Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования «Город Архангельск») (Теоретические основы управления муниципальным образованием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1 Экономическое содержание, понятие и сущность муниципального управления

1.2 Методы муниципального управления

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

2.1 Общие сведения

2.2 Органы местного самоуправления

2.2.1 Представительный орган муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.2 Глава муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.3 Администрация муниципального образования «Город Архангельск»

2.2.4 Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Архангельск»

2.3 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

2.4 Население

2.5 Социальная сфера

2.5.1 Здравоохранение

2.5.2 Образование

2.5.3 Культура и молодежная политика

2.5.4 Физкультура и спорт

2.5.5 Жилищно-коммунальное хозяйство

2.6 Финансы

2.6.1 Доходы и расходы бюджета

3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы является актуальной в связи с тем, что категория «муниципальное образование» является ключевой в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования.

От того, насколько правильно будет организовано управление муниципальным образованием, зависит его эффективное развитие, а также полноценное решение задач, стоящих перед муниципальным органом власти, и доверие граждан к муниципальным служащим. Совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития муниципального образования и эффективная оценка реального положения в муниципальном образовании являются одним из ключевых факторов развития Архангельской области и страны в целом.

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) по решению непосредственно или через создаваемые населением органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в Российской Федерации.[1]

Местное самоуправление начало формироваться с принятия земской и городской реформы Александра II и получило значительное развитие во второй половине XIX века.

Одно из ключевых понятий местного самоуправления - муниципальное образование. Именно управление муниципальным образованием «Город Архангельск» является объектом исследования работы.

Исследование особенностей управления муниципальным образованием, изучение их на примере муниципального образования «Город Архангельск», а также разработка предложений по его совершенствованию является целью данной курсовой работы.

Для достижения поставленной цели нужно изучить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты управления муниципальным образованием в современных условиях.
  2. Раскрыть общие характеристики муниципального образования «Город Архангельск».
  3. Рассмотреть социально-экономическую систему муниципального образования «Город Архангельск».
  4. Проанализировать особенности управления муниципальным образованием. 
  5. Предложить новые пути совершенствования управления муниципальным образованием «Город Архангельск».

Предметом является система и методы управления муниципальным образованием.

Исследованию местного самоуправления посвящены научные работы отечественных авторов, таких как: Г.В.Атаманчук, В.В.Рудой, Р.В.Бабун, Г.В Барабышев, В.А.Лапин, Л.А.Велихов, А.Г.Воронин, Н.А.Широков, А.Н. Демьяненко, А.Л. Обушенков, В.Г.Игнатов, А.И.Радченко, В.А.Баранчиков и других.

В качестве объекта исследования выступает муниципальное образование «Город Архангельск».

В соответствии с поставленными задачами, объектом и предметом курсовой работы ведущими при анализе являются теоретический метод, метод анализа документов, статистический, экспертная оценка. Информационной базой работы являются нормативно-правовые акты, учебная литература, статьи авторов в периодической печати и аналитические материалы органов власти.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1 Экономическое содержание, понятие и сущность муниципального управления

Прежде чем рассматривать местное самоуправление в системе институтов публичной власти, необходимо раскрыть его сущность. Термин «самоуправление» в общелитературном смысле означает, что люди сами управляют собой. На начальных этапах развития человеческой цивилизации самоуправление так и действовало.

Самоуправление - это единство самоорганизации, самодеятельности, саморегуляции, самоконтроля, способ коллективного существования объединения людей. При этом главным является уточнение такого факта, являются ли они совместными собственниками средств производства или выступают наемными работниками.

Экономическое содержание местного самоуправления состоит в том, что оно представляет собой специфические производственные отношения, возникающее при реализации территориальных экономических интересов (удовлетворении общественных потребностей) жителей данного муниципального образования.[2]

Поэтому развитие местного самоуправления имеет важное значение не только потому, что позволяет создать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни людей. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано и с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Местные сообщества объективно лишены стремления к ослаблению единой государственности, к образованию удельных княжеств. И, прежде всего, потому что уровень социальных стандартов зависит от экономического могущества всей страны. Эти стандарты не в силах самостоятельно обеспечить выделяющийся из федеративного государства регион.


Термин «местное самоуправление» в разных странах, в разное время и разными авторами понимался различно. По определению жившего в начале XX века германского ученого Г.Еллинека, «самоуправление это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».[3]

В дореволюционных земских кругах было распространено определение Н. Лазаревского: «Местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением».[4]

Теоретики местного самоуправления, британские ученые И. Редлих и П.Ашлей определяют местное самоуправление как осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву.[5]

Поскольку главным предметом рассмотрения является местное самоуправление в современной России, при определении понятия «местное самоуправление» необходимо учитывать и то, каким образом оно раскрывается в действующем законодательстве Российской Федерации и в Европейской Хартии местного самоуправления. Хартия была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, и имеет декларативный характер по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших. Необходимость учета положений Европейской Хартии местного самоуправления вызвана вступлением России в Совет Европы и ратификацией в связи с этим названной Хартии. Она определяет понятие «местное самоуправление» следующим образом:

Во-первых, под местным самоуправлением понимается право, и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.


Во-вторых, это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону».

Кроме того, Европейской Хартией местного самоуправления установлено также, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».[6]

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, устанавливая цели и задачи его деятельности и основные права, не дает прямого определения понятия «местное самоуправление». Это понятие в российском законодательстве определено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».[7]

Для более корректного сопоставления двух приведенных определений местного самоуправления необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».[8]

А Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, в частности, представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, избираемых на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Указанные выше положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяют сделать вывод о соответствии понятия местного самоуправления, определенного российским законодательством, понятию, раскрываемому в Европейской Хартии местного самоуправления.[9]


Этот вывод основан на следующем:

– принцип местного самоуправления признан Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством;

– Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством признано и гарантировано право граждан на местное самоуправление;

– в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством граждане осуществляют местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через органы местного самоуправления, причем наличие выборных органов является обязательным;

– органы местного самоуправления, а в отдельных случаях - граждане непосредственно, наделены правом самостоятельно, под свою ответственность и в интересах населения решать вопросы, отнесенные к их компетенции.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством учтены все существенные признаки понятия «местное самоуправление», имеющиеся в определении, данном Европейской Хартией местного самоуправления. Отличия состоят лишь в том, что:

– Европейская Хартия местного самоуправления предполагает осуществление местного самоуправления прежде всего формируемыми населением органами, не исключая при этом осуществление местного самоуправления в формах непосредственной демократии.[10]

 Российским же законодательством право на осуществление местного самоуправления предоставлено гражданам, в том числе через органы местного самоуправления[11]

– в определении понятия «местное самоуправление», данном Европейской Хартией местного самоуправления, речь идет о праве и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать часть государственных дел и управлять ею.[12]

Согласно же Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к компетенции местного самоуправления относится решение «вопросов местного значения».[13]

При этом очевидно, что соотношение представительной и непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления диктуется не столько нормами законодательства, сколько конкретными реальными условиями, и перечень вопросов местного значения в российском законодательстве соответствует обычной в общеевропейском понимании компетенции органов местного самоуправления.