Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования «Город Архангельск») (Теоретические основы управления муниципальным образованием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1 Экономическое содержание, понятие и сущность муниципального управления

1.2 Методы муниципального управления

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

2.1 Общие сведения

2.2 Органы местного самоуправления

2.2.1 Представительный орган муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.2 Глава муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.3 Администрация муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.4 Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Архангельск»

2.3 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

2.4 Население

2.5 Социальная сфера

2.5.1 Здравоохранение

2.5.2 Образование

2.5.3 Культура и молодежная политика

2.5.4 Физкультура и спорт

2.5.5 Жилищно-коммунальное хозяйство

2.6 Финансы

2.6.1 Доходы и расходы бюджета

3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Общий объем иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета в 2017 году сложился в общей сумме 14 081,3 тыс. рублей и по сравнению с 2016 годом уменьшился на 110 339,7 тыс. рублей или на 88,7% в связи с предоставлением в 2016 году из областного бюджета денежных средств на реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства в форме межбюджетных трансфертов. В 2017 году указанные средства предоставлялись в форме субсидий.

Расходы городского бюджета за 2017 год исполнены в сумме
8 170 099,9 тыс. рублей или на 95,6% к уточненным бюджетным ассигнованиям. По сравнению с 2016 годом расходы городского бюджета уменьшились на 66 409,0 тыс. рублей или на 0,8%.

Расходы городского бюджета на социально-культурную сферу исполнены в сумме 5 426 189,6 тыс. рублей, что составляет 66,4% от общих расходов городского бюджета. По сравнению с 2016 годом данные расходы уменьшились на 427 400,8 тыс. рублей или на 7,3%, что в основном обусловлено предоставлением в 2016 году выплат гражданам в рамках исполнения судебных актов о предоставлении жилых помещений гражданам, с которыми заключены договоры социального найма жилых помещений.

Расходы городского бюджета на городское хозяйство составили
1 826 308,7 тыс. рублей или 22,4% от общих расходов городского бюджета. По сравнению с 2016 годом данные расходы увеличились на 233 121 тыс. рублей или на 14,6%, что в основном обусловлено предоставлением возмещений за жилые помещения у собственников.

Прочие расходы городского бюджета составили 917 601,6 тыс. рублей или 11,2% от общих расходов городского бюджета. По сравнению с 2016 годом данные расходы увеличились на 127 870,8 тыс. рублей или на 16,2%, что в основном обусловлено увеличением расходов на исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию «Город Архангельск» о возмещении вреда и о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств городского бюджета, а также расходов на обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Центр бухгалтерского и экономического обслуживания» в связи с поэтапным принятием муниципальных учреждений на обслуживание.[36]

Исполнение городского бюджета в 2017 году осуществлялось на основе 5 муниципальных программ муниципального образования «Город Архангельск», включающих 16 ведомственных целевых программ муниципального образования «Город Архангельск» и 3 подпрограммы, а также по непрограммным направлениям деятельности.


3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В процессе анализа развития муниципального образования «Город Архангельск», выявлен ряд недостатков, исправить которые можно при использовании различных методов управления: административных, социально-психологических, экономических методов.

Более подробно хотелось бы рассмотреть организацию управления муниципальными активами как один из экономических методов управления муниципальным образованием.

С точки зрения организации управления муниципальными активами представляется важным подчеркнуть необходимость следующих направлений деятельности:

1) Учет - необходимо знать текущее состояние муниципальных активов и отслеживать их количественные и качественные изменения.

2) Стратегическое планирование - социально-экономическое развитие должно происходить в рамках долгосрочной программы; ее частью является программа по управлению развитием муниципальных активов.

3) Оперативное планирование - текущее управление муниципальными активами необходимо осуществлять на основании планов.

4) Оперативное управление муниципальными активами - управление должно происходить в рамках сформированных процедур и правил, заданной структуры управления и документооборота при четко определенных ответственности и полномочиях должностных лиц.

5) Контроль и корректировка - для обеспечения выполнения стратегических и тактических планов муниципального образования необходимо создание технологий контроля их исполнения с последующей корректировкой деятельности в случае необходимости.

6) Мотивация специалистов - администрация муниципального образования, специалисты и служащие администрации, муниципальные предприятия и учреждения должны быть заинтересованы в повышении эффективности муниципальных активов.

В городе Архангельске арендная плата составляет значительную часть поступлений в местный бюджет. Успешность пополнения бюджетных доходов за счет поступления арендной платы во многом зависит не только от имеющихся ресурсов, но и от степени согласованности деятельности управляющих структур.

Повышение доходности от использования объектов муниципального нежилого фонда возможно за счет следующих действий.


1) Сокращение сроков принятия решений и оформления документов по предоставлению в аренду помещений нежилого фонда. Нередки случаи, когда большие помещения год и более не приносят доходов в бюджет, так как арендатор оформляет и согласовывает необходимые документы. Основными способами сокращения сроков предоставления аренды могут стать следующие.

Во-первых, определение сроков согласований и утверждений. Во- вторых, сокращение числа согласовывающих инстанций.. В- третьих, можно сделать процесс согласования документов в разных инстанциях параллельным. Это достигается с помощью электронных средств связи и четких сроков рассмотрения документов. Все это позволяет сократить сроки принятия решения об аренде.

