Файл: Особенности управления МО «г. Архангельск».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное образование является ключевой категорией в местном самоуправлении, содержащей все его элементы. Актуальность изучения особенностей управления МО обусловлена тем, что оно является основой функционирования местного самоуправления и от правильной его организации зависит развитие региона и всей страны в целом.

В данной работе мы рассмотрим основные понятия и особенности муниципальных образований, их место в системе местного самоуправления. За объект изучения возьмем муниципальное образование Архангельск, а для более наглядного изучения особенностей управления данного МО сравним их с управлением МО Северодвинск.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Разъяснить понятие и основные полномочия, а также виды муниципального образования;

2. Рассмотреть особенности управления муниципальным образованием;

3. Применить полученные знания при анализе особенностей управления МО Архангельск.

Данная курсовая работа состоит из трёх основных частей.

Первая часть посвящена рассмотрению муниципального образования, его общих характеристик и особенностей. В ней представлены виды муниципальных образований, раскрыты сферы жизни муниципального образования, а также рассказывается о городе как о муниципальном образовании. В целом в этой части говорится о теоретических основах изучения муниципальных образований.

Вторая часть описывает особенности управления муниципальным образованием. В ней рассматривается социально-экономическая система развития муниципальных образований, правовая основа местного самоуправления в России, органы управления муниципальным образованием.

В третьей части работы рассмотрены система и особенности управления МО Архангельск – статус и границы образования, полномочия и структура органов местного самоуправления, а также проведен сравнительный анализ с особенностями управления муниципальным образованием Северодвинск.

При составлении работы были использованы такие методы как метод анализа документов и теоретический метод.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОНЯТИЕ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное образование – это населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения [3].

Учредительным актом муниципального образования является устав, составленный и принятый представительным органом МО или населением во время референдума. Основой финансово-экономической базы муниципального образования является собственность МО и местные финансы.

Муниципальная собственность включает в себя:

  1. Средства местного бюджета;
  2. Имущество земли;
  3. Муниципальные предприятия, организации и банки;
  4. Муниципальный жилищный фонд;
  5. Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Все управленческие решения, принятые органами местного самоуправления, а также путем волеизъявления граждан, подлежат исполнению всеми субъектами, расположенными на территории МО, а также местными гражданами [6].

Различают четыре вида управления муниципальными образованиями:

1) Управление производством;

2) Экономическое управление;

3) Социально-политическое управление;

4) Управление духовной сферой жизни территории.

Правовое регулирование МО регулируется уставом, отражающим территориальную структуру МО, его состав и границы. Также устав муниципального образования отражает следующие пункты:

  1. Закрепление статуса, срока и порядка прекращения полномочий депутатов и прочих должностных лиц местного самоуправления;
  2. Организационную структуру местного самоуправления;
  3. Закрепление формы и порядка участия граждан в системе местного самоуправления посредством референдумов, выборов, собраний и т.п.;
  4. Другие положения об организации деятельности местной власти.

В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.

Правовое регулирование является залогом эффективности системы управления МО. В настоящее время правовое регулирование основано на предоставлении органам власти самостоятельности с учетом возложенных на них обязательств [8].

Основные полномочия органов местной власти муниципального образования закрепляются уставом и представляют из себя:


  1. Юридические действия по заключению договоров и контрактов, приобретению и отчуждению имущества, выступлению в суде;
  2. Распоряжение муниципальным имуществом;
  3. Управление муниципальными предприятиями и организациями;
  4. Закрепление местных налогов и сборов, а также распоряжение финансами;
  5. Принятие местных постановлений и распоряжений;
  6. Государственные полномочия по охране окружающей среды, здравоохранению, социальному обеспечению, культуре и др.

Границы муниципального образования проводятся, исходя из исторических источников под контролем населения и местных органов управления.

Порядок создания муниципальных образований, установление их границ и другие процедуры определяются законом субъектов РФ. Основной экономической функцией самоуправления является обеспечение на местном уровне нормального хода воспроизводственных процессов – воспроизводства населения и трудовых ресурсов, окружающей среды, общественного продукта, территориальной организации хозяйства и населения.

Юридические признаки обретения МО статуса органа местного самоуправления:

  1. Управление муниципальной собственностью;
  2. Утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. Установление местных налогов и сборов;
  4. Учреждение муниципальных предприятий;
  5. Наличие выборных органов власти.

Мотивирующие признаки получения статуса муниципального образования:

  1. Экономическая автономия территории;
  2. Внутритерриториальная система общественного разделения труда;
  3. Активная роль населения в вопросах местного самоуправления;
  4. Заинтересованность региональной власти в экономически устойчивых и активных территориальных поселениях.

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Классификацию муниципальных образований можно провести по различным признакам:

  1. Численности населения;
  2. Нормативно-правовому статусу;
  3. Функциональному критерию;
  4. Характеру застройки;
  5. Степени урбанизации и др.

