Файл: Особенности управления муниципальным образованием город Архангельск.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
При существующих темпах выдачи жилья нуждающимся, местной власти потребуется около 120 лет, чтобы закрыть имеющуюся очередь.
Таким образом, полученные показатели состояния социальной сферы прямо или косвенно могут свидетельствовать о проблемах, которые имеют место в социальной сфере МО «Город Архангельск»:
1 Наиболее проблемными являются сферы здравоохранения, образования, жилья и культуры.
2 Наиболее весомые достижения в социальной сфере достигнуты в области роста денежных доходов населения. Несмотря на это в городе остаются высокими показатели доли (числа) бедного населения.
3. ФИНАНСЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основным инструментом развития городской экономики и социальной сферы, является муниципальный бюджет. Основные параметры отчета об исполнении городского бюджета за последие годы сложились следующим образом (таблица 14).
Таблица 14 – Показатели исполнения бюджета МО «Город Архангельск»
млн. рублей
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Темпроста, % |
|
Доходы |
7 812,9 |
7 939,0 |
8285,6 |
4,37 |
Расходы |
7 909,4 |
8 236,5 |
8170,1 |
-0,81 |
Дефицит |
96,5 |
297,5 |
115,5 |
-61,18 |
Налоговые и неналоговые доходы городского бюджета в 2017 году исполнены на 102,7 % к уточненным прогнозным показателям и составили 4 276,1 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом их поступление увеличилось на 246,6 млн. рублей за счет роста собираемости доходов от продажи земельных участков, доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов, доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки. Наибольший удельный вес в собственных доходах городского бюджета составляет налог на доходы физических лиц – 62,3 % или 2 663,7 млн. рублей.
Безвозмездные поступления исполнены на 99,5 % к уточненным прогнозным показателям и составили 3 662,9 млн. рублей, что выше уровня 2016 года на 6,6 % или на 226,3 млн. рублей, что в основном обусловлено увеличением поступлений в городской бюджет межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства на 107,2 млн.рублей.
В 2017 году поступление субвенций из областного бюджета составило 2 974,1 млн. рублей, субсидий – 466,8 млн. рублей, дотаций 94,5 млн. рублей и 124,4 млн. рублей иных межбюджетных трансфертов.
Расходы городского бюджета за 2017 год исполнены в сумме 8170,1 млн. рублей или на 96,5 % к уточненным бюджетным ассигнованиям. По сравнению с 2016 годом объем расходов сократился на 66,4 млн. рублей.
Расходы на обеспечение отраслей социально-культурной сферы составили 71,1 % от общих расходов городского бюджета или 5 853,6 млн. рублей, расходование указанных средств осуществлялось по следующим направлениям:
- образование – 4 485,8 млн. рублей;
- культура – 292,9 млн. рублей;
- социальная политика – 1 023,7 млн. рублей;
- физическая культура и спорт – 51,2 млн. рублей.
Расходы на содержание отраслей городского хозяйства составили 19,3 % от общих расходов городского бюджета или 1 593,2 млн. рублей и осуществлялись по следующим направлениям:
- национальная экономика– 961,6 млн. рублей;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 631,1 млн. рублей;
- охрана окружающей среды – 0,5 млн. рублей.
Прочие расходы городского бюджета составили 9,6 % от общих расходов городского бюджета или 789,7 млн. рублей и направлялись на:
- общемуниципальные расходы – 619,6млн. рублей;
- защиту населения и территории муниципального образования «Город Архангельск» от чрезвычайных ситуаций – 32,1 млн. рублей;
- средства массовой информации – 14,4 млн. рублей;
- обслуживание муниципального долга – 123,6 млн. рублей.
В 2017 году исполнение городского бюджета по расходам осуществлялось на основе 5 муниципальных программ муниципального образования «Город Архангельск», расходы на исполнение которых составили 8 071,5 млн. рублей или 98,0 % от общих расходов городского бюджета.
Таблица 15 – Программные расходы бюджета
млн. рублей
Показатель |
2017г. |
Программные расходы, в том числе: |
8 071,5 |
«Развитие социальной сферы муниципального образования «Город Архангельск» |
5 043,6 |
«Комплексное развитие территории муниципального образования «Город Архангельск» |
2 013,0 |
«Совершенствование муниципального управления муниципального образования «Город Архангельск» |
613,2 |
«Переселение граждан из непригодного для проживания (аварийного) жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Архангельск» |
394,6 |
«Развитие города Архангельска как административного центра Архангельской области» |
7,1 |
Непрограммныерасходы |
165,0 |
Расходы, всего |
8 236,5 |
Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности муниципального образования «Город Архангельск» в 2017 году составили 98,2 млн. рублей и осуществлялись по следующим отраслям:
- национальная экономика – 0,2 млн. рублей;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 52,3 млн. рублей;
- образование – 5,4 млн. рублей;
- социальная политика –40,3 млн. рублей.
