Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»). Понятие, сущность и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, бюджет Архангельска в два раза превосходит бюджет Северодвинска. Это обусловлено разницей в статусе муниципальных образований (Архангельск – областной центр), их размерами и экономическим развитием. Поэтому уместнее сравнивать показатели в процентном соотношении. В доходной части, неналоговые поступления в бюджет

Северодвинска на 7% превышают показатели Архангельска. В расходной части Северодвинск значительно больше тратит на обеспечение ЖКХ, национальной безопасности, и охране окружающей среды. Это связано со статусом моногорода, который, с одной стороны, поддерживает население в обеспечении жилищно-коммунальных условий, а с другой, вынужден больше внимания уделять экологии и обеспечению безопасности, в связи с атомным производством. В остальном показатели отличаются в процентном соотношении незначительно. При этом обращает внимание, что бюджет Северодвинска, в отличие от Архангельска, в 2017 году был дефицитным.

5.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МО «СЕВЕРОДВИНСК»

Роль муниципального управления в экономическом и социальном развитии Северодвинска непрерывно возрастает. От деятельности муниципальных органов во многом зависит развитие экономики, обеспечение занятости и экономического благополучия населения Проведенная систематизация теоретических знаний и анализ основных характеристик МО «Северодвинск» позволяет нам выделить проблемы управления данным муниципальным образованием и предложить пути их решения.

К проблемам, влияющим на развитие МО «Северодвинск», относятся:

- неэффективность традиционных механизмов управления в условиях рыночной экономики;

- высокая зависимость финансового положения муниципалитета от крупного производства (статус моногорода);

- зависимость от внешних источников привлеченных средств (трансферты, дотации, кредиты);

- высокая степень экологического риска территории.

Северодвинск относится к категории моногородов, что обуславливает особенности его экономического и социального развития. В связи с этим статусом необходимо выстраивать более четкую политику социальной поддержки населения, а также учитывать эту особенность при формировании бюджета города.


Также необходимо стимулирование местного мелкого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики. Главной задачей власти является создание определенных условий, стимулов и ограничений. Для частного предпринимательского сектора - это налоговая и инвестиционная политика. Для бюджетных организаций - увеличение доходной части местных бюджетов, ликвидация задолженности по заработной плате, обеспечение условий роста заработной платы, опережающей темпы инфляции и коррелирующей с результатами труда. Основным методом механизма муниципального управления в рыночной экономике становится выработка экономических, правовых, организационных, социально-психологических условий, обеспечивающих максимальное отражение общественных интересов в целях социально-экономического развития муниципального образования в пределах выделенных полномочий и ресурсов[66].

Для улучшения материальных индивидуальных составляющих качества жизни населения необходимо обеспечить рост экономики, который может привести к увеличению доходов и горожан, и бюджета города. А для развития «неэкономических» составляющих, в формировании которых большую роль играет использование общественных средств, необходимо гарантировать эффективное расходование бюджета города. Поэтому предложена стратегическая концепция развития, имеющая главную цель - повышения качества жизни населения, которая распадается на две подцели второго уровня:

а) повышение доходов и занятости населения за счет роста экономики;

б) улучшение общих условий жизни за счет повышения эффективности расходования бюджета города.

Сферами повышенного внимания в ходе местного экономического развития должно стать также развитие сферы услуг ЖКХ. Как показал анализ статей формирования бюджета и его расходной части, одной из основных статей формирования бюджета являются налоговые поступления с промышленных предприятий, а расходной части - дотации на содержание ЖКХ. В управлении сферой ЖКХ приоритет имеет административно-ведомственный механизм, основанный на приказах и распоряжениях, а не экономический. В результате для предприятий ЖКХ характерны низкое качество проводимых работ и предоставляемых услуг. Отсюда следует настоятельная необходимость проведения глубоких преобразований и совершенствования организационно-экономического механизма управления на основе использования экономических рычагов и стимулов, с учетом баланса имеющегося потенциала предприятия и требований стандартов качества, учитывающих интересы потребителей.


