Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Проблема профессионального стресса в управленческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Проблема профессионального стресса в управленческой деятельности

2.1 Стресс в деятельности современного руководителя

В настоящее время деятельность руководителей связана с интенсивными нагрузками, большими объемами информации, высокой профессиональной, социальной и экономической ответственностью за результаты труда. Технический прогресс, а с ним и существенное изменение содержания и оплаты условий профессионального труда, сопровождается возрастанием роли руководителя в достижении высокой эффективности деятельности. Динамичность содержания решаемых профессиональных задач, интенсивность инновационных процессов и мобильность трудовых ресурсов, повышенные требования к обеспечению безопасности труда – все перечисленные факторы определяют специфику современной профессиональной жизни руководителя.

Как показывают исследования, длительное переживание напряженных эмоциональных состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным нарушениям: профессиональным и личностным деформациям, десоциализации, психосоматическим заболеваниям [3].

В связи с эти остро встает вопрос о своевременной профилактике стресса, которая должна основываться на диагностике его ранних проявлений, а также на выявлении индивидуальной предрасположенности конкретной личности к развитию стресса.

Анализ причин стресса у современных руководителей позволяет выделить основные стрессоры управленческой деятельности: информационная нагрузка, информационная неопределенность, фактор ответственности, дефицит времени, межличностные конфликты.

Фактор информационной нагрузки является одним из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности, так как руководителю приходится иметь дело с огромным количеством информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна и противоречива. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.


Информационная неопределенность проявляется в информационной нагрузке – ее избыточность постоянно сочетается с недостаточностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой – нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто не достает. В результате руководитель вынужден действовать в условиях неопределенности. Последнее является сильным стрессогенным фактором [7].

Фактор ответственности – решающий и основной для управленческой деятельности. Это не только ответственность за результаты и собственные действия, но и ответственность за других. Поэтому феномен ответственности становится многомерным, включает в себя различные компоненты.

Фактор дефицита времени состоит в хронической нехватке времени. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель.

Межличностные конфликты являются сильным источником появления стрессовых состояний, так как сопровождаются яркими негативными эмоциональными проявлениями: раздражительностью, агрессией, обидой. Руководитель во многих случаях выступает посредником в разрешении конфликтных ситуаций, что требует от него включенности в напряженный процесс взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод, что многообразие задач и функций управленческой деятельности является одним из сильных источников высокой напряженности и стресса. Все вышеперечисленные факторы являются потенциальными стрессорами, реакции на которые индивидуальны.

2.2 Профилактика профессионального стресса

Для организации профилактических мероприятий необходимо, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и моделей поведения персонала, например, степени устойчивости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а также морально-психологическому климату в коллективе.

На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные сотрудники, чьё состояние требует первостепенного вмешательства. Одновременно определяются основные проблемные зоны и стресс-факторы, которые необходимо корректировать (например, изменить график труда и пр.), разрабатываются программы мероприятий по профилактике профессионального стресса.


Способы профилактики:

Рассмотрим наиболее распространенные способы работы с профессиональным стрессом в российских организациях.

Информирование работников.

Сообщение персоналу о признаках профессионального стресса и факторах риска - один из способов его профилактики. Например, в корпоративной газете или на информационном стенде можно создать раздел «Здоровье», в котором регулярно печатать статьи об этом явлении и способах борьбы с ним. А для работников «группы риска» можно проводить информационные лекции и семинары. «Кто предупрежден, тот вооружен» - чем раньше и больше работник узнает, тем вероятнее он сможет избежать или снизить выраженность стрессового состояния.

Тренинги для персонала.

Программа специального тренинга для персонала разрабатывается с учетом результатов диагностики. Но, как правило, центральной темой его становится не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них.

Довольно часто составляющей таких тренингов становится обучение тайм-менеджменту - управлению временем - как своим, так и подчиненных. Его правильное распределение помогает избежать стресса, связанного с излишней или недостаточной загруженностью.

Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвящена стрессовым ситуациям, возникающим в ходе групповой деятельности. «Мозговой штурм», совещания, переговоры - все это неизбежно связано с нервным напряжением, хотя и представляет собой крайне важную и очень эффективную часть работы в компании.

Тренинги для руководителей.

Тренинги для управленцев проводятся индивидуально, т.к. выкроить время для групповых занятий - серьезная проблема. Персональные же обычно проходят в кабинете руководителя 1-2 раза в неделю (по 15-20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. Все усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях.

Индивидуальные тренинги (коучинг) для владельцев компаний и топ-менеджеров проводят, как правило, приглашенные специалисты.

Корректировка микроклимата в коллективе.

Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.

Пример из одной компании.