Расходы муниципального дорожного фонда муниципального образования «Город Архангельск» исполнены в сумме 855,4 млн. рублей.
Сравнительный анализ проектов бюджетов муниципальных образований на 2019 год будет выполнена на примере г.Архангельска и г.Котласа (Табл.16).
Таблица 16 - Сравнительная характеристика проектов бюджета г.Архангельска и г.Котласа на 2019 год.
Статьи |
Архангельск |
Котлас |
||
Млн.руб |
% |
Млн.руб |
% |
|
доходы |
8975,5 |
100 |
1849,6 |
100 |
Налоговые доходы всего |
4039,9 |
45,01 |
638,9 |
34,5 |
Налог на доходы физических лиц |
3147,3 |
35,07 |
470,5 |
25,4 |
Акцизы |
16 |
0,18 |
7,2 |
0,4 |
Налоги на совокупный доход |
516,2 |
5,75 |
82,5 |
4,5 |
Налоги на имущество |
269,9 |
3,01 |
77,2 |
4,2 |
Прочие налоговые доходы |
90,5 |
1,01 |
1,5 |
0,1 |
Неналоговые доходы всего |
648 |
7,22 |
91 |
4,9 |
Доходы от сдачи в аренду земельных участков |
154 |
1,72 |
13,1 |
0,7 |
Доходы от сдачи в аренду имущества |
212,2 |
2,36 |
25,2 |
1,4 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков |
108,3 |
1,21 |
30,6 |
1,7 |
Прочие неналоговые доходы |
173,5 |
1,93 |
22,1 |
1,2 |
Межбюджетные трансферты |
4287,6 |
47,77 |
1119,7 |
60,5 |
Субсидии |
408,4 |
4,55 |
117,9 |
6,4 |
Субвенции |
3467,5 |
38,63 |
844,4 |
45,7 |
Иные межбюджетные трансферты |
411,7 |
4,59 |
141,9 |
7,7 |
Расходы |
9113,2 |
100 |
1857,1 |
100,0 |
Социально-культурные |
6559,7 |
72,0 |
1449,4 |
78,0 |
Образование |
5781,7 |
63,4 |
1229,4 |
66,2 |
Культура |
324,3 |
3,6 |
138,2 |
7,4 |
Социальная политика |
388,5 |
4,3 |
75,2 |
4,0 |
Физическая культура и спорт |
65,2 |
0,7 |
6,6 |
0,4 |
Городское хозяйство |
1190,8 |
13,1 |
16,2 |
0,9 |
Национальная экономика |
770,3 |
8,5 |
116,9 |
6,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
420,6 |
4,6 |
83,4 |
4,5 |
Охрана окружающей среды |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
Прочие расходы |
14,1 |
0,2 |
0,8 |
0,0 |
Общемуниципальные и иные расходы |
1023,8 |
11,2 |
152,2 |
8,2 |
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
27,8 |
0,3 |
7,4 |
0,4 |
Обслуживание муниципального долга |
297 |
3,3 |
30,7 |
1,7 |
Дефицит |
137,7 |
7,55 |
||
Профицит |
- |
- |
Из приведенных показателей отметим, что бюджет Архангельска более самостоятельный, доля собственных доходов поморской столицы составляет 45%, в то время как бюджет Котласа пополняется собственными источниками доходов на 34,5%. По расходам, бюджет Котласа, более социально-ориентированный, доля социально-культурных расходов Котласа в 2019 году составляет 78%, у Архангельска 72%.
В целом, по сопоставлению показателей статей доходов и расходов, оба бюджета сбалансированы, вес долей по статьям не имеет существенной разницы и оба анализируемых проекта бюджета являются дефицитными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение подведем итоги курсовой работы, которые состоят в следующих выводах:
- Эффективное управление функционированием и развитием муниципального образования осуществляется в рамках определенной формы управления – местного самоуправления. Муниципальное образование – это территория, определенная границами и проживанием населения, на которой реализуются функции жизнеобеспечения самим населением с помощью избранных ими органов.