Таким образом, необходимо комплексное совершенствование механизма управления муниципальным образованием, суть которого состоит в создании экономических и правовых условий, обеспечивающих максимальное отражение общественных интересов в пределах выделенных полномочий и ресурсов. Необходим комплексный анализ аспектов управления, формирование системы методов, факторов и инструментов, составляющих механизм управления экономическим развитием муниципального образования, с учетом его текущего уровня и перспектив. Среди ключевых инструментов механизма управления экономикой города нужно выделить следующие: мониторинг местных экономических и социальных процессов; управление финансами (финансовый и налоговый менеджмент и бюджетирование); управление развитием производственной сферы и муниципальной собственностью; управление малым и средним бизнесом[67]. Эффективное управление может быть достигнуто только при комплексном анализе и системном использовании всех методов и инструментов, которые имеются в наличии администрации города.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были решены все поставленные задачи. Во-первых, На основе изучения теоретической литературы по исследуемой проблеме были выделены основные понятие и функции муниципального управления; во-вторых рассмотрены основные характеристики муниципального образования «Северодвинск», в том числе особенности местного самоуправления. Выявлены позитивные (расположение на берегу Белого моря, наличие развитой транспортной сети, достаточный природно-ресурсный потенциал) и негативные (суровые природно-климатические условия, удаленность от магистрального транзитного движения, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры в сельской местности, неэффективное использование природных ресурсов, экологические проблемы) факторы социально-экономического развития муниципального образования.

Рассмотрены особенности местного самоуправления. Было установлено, что органы местного самоуправления МО «Северодвинск» организованы и действуют в соответствии с законодательством РФ и Архангельской области. Граждане имеют право участвовать в деятельности органов муниципального самоуправления, в том числе через территориальные органы самоуправления.

В-третьих, изучены особенности структуры населения и социальной сферы МО Северодвинск. Выявлены благоприятные факторы социально-экономического развития городского округа: высокая доля трудоспособного населения и высокий интеллектуальный потенциал специалистов с высшим и средним образованием. В то же время, процессы старения населения, оттока населения и отрицательное сальдо естественного прироста населения являются негативными факторами развития.


В-четвёртых, была охарактеризована структура финансовой системы и проведен сравнительный анализ бюджетов Северодвинска и Архангельска за 2018 год. Установлено, что бюджет Северодвинска носит явно выраженный социальный характер. Основные статьи расходов – ЖКХ, образование и социальная сфера. Бюджет за 2017 год оказался дефицитным.

Так же были разработаны практические рекомендации по совершенствованию управления муниципальным образованием «Северодвинск».

На основе вышесказанного можно сделать вывод о достижении поставленной цели – в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления муниципальным образованием на примере исследования особенностей управления МО «Северодвинск» на основе систематизации теоретических положений об особенностях муниципального управления и анализа основных характеристик МО «Северодвинск» .

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-06.10.2003-n-131-fz/

3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/59_FZ-o-porjadke-rassmotrenija-obrawenij-grazhdan-rossijskoj-federacii/

4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/

5.Закон Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ (ред. от 11.02.2011) “О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области“ (принят Архангельским областным Собранием депутатов 23.09.2004). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gkh.dvinaland.ru/knowledge/regulatory/23.09.2004_258_o_statuse_i_granitsakh/

6. Закон Архангельской области от 18.03.2013 N 629-38-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 12.03.2013). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=2103723

7. Постановлением Правительства Архангельской области от 07.10.2014 № 390-пп «Об утверждении программы развития судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области на 2014–2016 годы». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/462620302


8. Распоряжение Правительства Архангельской области от 23 ноября 2010 г. N 594-рп «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010-2020 годы». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/25141412/

9. Решения Архангельской Городской Думы от 23 мая 2018 г. № 666 "Об исполнении городского бюджета за 2017 год". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=2361/3

10. Постановление Администрации Северодвинска от 30.11.2010 № 447-па «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/462621205

11. Распоряжение Администрации города Северодвинска от 05.10.2011 № 244-ра «О комиссии по развитию территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «Северодвинск». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/docs/vo/2011/2011.11.15(50).pdf

12. Устав муниципального образования "Северодвинск" (с изменениями на 18 декабря 2014 года) (в ред. решения Муниципального Совета Северодвинска от 30.06.2005 N 21 с изменениями, внесенными решениями Муниципального Совета Северодвинск от 29.12.2005 N 64, от 06.04.2006 N 18). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/962014528

13. Публичная кадастровая карта города Северодвинск. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://egrp365.ru/map/?id=g2N6Z7

14. Генеральный план муниципального образования «Северодвинск». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=434&item=422

15. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/25141412/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

16. Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "Северодвинск" (с изменениями на 20 февраля 2014 года). Утверждено решением Городского Совета депутатов МО «Северодвинск» от 26 октября 2006 года N 116 (с изменениями на 20 февраля 2014 года). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/962015756

17. Концепция развития ТОС в Архангельской области до 2020 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kargopolland.ru/prochaja_inf/tos/koncep_razv_do_2020

18. Сведений б исполнении местного бюджета города Северодвинска на 1.10.2017г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/docs/other/Byudjet/execution/2017.10.19_FU._Prilojenie_1_na_01.10.2017_svod.xls

19. Отчет о деятельности ОМВД России по городу Северодвинску за 2017 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.severodvinsk.info/?idmenu=220