В фирме, работающей в сфере недвижимости, участились жалобы клиентов на грубое обслуживание со стороны сотрудников Call-центра. Чтобы снизить количество претензий, руководитель отдела установил систему контроля телефонных переговоров и ввел штрафы, но эти меры положительного результата не принесли. Более того, помимо роста жалоб клиентов, резко снизилась производительность труда и увеличилась текучесть кадров. Начальник отдела считал, что основная проблема заключается в низкой квалификации диспетчеров на телефоне, и изменить сложившуюся ситуацию можно с помощью «Тренинга телефонного общения» для работников Call-центра.


В результате проведенных HR-мероприятий была выявлена основная проблема - высокий уровень эмоционального напряжения у 90% сотрудников. Более того, было установлено, что у многих диспетчеров после общения со «сложными» клиентами возникали такие отрицательные эмоции, как раздражение, отчаяние, страх. Учитывая полученные результаты, была разработана программа коррекции этого состояния. «Тренинг телефонного общения», который проводился уже не раз, был не актуален. Основной задачей стало повысить у диспетчеров устойчивость к стрессу, научить их справляться с негативными эмоциями, раздражением и агрессией.

Были разработаны и проведены тренинги, направленные на обучение диспетчеров методам работы с трудными клиентами и способам психологической саморегуляции.

В рабочем помещении Call-центра был немного изменен дизайн: строгий офисный стиль был «разбавлен» элементами домашнего уюта - живыми декоративными цветами и картинами с пейзажами. Это дает возможность людям слегка «переключаться».

Одним из пожеланий самих диспетчеров было установить в кабинете «что-нибудь, позволяющее разгрузиться не только психологически, но и физически». Решить такую задачу было нелегко, учитывая множество ограничений, в том числе и маленькую площадь помещения. Тем не менее, в Call-центре выделили небольшой уголок за перегородкой, поставили велотренажер и повесили дартс, воспользоваться которыми может каждый сотрудник, но не более 20 минут в день. Результат не заставил себя ждать: «Уголок физической разгрузки» оказался самым эффективным решением.

В качестве профилактики очень эффективны тренинги командообразования, можно провести сессию занятий по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту. Помогут и корпоративные выезды на природу, общие спортивные мероприятия, дни здоровья и т.п. Удобная форма психогигиенической и стресс-профилактической работы на предприятии - создание комнат психологической разгрузки, где люди могут отдохнуть и настроиться на позитивный лад. Если в службе персонала есть психологи, то можно организовать «горячую линию» и индивидуальные «разгрузочные» консультации для работников «группы риска».

Кадровый отдел может иметь в своем арсенале довольно большой список способов работы с профессиональным стрессом, и их выбор обусловлен спецификой и возможностями предприятия. Но даже при отсутствии финансовых, человеческих или временных ресурсов каждый менеджер по персоналу может проводить работу по профилактике профессионального стресса. Главное – активно общаться с коллегами, оценивать их внутреннее состояние и быть способным влиять на него.


Глава 3 Экспериментальное исследование профессионального стресса в управленческой деятельности

Эмпирическое исследование проявления стресса было проведено на базе организации «Любанский районный исполнительный комитет» в 2018 году. В качестве испытуемых выступили руководители структурных подразделений в количестве 34 человека, в возрасте от 28 до 55 лет. В качестве диагностического инструментария была использована методика «Стресс и его разновидности».

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что у 13% государственных служащих (4 человека) отсутствует в данный период стрессовое напряжение. Умеренный уровень стресса зафиксирован у 40% испытуемых (12 человек), что свидетельствует об определенном уровне стрессового напряжения, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени и способов психологической защиты от стресса. У большинства сотрудников этой группы проявлялись интеллектуальные признаки стресса: трудность концентрации; ухудшение памяти; повышенная отвлекаемость; трудность принятия решения; пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого; нарушение логики; импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения.

У 21% руководителей (10 человек) выявлен повышенный уровень напряжения, что выражалось в поведенческих и эмоциональных признаках стресса. Поведенческие признаки стресса проявлялись в хронической нехватке времени; возрастании ошибок при выполнении привычных действий; увеличении конфликтных ситуаций; низкой продуктивности деятельности. Эмоциональные признаки стресса были зафиксированы следующие: беспокойство, повышенная тревожность; снижение самооценки; чувство одиночества; подозрительность; мрачное настроение; депрессия; раздражительность.

В состоянии сильного стресса находится 26% руководителей (8 государственных служащих). Это свидетельствует о стадии истощения, при которой организм близок к пределу возможностей адаптации и сопротивлению стресса. Кроме интеллектуальных, поведенческих и эмоциональных признаков стресса, практически у всех испытуемых проявляются физиологические симптомы (повышение и понижение давления; нарушение свободы дыхания; ощущение напряжения в мышцах; повышенная утомляемость).