Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Г. АРХАНГЕЛЬСК»
2.1. СТАТУС И ГРАНИЦЫ МО «Г. АРХАНГЕЛЬСК»
2.2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МО «Г. АРХАНГЕЛЬСК»
2.3. ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ВОПРОСАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МО «Г. АРХАНГЕЛЬСК»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное образование является ключевой категорией в местном самоуправлении, содержащей все его элементы. Актуальность изучения особенностей управления МО обусловлена тем, что оно является основой функционирования местного самоуправления и от правильной его организации зависит развитие региона и всей страны в целом.
В данной работе мы рассмотрим основные понятия и особенности муниципальных образований, их место в системе местного самоуправления. За объект изучения возьмем муниципальное образование Архангельск, а для более наглядного изучения особенностей управления данного МО сравним их с управлением МО Северодвинск.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Разъяснить понятие и основные полномочия, а также виды муниципального образования;
2. Рассмотреть особенности управления муниципальным образованием;
3. Применить полученные знания при анализе особенностей управления МО Архангельск.
Данная курсовая работа состоит из трёх основных частей.
Первая часть посвящена рассмотрению муниципального образования, его общих характеристик и особенностей. В ней представлены виды муниципальных образований, раскрыты сферы жизни муниципального образования, а также рассказывается о городе как о муниципальном образовании. В целом в этой части говорится о теоретических основах изучения муниципальных образований.
Вторая часть описывает особенности управления муниципальным образованием. В ней рассматривается социально-экономическая система развития муниципальных образований, правовая основа местного самоуправления в России, органы управления муниципальным образованием.
В третьей части работы рассмотрены система и особенности управления МО Архангельск – статус и границы образования, полномочия и структура органов местного самоуправления, а также проведен сравнительный анализ с особенностями управления муниципальным образованием Северодвинск.
При составлении работы были использованы такие методы как метод анализа документов и теоретический метод.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОНЯТИЕ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное образование – это населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения [3].
Учредительным актом муниципального образования является устав, составленный и принятый представительным органом МО или населением во время референдума. Основой финансово-экономической базы муниципального образования является собственность МО и местные финансы.
Муниципальная собственность включает в себя:
- Средства местного бюджета;
- Имущество земли;
- Муниципальные предприятия, организации и банки;
- Муниципальный жилищный фонд;
- Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Все управленческие решения, принятые органами местного самоуправления, а также путем волеизъявления граждан, подлежат исполнению всеми субъектами, расположенными на территории МО, а также местными гражданами [6].
Различают четыре вида управления муниципальными образованиями:
1) Управление производством;
2) Экономическое управление;
3) Социально-политическое управление;
4) Управление духовной сферой жизни территории.
Правовое регулирование МО регулируется уставом, отражающим территориальную структуру МО, его состав и границы. Также устав муниципального образования отражает следующие пункты:
- Закрепление статуса, срока и порядка прекращения полномочий депутатов и прочих должностных лиц местного самоуправления;
- Организационную структуру местного самоуправления;
- Закрепление формы и порядка участия граждан в системе местного самоуправления посредством референдумов, выборов, собраний и т.п.;
- Другие положения об организации деятельности местной власти.
В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.
Правовое регулирование является залогом эффективности системы управления МО. В настоящее время правовое регулирование основано на предоставлении органам власти самостоятельности с учетом возложенных на них обязательств [8].
Основные полномочия органов местной власти муниципального образования закрепляются уставом и представляют из себя:
- Юридические действия по заключению договоров и контрактов, приобретению и отчуждению имущества, выступлению в суде;
- Распоряжение муниципальным имуществом;
- Управление муниципальными предприятиями и организациями;
- Закрепление местных налогов и сборов, а также распоряжение финансами;
- Принятие местных постановлений и распоряжений;
- Государственные полномочия по охране окружающей среды, здравоохранению, социальному обеспечению, культуре и др.
Границы муниципального образования проводятся, исходя из исторических источников под контролем населения и местных органов управления.
Порядок создания муниципальных образований, установление их границ и другие процедуры определяются законом субъектов РФ. Основной экономической функцией самоуправления является обеспечение на местном уровне нормального хода воспроизводственных процессов – воспроизводства населения и трудовых ресурсов, окружающей среды, общественного продукта, территориальной организации хозяйства и населения.
Юридические признаки обретения МО статуса органа местного самоуправления:
- Управление муниципальной собственностью;
- Утверждение и исполнение местного бюджета;
- Установление местных налогов и сборов;
- Учреждение муниципальных предприятий;
- Наличие выборных органов власти.
Мотивирующие признаки получения статуса муниципального образования:
- Экономическая автономия территории;
- Внутритерриториальная система общественного разделения труда;
- Активная роль населения в вопросах местного самоуправления;
- Заинтересованность региональной власти в экономически устойчивых и активных территориальных поселениях.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Классификацию муниципальных образований можно провести по различным признакам:
- Численности населения;
- Нормативно-правовому статусу;
- Функциональному критерию;
- Характеру застройки;
- Степени урбанизации и др.