По нормативно-правовому статусу муниципальные образования подразделяются на муниципальные районы и городские округа [15].

Муниципальный район – это несколько поселений, объединенных одним органом самоуправления.

Городской округ – это поселение, не входящее в муниципальный район, регулируемое отдельным органом самоуправления.


По типу поселения муниципальные образования разделяют на городские и сельские. Различие состоит в том, что городское поселение включает в себя один город или поселок, в то время, как сельское поселение может состоять из нескольких сельских населенных пунктов.

Экономический потенциал развития МО оценивается за счет функционального критерия. Исходя из данной оценки, многофункциональные муниципальные образования имеют следующие особенности:

  1. Концентрация различных видов производств;
  2. Размещение важнейших коммуникационных узлов;
  3. Развитая банковская и финансовая структура;
  4. Размещение на территории одного или двух крупных предприятий [5].

Муниципальные образования различаются на муниципалитеты – доноры и муниципалитеты – реципиенты. К муниципальным образованиям донорам относятся муниципалитеты, в которых уровень собственной бюджетной обеспеченности превышает средний уровень по субъекту Федерации. В муниципальных образованиях – реципиентах уровень собственной бюджетной обеспеченности жителя меньше среднего уровня обеспеченности субъекта Федерации.

Городские и сельские поселения, в зависимости от их численности, делятся на:

  1. Сверхкрупные города (выше 3 миллионов человек);
  2. Крупнейшие города (от 1 до 3 миллионов человек);
  3. Крупные города (от 250 тысяч до 1 миллиона человек);
  4. Большие города (от 100 до 250 тысяч человек);
  5. Средние города (от 50 до 100 тысяч человек);
  6. Малые города и поселки (до 50 тысяч человек);
  7. Крупные сельские поселения (свыше 5 тысяч человек);
  8. Большие сельские поселения (от 1 до 5 тысяч человек);
  9. Средние сельские поселения (от 200 человек до 1 тысячи человек);
  10. Малые сельские поселения (менее 200 человек).

Основные различия между городскими и сельскими поселениями представлены в Таблице 1 [9].

Таблица 1. Основные различия между городскими и сельскими поселениями

№ п/п

Сельское поселение

Городское поселение

1.

Правовой статус сельского поселения

Правовой статус городского поселения или городского округа.

2.

Преобладание сельскохозяйственных видов занятости

Городские виды занятости.

3.

Характер застройки: малоэтажная, индивидуальные или блокированные дома, возможны фермы, недалеко удаленные от жилой застройки.

Характер застройки: плотная, высотная, многоквартирные дома, производственные зоны.

4.

Инженерная инфраструктура полностью или частично децентрализована и поддерживается самими жителями

Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами

5.

Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ жителей.

Место работы, ограничивающее трудовую деятельность.

6.

Транспортные передвижения на короткие расстояния, временные затраты на которые незначительны.

Транспортные передвижения на значительные расстояния, требующие значительных временных затрат.


Характер застройки муниципальных образований формируется в зависимости от функциональной структуры населенного пункта. На одной территории могут формироваться следующие зоны:

  1. Селитебные;
  2. Промышленные;
  3. Рекреационные;
  4. Зона сосредоточения органов власти, учреждений культуры.

Таким образом, территориальная зона – это оконтуренная замкнутыми линиями части территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством и иным законодательством Российской Федерации и её субъектов, а также установлены градостроительные регламенты [7].

2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Г. АРХАНГЕЛЬСК»

2.1. СТАТУС И ГРАНИЦЫ МО «Г. АРХАНГЕЛЬСК»

Муниципальное образование «Город Архангельск» в соответствии с областным законом имеет статус городского округа и входит в состав Архангельской области.

Административным центром муниципального образования «Город Архангельск» является город Архангельск, который основан по Указу Ивана Грозного в 1584 году и в соответствии с Уставом Архангельской области имеет статус административного центра Архангельской области.

В 2009 году за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Архангельску присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Округ находится на севере Архангельской области, в дельте реки Северная Двина в 30—35 км от места её впадения в Белое море. Округ со всех сторон окружён территорией другого муниципального образования области — Приморского муниципального района.

Территория муниципального образования «Город Архангельск» составляет 29 442 га (294,42 км²).

Территория муниципального образования «Город Архангельск» состоит из территории города Архангельска и территорий поселков, не являющихся муниципальными образованиями: Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск, Талажский авиагородок.

Решением Архангельской городской Думы от 23 сентября 2015 года № 257, было дано согласие на объединение населённых пунктов: посёлок Боры, посёлок Лесная речка, посёлок Новый Турдеевск, посёлок Турдеевск, посёлок Талажский авиагородок, входящих в состав муниципального образования «Город Архангельск», с населённым пунктом город Архангельск.