- Главной целью функционирования экономики и социальной сферы является комплексное развитие муниципального образования, путем изменения благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде.
- Основным субъектом управления выступает государство в лице региональных и местных органов власти.
- Оценка эффективности управления муниципальными образованиями постепенно становится одним из полноправных инструментов государственного управления.
- Под эффективностью государственного и муниципального управления понимают такую деятельность органов власти по реализации полномочий, которая реализуется на основе правового закрепления индикаторов эффективности управления, адекватно характеризующих процесс управления; на основе получения реалистичных результатов в рамках системы аудита эффективности управления; на основе информационной открытости, публичной интеграции для принятия решений в системе государственного управления местным самоуправлением.
- При определении эффективности управления муниципалитетом используются следующие критерии: соотношение между результатами, фактически полученными с помощью имеющихся ресурсов, и максимальными результатами, которые можно было бы получить с их помощью; отношение положительных результатов и допустимых затрат; оценка достигнутых результатов по отношению к поставленным целям.
- Анализ развития МО «Город Архангельск» позволил определить, что исторически г.Архангельск обладает большим социальным потенциалом, тем не менее, в настоящее время социальное положение МО «Город Архангельск» характеризуется многочисленными проблемами, отмечается высокая дотационность бюджета, низкое качество жилищных условий населения, неразвитость и недоступность социальных благ.
- На базе изученной информации можно сделать предложения и рекомендации касательно путей модернизации системы управления социальной сферой в муниципальном образовании «Город Архангельск» за счет повышения эффективности управления объектами социальной сферы в составе муниципального имущества и повышения доходов муниципального бюджета за счёт использования данных объектов.
- В основной части, эти рекомендации сводятся к организации более тщательного учёта социальных объектов муниципального имущества, их инвентаризации, выявления бесхозных объектов и принятия их в муниципальную имущественную казну, отслеживания договоров аренды и поступление платежей по ним, своевременного взыскания долгов, планирования приватизации, использования эффективных инструментов управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131 (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – N 40. – ст. 3822.
- О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области: закон Архангельской области от 23 сентября 2004 года N258 (ред. от 18.03.2013) // Волна. –2004.–N 38.
- Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области: указ губернатора Архангельской области от 12 марта 2013годаN 22 (ред. от 19.08.2015) // Волна. –2013.–N11.
- Об утверждении Стратегии социально-экономического развития МО «Город Архангельск» на период до 2020 года: постановление мэра г. Архангельска от 20 марта 2008 годаN120 // Новый Архангельск. – 2008. – N7.
- Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В.Атаманчук. –М.:ВолтерсКлувер, 2016. – 504с.
- Генеральный план муниципального образования «Город Архангельск». – Архангельск, 2012. – 85с.
- Глигич-Золотарева, М.В. Аудит эффективности с позиций управления в федеративном государстве. Часть 1: Общие подходы / М.В. Глигич-Золотарева // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – N7. – С.37-42.
- Кирсанов, С.А. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента / С.А. Кирсанов, Л.В. Резанов. – СПб: Андреевский издательский дом, 2016. – 380 с.
- Мокрый, В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ / под ред. А.А. Сапожникова. – М.: КноРус, 2014. – 475 с.
- Мухачев, И.В. Местное самоуправление и муниципальное управление / под ред. А.С. Прудникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.– 248 c.
- Доклад Главы муниципального образования «Город Архангельск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://arhcity.ru/?page=31/7 (дата обращения: 20.02.2019).
- Доклад Главы муниципального образования «Город Архангельск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за 2016 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://arhcity.ru/?page=31/6 (дата обращения: 20.02.2019).
- Доклад Главы муниципального образования «Город Архангельск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления за 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://arhcity.ru/?page=31/5 (дата обращения: 20.02.2019).
- Администрация муниципального образования «Город Архангельск» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=4/1 (дата обращения: 28.02.2019).
- Официальный сайт Правительства Архангельской области. – Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/region/ (дата обращения: 23.02.2019).
- Муниципальная статистика. Город Архангельск [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. – Режим доступа: http://arhangelskstat.gks.ru/ (дата обращения: 27.02.2019).
- Паспорт города [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=1/1 (дата обращения: 25.02.2019).
- Устав МО «Город Архангельск» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования «Город Архангельск». – Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=23/1 (дата обращения: 20.02.2019).