По нормативно-правовому статусу муниципальные образования подразделяются на муниципальные районы и городские округа [15].
Муниципальный район – это несколько поселений, объединенных одним органом самоуправления.
Городской округ – это поселение, не входящее в муниципальный район, регулируемое отдельным органом самоуправления.
По типу поселения муниципальные образования разделяют на городские и сельские. Различие состоит в том, что городское поселение включает в себя один город или поселок, в то время, как сельское поселение может состоять из нескольких сельских населенных пунктов.
Экономический потенциал развития МО оценивается за счет функционального критерия. Исходя из данной оценки, многофункциональные муниципальные образования имеют следующие особенности:
- Концентрация различных видов производств;
- Размещение важнейших коммуникационных узлов;
- Развитая банковская и финансовая структура;
- Размещение на территории одного или двух крупных предприятий [5].
Муниципальные образования различаются на муниципалитеты – доноры и муниципалитеты – реципиенты. К муниципальным образованиям донорам относятся муниципалитеты, в которых уровень собственной бюджетной обеспеченности превышает средний уровень по субъекту Федерации. В муниципальных образованиях – реципиентах уровень собственной бюджетной обеспеченности жителя меньше среднего уровня обеспеченности субъекта Федерации.
Городские и сельские поселения, в зависимости от их численности, делятся на:
- Сверхкрупные города (выше 3 миллионов человек);
- Крупнейшие города (от 1 до 3 миллионов человек);
- Крупные города (от 250 тысяч до 1 миллиона человек);
- Большие города (от 100 до 250 тысяч человек);
- Средние города (от 50 до 100 тысяч человек);
- Малые города и поселки (до 50 тысяч человек);
- Крупные сельские поселения (свыше 5 тысяч человек);
- Большие сельские поселения (от 1 до 5 тысяч человек);
- Средние сельские поселения (от 200 человек до 1 тысячи человек);
- Малые сельские поселения (менее 200 человек).
Основные различия между городскими и сельскими поселениями представлены в Таблице 1 [9].
Таблица 1. Основные различия между городскими и сельскими поселениями
№ п/п |
Сельское поселение |
Городское поселение |
1. |
Правовой статус сельского поселения |
Правовой статус городского поселения или городского округа. |
2. |
Преобладание сельскохозяйственных видов занятости |
Городские виды занятости. |
3. |
Характер застройки: малоэтажная, индивидуальные или блокированные дома, возможны фермы, недалеко удаленные от жилой застройки. |
Характер застройки: плотная, высотная, многоквартирные дома, производственные зоны. |
4. |
Инженерная инфраструктура полностью или частично децентрализована и поддерживается самими жителями |
Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами |
5. |
Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ жителей. |
Место работы, ограничивающее трудовую деятельность. |
6. |
Транспортные передвижения на короткие расстояния, временные затраты на которые незначительны. |
Транспортные передвижения на значительные расстояния, требующие значительных временных затрат. |
Характер застройки муниципальных образований формируется в зависимости от функциональной структуры населенного пункта. На одной территории могут формироваться следующие зоны:
- Селитебные;
- Промышленные;
- Рекреационные;
- Зона сосредоточения органов власти, учреждений культуры.
Таким образом, территориальная зона – это оконтуренная замкнутыми линиями части территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством и иным законодательством Российской Федерации и её субъектов, а также установлены градостроительные регламенты [7].
2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Г. АРХАНГЕЛЬСК»
2.1. СТАТУС И ГРАНИЦЫ МО «Г. АРХАНГЕЛЬСК»
Муниципальное образование «Город Архангельск» в соответствии с областным законом имеет статус городского округа и входит в состав Архангельской области.
Административным центром муниципального образования «Город Архангельск» является город Архангельск, который основан по Указу Ивана Грозного в 1584 году и в соответствии с Уставом Архангельской области имеет статус административного центра Архангельской области.
В 2009 году за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Архангельску присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
Округ находится на севере Архангельской области, в дельте реки Северная Двина в 30—35 км от места её впадения в Белое море. Округ со всех сторон окружён территорией другого муниципального образования области — Приморского муниципального района.
Территория муниципального образования «Город Архангельск» составляет 29 442 га (294,42 км²).
Территория муниципального образования «Город Архангельск» состоит из территории города Архангельска и территорий поселков, не являющихся муниципальными образованиями: Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск, Талажский авиагородок.
Решением Архангельской городской Думы от 23 сентября 2015 года № 257, было дано согласие на объединение населённых пунктов: посёлок Боры, посёлок Лесная речка, посёлок Новый Турдеевск, посёлок Турдеевск, посёлок Талажский авиагородок, входящих в состав муниципального образования «Город Архангельск», с населённым пунктом город Архангельск.