году; программы развития МО «Северодвинск» разных лет);

2) Средства массовой информации (информационные порталы «Новости Архангельска» (29.ru), «Новости Архангельска и Архангельской области» (dvinanews.ru), «Северная неделя» (vdvsn.ru) газета «Правда Севера»);

3) Электронные ресурсы (официальный сайт Администрации МО «Северодвинск», официальный сайт Администрации МО «город Архангельск, официальный сайт «ТОСы Архангельской области»; официальный сайт Городского Совета народных депутатов Северодвинска);

Для наглядности изложения материала в работе представлены 5 таблиц, и 5 приложений.

1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Обзор основных теоретических концепций муниципального управления в России.

Тема установления в России эффективного института местного самоуправления занимает одно из важнейших мест в современной политической науке. Анализ теоретических основ самоуправления — необходимые элементы успешного развития современных политических институтов России. Кроме того, обращение к концептуальным основаниям местного самоуправления позволит выделить общие тенденции и проблемы развития местного самоуправления в разное время[4].

Объективная трудность решения вопроса о самостоятельности и независимости местного самоуправления состоит в том, что государство, делясь своими полномочиями, оставляет за собой регулирование и контроль за деятельностью института местного самоуправления[5]. Стоит отметить, что в обсуждении проблем самоуправления общественные и государственные деятели по-прежнему выделяют три основных вопроса: его организация, полномочия и контроль[6]. Именно благодаря идеям об оптимальной организации, компетенции и контролю за деятельностью органов местного самоуправления, в том числе с позиции соответствия закону, стали появляться и разрабатываться теоретические основы местного самоуправления.


Среди наиболее известных выделяют следующие теории местного самоуправления: теория свободной общины (теория естественных прав общины); общественная (общественно-хозяйственная, хозяйственная) теория самоуправления; государственная теория самоуправления.

Теория свободной общины (теория естественных прав общины) стала первой концепцией, объясняющей суть местного самоуправления. Концепцию «свободной общины» разрабатывали К.-Ф. Гербер, Г. Аренс, О. Лабанд, Э. Мейер. В основе концепции лежит естественное и неотчуждаемое право общин на самоуправление, обоснование ограничения вмешательства государства в дела общины. Выделяется первичность общинного самоуправления перед управлением государственным, автономность и обособленность от государственной власти. Права общины, согласно этой теории, обусловлены самой ее природой, а не определяются государством.

Во второй половине XIX в. возникла общественная теория самоуправления (общественно-хозяйственная теория, хозяйственная теория), в рамках которой разводились компетенции органов местного самоуправления и государственной власти, обосновывалась самостоятельность общины и предполагалось сведение правительственного надзора над местным самоуправлением к минимуму[7]. Основателями этой теории стали Р. Моль, О. Ресслер, О. Гирке. Среди российских ученых стоит выделить А. И. Васильчикова, Н. М. Коркунова, В. Н. Лешкова. Сторонники этой теории, как и приверженцы теории свободной общины, полагали, что государство не должно вмешиваться в дела местного самоуправления. Вместе с тем разработчики общественной теории основу самостоятельности самоуправления видели в разграничении общественных и государственных интересов и дел. Оптимальной организации самоуправления можно достичь путем формирования выборной системы территориального представительства. Компетенция самоуправления должна включать все дела местной администрации, передаваемые в местное ведение. Что касается осуществления контрольных функций над местным самоуправлением, то в этой сфере предусматривалось учреждение подразделения, контролирующего деятельность местных органов не с точки зрения ее целесообразности, а с позиций законности действий самоуправления[8].

На основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию понимания проблем местного самоуправления, в конце XIX века получает развитие государственная теория самоуправления. Основателями этой теории являются немецкие ученые Л. Штейн и Р. Гнейст. В России сторонниками и идейными вдохновителями государственной теории самоуправления выступали А. Д. Градовский, В. П. Безобразов и другие правоведы. Согласно концептуальным основам этой теории, самоуправление — одна из форм организации государственного управления, все полномочия в области местного самоуправления даны государством и имеют источником государственную власть[9].


Теория свободной общины, общественная и государственная теории самоуправления оказали серьезное влияние на формирование представлений о развитии структур гражданского общества. Политическая практика и теоретические обоснования исследователей XIX столетия сделали местное самоуправление неотъемлемым атрибутом государственного устройства, объединяющим государственные и общественные интересы в целях обустройства достойной жизни каждого человека и общества в целом[10].

В ХХ веке получила распространение теория муниципального социализма, ориентированная на существенную демократизацию местного самоуправления и обеспечение более широкой автономии муниципальных образований. Основная идея заключается в приобретении пролетариатом решающего влияния на муниципалитет, руководимый социалистами, представляющими в первую очередь рабочий класс как основную часть городского населения, должен был стать основной ячейкой нового социалистического общества.[11]

Кроме того, некоторые исследователи политико-правовой природы местного самоуправления выделяют теорию муниципального дуализма и теорию социального обслуживания. Эти теории возникли и формировались преимущественно в последней четверти XX в. Теория дуализма исходит из двойственной природы местного самоуправления и ориентирована на сохранение самостоятельности местных сообществ и государственных интересов.[12] Согласно теории социального обслуживания, муниципалитеты рассматриваются как институт власти, уполномоченный лишь оказывать услуги населению муниципальных образований и организовывать обслуживание жителей сельских и городских поселений[13].

Отдельно следует выделить англосаксонскую систему местного самоуправления. (Великобритания, Канада, США, Австралия, Новая Зеландия и др.). Ее характеристики: отсутствие на местах полномочных представителей правительства; четкая регламентация полномочий муниципальных органов в рамках закона[14]. Французская система местного

самоуправления предполагает высокую степень централизации местного управления и самоуправления, а также систему административного контроля центральной власти над местными органами[15].

Подводя итог аналитическому обзору базовых концепций самоуправления, стоит отметить, что вопрос местного самоуправления на протяжении не одного столетия находится в центре политической жизни общества и вызывает стабильный интерес исследователей большинства ведущих стран мира. Современная политическая наука располагает богатейшим теоретическим материалом и огромным систематизированным опытом проведения муниципальных реформ в различных государствах. Безусловно, накопленный теоретический потенциал и практические результаты преобразований способствуют организации эффективной системы самоуправления с учетом культурно-исторических, социально-экономических, правовых и иных особенностей государств. Вместе с тем анализ основных концепций самоуправления демонстрирует, что эволюция теорий местного самоуправления определяется в значительной степени не только конкретно-историческими процессами в социально-экономической области, но и изменением взаимоотношений между властью и обществом под воздействием многообразных социальных коллизий каждого конкретного периода. Таким образом, формирование работающей системы местного самоуправления и ее правовых основ — процесс перспективный.


1.2. Понятие, сущность, принципы и функции местного самоуправления.

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[16].

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» выделены его основные признаки:

- Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти;

- Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя РФ;

- Субъекты местного самоуправления – население и(или) органы местного самоуправления;

- Предмет деятельности местного самоуправления – решение вопросов местного значения;

- Осуществление местного самоуправления – это основанное на законе право населения;

- Деятельность местного самоуправления носит подзаконный характер;

- Население решает вопросы местного значения под свою ответственность

- Местное самоуправление осуществляется исключительно в интересах населения;

- Деятельность населения (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения носит самостоятельный характер;

- При осуществлении местного самоуправления должны учитываться исторические и иные местные традиции и условия[17].

К функциям местного самоуправления в РФ относятся:

- обеспечение участия населения в решении местных дел;

- управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами муниципального образования;

- обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

- обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;

- охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на территории;

- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законодательством[18].