Файл: Особенности управления муниципальным образованием город Архангельск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы низкой эффективности управления муниципальными образованиями в РФ определяется необходимостью их устойчивого развития, обеспечения стабильной социаль­ной и экономической ситуации в нашей стране, ее городах и поселениях.

Значимость развития экономики и социальной сферы подчеркивается тем, что их уровень развития является индикатором прогресса государства и общества, и зависит, в большей степени, не от роста доходов и материального уровня достатка у населения, а от состояния здоровья граждан, уровня и доступности для всех слоев социального обеспечения и прочих социальных факторов, обуславливающих развитие личности.

Россия в соответствии с Конституцией РФ, является социальным государством, наша страна ориентирована на приоритет социальных расходов. В то же время, в некоторых регионах и муниципалитетах, обеспечить высокий уровень жизни, доступность, всеобъемлемость и эффективность социальных гарантий и льгот для граждан пока достичь не удается.

Актуальность темы обусловлена несовершенством действующей системы управления в отдельных муниципальных образованиях. Вопросам управления муниципалитетов посвящено большое количество работ, однако недостаточно комплексных исследований по специфике оценки эффективности управления на уровне муниципальных образований.

В настоящее время вопросами управления муниципальными образованиями занимаются С.А.Авакьян, Н.В.Путило, Г.В.Атаманчук, О.В.Родионова, С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева, М.В.Глигич-Золотарева и другие.

Однако в имеющихся многочисленных исследованиях не в полной мере рассматриваются вопросы, касающиеся комплексной оценки эффективного управления в муниципальном образовании.

Цель курсовой работы – анализ особенностей управления муниципальным образованием «Город Архангельск».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть характеристики муниципального образования (МО) «Город Архангельск»;

  • выполнить анализ населения и состояния социальной сферы в МО «Город Архангельск»);
  • раскрыть финансы муниципального образования «Город Архангельск».

Объект исследования - МО «Город Архангельск».

Предмет исследования – особенности управления МО «Город Архангельск».

Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, анализ и синтез, дедукция и индукция, функциональный и структурный методы научного исследования.


Информационную базу исследования составили совокупность специальной, научной и учебной литературы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Архангельской области и МО «Город Архангельск», статистическая, справочная и периодическая литература, а также Интернет-ресурсы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования основ управления МО «Город Архангельск» способствуют расширению теоретической базы, которая может быть востребована студентами при изучении основ функционирования местного самоуправления в России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть полезны при изучении основ управления и деятельности органов местного самоуправления в России.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

Архангельск был основан по Указу Ивана Грозного в 1584 году и в соответствии с Уставом Архангельской области имеет статус областного центра.

Территориально МО «Город Архангельск» включает в себя территории самого города и территории поселков, которые не являются муниципальными образованиями: Бор; Лесная речка; Новый Турдеевск; Турдеевск; Талажский авиагородок.

Площадь территории МО «Город Архангельск» составляет 29445 га.

Город Архангельск является областным центром Архангельской области как субъекта Российской Федерации. Протяженность города как административного центра муниципального образования с севера на юг более чем 30 км и с запада на восток - 20 км. Река Северная Двина разделяет город, что в значительной степени затрудняет транспортную доступность и ведет к удорожанию развития коммунальной инфраструктуры.

МО «Город Архангельск» в своем составе не имеет внутригородских муниципальных образований.

В настоящее время Архангельск представляет собой город с развитой многоотраслевой экономикой.

Сегодня МО «Город Архангельск» – это крупный промышленный, научный, логистический центр на Северо-Западе России, имеющий в своем составе 9 округов, хорошо развитую транспортную и вокзальную инфраструктуры, сеть научных организаций, и являющийся перспективной площадкой для освоения Арктики.

Развитие МО «Город Архангельск» построено в соответствии с нормативно-правовыми актами:


Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Уставом Архангельской области;Уставом МО «Город Архангельск», принятым Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 года;

Положением о программах МО «Город Архангельск», утвержденным решением Архангельским городским Советом депутатов от 26 октября 2005года N42;

Стратегией социально-экономического развития МО «Город Архангельск» на период до 2020 года, утвержденной постановлением мэра города от 20 марта 2008 года N120;

Программой социально-экономического развития МО «Город Архангельск» и другими;

Положениями, регламентами и соглашениями комиссий городской думы МО «Город Архангельск» и областной думы Архангельской области о взаимодействии;

- Методическими материалами, соглашениями, положениями о взаимодействии подразделений администрации города и государственных органов власти (региональных и федеральных) в различных сферах деятельности и др. документами.