2) Приведение ставок арендной платы к рыночным ценам. До сих пор арендная плата за муниципальные нежилые объекты существенно меньше арендной платы за объекты немуниципальной собственности. Для муниципального образования это означает недополучение денежных средств в бюджет. Поэтому важным направлением по повышению доходности является приведение размера платы за аренду муниципального нежилого фонда к рыночным ценам, сложившимся на данной территории.

Кроме того, для определения адекватного размера арендной платы целесообразно регулярно проводить сравнительную оценку размера стоимости арендной платы за муниципальные помещения и помещения, находящиеся не в муниципальной собственности.

3) Выявление неэффективно используемых объектов нежилого фонда. Под неэффективным использованием понимается неиспользование объектов или использование их в неполной мере. Термин «неэффективное использование арендуемых помещений муниципального нежилого фонда» применим к муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям, оплачивающим арендную плату по льготным ценам. На практике неэффективное использование может выражаться в наличии неиспользуемых, пустующих объектов, в передаче объектов муниципальными предприятиями и учреждениями в аренду другим организациям.

Таким образом, управление муниципальными активами играет важную роль в формировании доходов бюджета, а, следовательно, и в развитии муниципального образования.

Исходя из анализа социально-экономического положения города Архангельска, можно сделать вывод, что основной причиной всех недостатков в управлении и развитии муниципального образования является нехватка финансовых средств. Данная проблема решается в том случае, когда бюджет муниципального образования исполняется с профицитом. Местные органы власти используют бюджет для регулирования городского развития посредством управления поступающими в распоряжение муниципалитета финансовыми ресурсами.


В связи с этим необходимо определить основные направления бюджетной политики на уровне муниципального образования:

— оценка эффективности бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы;

— реализация новых требований прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

— более четкое разграничение расходных и доходных полномочий между бюджетами трех уровней, завершение формирования новых систем финансовой поддержки регионов и финансирования федеральных мандатов;

- сокращение объемов муниципального долга и расходов по его обслуживанию;

— трансформация социальных льгот в адресную социальную помощь;

— увеличение реальной заработной платы государственных служащих и работников бюджетной сферы.

В процессе осуществления городской бюджетной политики муниципальные органы власти имеют возможность применять самые разнообразные формы воздействия на экономику города, среди них:

- финансирование и субсидирование муниципальных предприятий;

- выдача бюджетных ссуд;

- осуществление инвестиций в приоритетные секторы экономики города;

- размещение муниципального заказа;

- льготирование отдельных категорий предприятий;

- участие органов местного самоуправления в акционерном капитале, в советах директоров градообразующих предприятий;

- финансирование вложений в инфраструктуру с учетом получения обратного притока капитала;

- финансирование мероприятий, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности.

Подводя итог, можно сказать, что совершенствование системы и методов управления муниципальным образованием невозможно без комплексного социально-экономического развития территории, которое включало бы в себя бюджетную и налоговую политику, развитие экономики и методы экономического стимулирования, эффективное управление муниципальными активами, совершенствование законодательной базы, проведение эффективной социальной политики.

Кроме этого необходимо развивать туристическую привлекательность муниципального образования и создавать благоприятную среду для развития въездного и внутреннего туризма, для этого необходимо разрабатывать и реализовывать ведомственные целевые программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью написания данной курсовой работы ставилось изучение особенностей муниципального образования «Город Архангельск». Для достижения данной цели в ходе написания данной работы решался ряд задач, описанных во введении.


К основным можно отнести ряд следующих проблем: недостаточная эффективность системы сбора, удаления и переработки бытовых отходов;
высокий износ основных фондов коммунального комплекса города; сложности с трудоустройством выпускников учебных заведений города;  материальные и жилищные проблемы молодых семей; невысокие темпы роста промышленного производства в Архангельске; замедление обновления и модернизации жилищного фонда, недостаточное благоустройство придомовых территорий; неудовлетворительное техническое состояние жилищного фонда, наличие бесхозных сетей; содержание улично-дорожной сети города и т.д.

В муниципальном образовании «Город Архангельск» для решения перечня проблем (задач) применяются следующие принципы проектного управления:[37]

- «Мусор и чистота города»;

- «Энергосбережение в муниципальных учреждениях муниципального образования «Город Архангельск»;

- «Дороги и дренажно-ливневая канализация»;

- «Оборудование остановочных комплексов световыми информационными табло - «Создание умных установок»;

- «Формирование рынка арендного жилья»;

- «Инициативное бюджетирование».

- «Любимому городу - чистые газоны!»;

- «Создание АИС «Учет административных правонарушений».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 718 с.
  2. Воронин, А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. / А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков.- М.: Дело,2012.
  3. Глазырин, М. Механизм использования потенциала саморазвития муниципальных образований / М. Глазыри, В. Королев. - Экономист. - 2012.- №7. - с. 14-18.
  4. Глазырин, М. Экономическая модель местного самоуправления / М. Глазырин. - Экономист. - 2013. - №11. - с. 45- 49.
  5. Демьяненко, А.Н. Муниципальное управление / А.Н. Демьяненко, А.Л. Обушенков. - Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2013.
  6. Ашлей, П. Местное и центральное управление / П. Ашлей; Под ред. В. Дерюжинского. - СПб. - Обнинск, 2012.
  7. Бондарь, Н.С. Муниципальное право Российской Федерации / Н.С. Бондарь, В.И. Авсеенко, С.Н. Бочаров. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013.
  8. Баранчиков, В.А. Муниципальное право / В.А. Баранчиков. - М.: Финансы и статистика, 2013.

Зотов, В.Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов, З.М. Макашова. Ч.1. - М.: СГИ, 2013.