Файл: Управление поведением в конфликтных ситуация (Теоретические аспекты управления поведением в конфликтных ситуациях)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) если в команде есть неформальный авторитетный, уважаемый лидер, который должен быть формальным лидером, и «сверху», вопреки мнению команды, назначается другое лицо;

в) если стиль и методы управления нового лидера резко отличаются от методов работы предыдущего лидера.

Конфликт может возникнуть между отдельным лицом и группой, если этот человек занимает позицию, отличную от позиции группы. Как вы знаете, неформальные группы осуществляют контроль за поведением своих членов и требуют от них соблюдения правил и правил, принятых в группе, нарушение этих правил может привести к конфликту,

Межгрупповой конфликт может оказать очень пагубное влияние на деятельность организации, нанеся большой ущерб компании, поскольку в этом конфликте участвуют представители структурных подразделений, отделов, руководители разных уровней, творческие группы. Эти воюющие группы могут иметь значительное количество людей, и деятельность организации в результате конфликта может быть парализована [12, с. 105].

Ярким примером межгруппового конфликта является конфликт между профсоюзом и администрацией.

Все конфликты имеют несколько причин, главными из которых являются ограниченные ресурсы, которые необходимо разделить, различия в целях, ценностях, восприятии, различия в уровне образования, поведение участников в организации и т. д.

Вопрос о причинах конфликта является одним из наиболее важных и сложных, потому что вторичные проблемы часто связаны с основной причиной конфликта, и решить проблему нелегко.

Нужно всегда искать подлинные, первопричины и не путать их с внешней причиной конфликта. Положительное разрешение конфликта предполагает выяснение того, что ищут участники конфликта.

Основные типы внутриличностных конфликтов: мотивационные, моральные, конфликты неудовлетворенных желаний, роль, адаптация и конфликт неадекватной самооценки[12, с. 105].

Из них наиболее распространенной формой конфликта ролей является ситуация, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования о том, каким должен быть результат его работы, или, например, когда производственные требования не соответствуют личным потребностям и ценностям.

Менеджеры не должны считать причину конфликта простой разницей в характере. Конечно, это различие может вызвать конфликт в конкретном случае, но это только один из факторов, который может вызвать конфликт.

Конфликты дезорганизуют работу команды, серьезно влияют на психологическое состояние людей, конфликтующие люди начинают меньше думать о бизнесе, а больше о борьбе друг с другом.


В зависимости от характера конфликтной ситуации, стратегии поведения, выбранной участниками конфликта, и методов урегулирования, конфликт в организации может иметь как негативные, так и позитивные последствия.

К негативным последствиям относятся следующие[7]:

1. Усиление напряженности в отношениях между противниками, рост враждебности, ухудшение социального благополучия.

2. Ограничение взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

3. Сокращение деловых контактов, несмотря на функциональную необходимость, окончательную формализацию общения, рост группового и индивидуального эгоизма.

4. Снижение мотивации к работе из-за негативного настроения и неуверенности в позитивном решении проблем; снижение производительности труда и текучести кадров.

5. Отвлечение от работы, потеря времени и денег на управление конфликтом и ликвидация его последствий.

6. Бессмысленная трата сил и энергии на конфронтацию; субъективные переживания и стрессы.

Чрезмерное обострение конфликтных разногласий и длительное противостояние сторон могут привести организацию к общему кризису и краху.

Позитивные последствия конфликта включают в себя следующее[7]:

1. Адаптация и социализация членов организации.

2. Снятие внутреннего напряжения и стабилизация ситуации.

3. Выявление и закрепление нового расстановки сил в организации.

4. Выявление скрытых недостатков и просчетов.

5. Радикальное решение зрелых организационных и технологических проблем, поиск инновационных решений.

6. Активация информационных процессов.

7. Групповая сплоченность для решения общих проблем, рост самосознания, самооценки и ответственности за решаемые проблемы.

Даже беглый взгляд на перечисленные выше позитивные и негативные последствия конфликта позволяет сделать вывод, что одни и те же типы конфликтов в зависимости от их развития и разрешения дают диаметрально противоположные результаты.

2. Поведение в конфликтных ситуациях

2.1. Модели поведения в конфликтных ситуациях

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия. Выделяются три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации [5, с. 75]:


1. Конструктивная. Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

2. Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

3. Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими характеристиками субъектов конфликтного взаимодействия.

Желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует его. Иначе говоря, данная модель по сути является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта [5, с. 76].

Сам стиль поведения в конфликте определяется:

- Во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании;

- Во-вторых, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп – индивидуальные или совместные.

Были выделены следующие пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение, противоборство, уступчивость, сотрудничество, компромисс.

Выделяют пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях [8, с. 102]:

1. Приспособление (изменений своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами).

2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).

3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу).


4. Игнорирование, уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя её причин).

5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Таким образом, в любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т.д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уклонение, конфронтация, компромисс, приспособление или сотрудничество). Как правило, достижение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии сопряжено с мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

2.2. Управление конфликтами в организации

Управление конфликтом - это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и выполнить действия по ее решению. Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет такие разные стадии: восприятие конфликта и первичная оценка ситуации; исследования конфликта и поиск его причин; поиск путей решения конфликта; осуществление организационных мероприятий[1, с. 156].

Необходимо учитывать, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, поскольку могут возникать: псевдоконфликты (реально несуществующие конфликты) переоценка или недооценка значимости конфликта; неприятие или игнорирование существующего конфликта.

Исследование конфликта и поиск его причин - следующая важная стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предусматривает[1, с. 158]:

- выявление сути противоречия, установление причины, часто маскируется участниками конфликта; анализ так называемых «болевых точек» в организации и своевременное проведение работы по их устранению;

- выяснение интересов и целей участников, их позиций. В то же время важно выделить особенности личностных качеств, связанных с утверждением личных притязаний, и цели социального взаимодействия, связанные с решением коллективных задач и выполнением обязанностей;


- оценка возможных результатов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;

- поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов сторон конфликта.

Поиск путей решения конфликта предусматривает[17, с. 35]:

- полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;

- достижение компромисса - частичное удовлетворение притязаний обеих сторон, взаимные уступки (такой результат вызывает взаимный выигрыш);

- разрешение конфликта на деловой основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности претензий, предъявляемых участниками конфликта;

- механическое прекращение конфликта (расформирование одного из подразделений, увольнение одного из участников конфликта по организации, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другие организации или подразделения этой организации). Такой результат неизбежен, когда преодолеть конфликт другими способами невозможно. При решении конфликта важно не допускать экстремальных ситуаций.

Процесс управления конфликтом в организации предполагает его предупреждения, стимулирования, урегулирования или решения.

Предупреждение конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах нежелательного конфликта проводят активную деятельность по нейтрализации действия всего комплекса факторов, его детерминирующих. Это вынужденная форма предупреждения конфликта.

Однако конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В этом случае управление конфликтом является составляющей общего процесса управления в этой системе. Основными путями предупреждения конфликтов в организациях могут быть[17, с. 36]:

1) постоянная забота об удовлетворении потребностей и запросов сотрудников;

2) подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

3) соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и лица;

4) воспитание сотрудников, формирование у них высокой педагогической, психологической культуры общения.

Стимулирование конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Средства стимулирования конфликтов могут быть разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре; критика ситуации, возникшей на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и так далее. Но во время стимулирования того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им.