Уровень муниципального управления наиболее приближен к населению и является ключевым в системе публичной власти. Поэтому на уровне такого крупного промышленного региона на Севере, государственной властью создаются необходимые условия для внедрения эффективных механизмов поддержки местного самоуправления, развития социальной сферы поморской столицы.

Как показывает исторический опыт развития городового общественного самоуправления и земских учреждений в дореволюционной России, в том числе и в бывшей Архангельской губернии, местное самоуправление в самой простой форме его организации начиналось именно с небольших уездных городов (упрощенное городовое общественное управление), с сельских деревенских общин.

Затем оно осуществлялось на более высоком уровне – губернском и уездном, а также на уровне города Архангельска. При этом полномочия и права органов городового общественного управления в Архангельске и уездных городах были далеко не идентичными. Такая же ситуация наблюдалась в компетенции земских учреждений губернского и уездного уровней.

Действующая структура органов местного самоуправления МО «Город Архангельск» утвержденная Уставом представлена на рисунке 1.

В соответствии с Уставом, структурно органы местного самоуправления МО «Город Архангельск» составляют:

представительный орган - Архангельская городская Дума;

глава МО «Город Архангельск»;

исполнительно-распорядительный орган – Администрация города;


контрольно-счетная палата МО «Город Архангельск».

Население МО «Город Архангельск»

Городская дума

Глава администрации города

Администрация

Контрольно-счетная палата

Рисунок 1 – Структура органов местного самоуправления муниципального образования» Город Архангельск»

Таким образом, в структуру органов МСУ МО «Город Архангельск» входят городской совет депутатов, контрольно-ревизионная комиссия, Глава и Администрация города. Положения Устава, регулирующие порядок формирования и утверждения структуры органов МСУ и их полномочий по решению вопросов местного значения отвечают требованиям Федерального закона о местном самоуправлении N 131-ФЗ.

Организация местного самоуправления в МО «Город Архангельск» относится к модели «сильный представительный орган», так как центральное (первое в Уставе) место в структуре ОМСУ занимает Архангельская городская дума.

Дума г.Архангельска обладает исключительными полномочиями, в том числе таким полномочием как «принятие решения об удалении Главы МО «Город Архангельск» в отставку». Глава города не имеет уставного влияние на деятельность Думы, он полностью подотчетен перед представительным органом.

Глава города является высшим должностным лицом МО «Город Архангельск» и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 27 Устава.

Глава МО «Город Архангельск» избирается городской Думой сроком на пять лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности Главы МО «Город Архангельск», в порядке, определенном решением городской Думы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности Главы МО «Город Архангельск» должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы МО «Город Архангельск» устанавливается решением городской Думы.

Половина членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы МО «Город Архангельск» назначается городской Думой, а другая половина – Губернатором Архангельской области.

В уставе обозначена структура официальной части вступления Главы в должность: «Официальное вступление в должность Главы МО «Город Архангельск» происходит в торжественной обстановке в присутствии депутатов городской Думы через семь дней после дня официального опубликования решения городской Думы об избрании Главы МО «Город Архангельск». При вступлении в должность Глава МО «Город Архангельск» дает заверения уважать, охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации. В день официального вступления в должность Глава МО «Город Архангельск» издает постановление о вступлении в должность».


Для главы администрации Архангельска установлены дебентурные атрибуты, на основе устава.

Большая часть уставных записей посвящена полномочиям Главы города. Глава города возглавляет администрацию города, руководит ее деятельностью, обладает исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по организации деятельности администрации города. Указанные полномочия Глава города осуществляет непосредственно на основе единоначалия или через отраслевые (функциональные) либо территориальные органы администрации города.

Глава города в своей деятельности руководствуется федеральным и областным законодательством, Уставом.

Администрация города – это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом МО «Город Архангельск» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных администрации города федеральными законами и областными законами.

Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Архангельск» является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Архангельской городской Думой и подотчетна ей.

Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. На 2019 год штатная численность контрольно-счетной палаты составляла 10 единиц.

Организационная структура органов МСУ МО «Город Архангельск», порядок формирования, полномочия, срок полномочий, основные вопросы организации деятельности и их взаимодействия определены Уставом муниципального образования.

Здесь отметим первостепенную роль взаимодействия представительных органов власти – комитета по региональной политике и вопросам местного самоуправления Архангельского областного собрания депутатов и депутатских комиссий Архангельской городской Думы.

Основными методами взаимодействия с государственными органами власти в работе комиссий являются, прежде всего, организационные, выделим некоторые из них:

1 Предварительное обсуждение проектов решений Архангельской городской Думы и их подготовка к рассмотрению на сессиях городской Думы.

2 Подготовка заключений по проектам решений и иным муниципальным правовым актам по вопросу их соответствия региональному и федеральному законодательству.

3 Решение вопросов организации своей деятельности.