Файл: Теоретические аспекты распределения и использования прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях хозяйствования получение высоких финансовых результатов, важнейшим из которых выступает прибыль, является залогом успешного развития любого предприятия. Данное обстоятельство обусловлено тем, что прибыль является важнейшим показателем, характеризующим экономическую эффективность деятельности предприятия, т.к. она способствует повышению рыночной стоимости имущества последнего, его финансовой устойчивости, надежности и независимости, экономического потенциала и инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности, а также снижению возможных рисков возникновения кризисных ситуаций.

В этой связи, для устранения негативных факторов и усиления своих рыночных позиций каждому предприятию необходимо изыскивать возможности получения максимальной прибыли, осуществлять оптимальное ее распределение и использование, с учетом стратегических и оперативных целей функционирования, особенностей отрасли хозяйствования и факторов, возникающих на рынке в определенный момент времени. Именно поэтому тема данного исследования является актуальной.

Формирование, распределение и использование прибыли относятся к внутренней деятельности предприятия, однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, включая систему налогообложения. При этом, предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления.

Процессы формирования, распределения и использования прибыли требуют постоянного совершенствования методов управления со стороны руководства предприятия. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли, ее распределения и использования предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения такого управления, владение основных механизмов формирования прибыли, принципов ее распределения. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода является одновременно процессом обеспечения эффективных условий ее формирования в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

С целью эффективного управления прибылью важным является значение видов прибыли и факторов, влияющих на каждый из них. Виды прибыли отражают разные уровни регулирования процессов ее формирования, распределения и использования. С позиции предпринимателя, предприятие должно обеспечивать приемлемую прибыль как плату за вложенный капитал, риски и предпринимательские способности, а с позиции самого предприятия как социально-экономической системы, прибыль является финансовым результатом использования средств, полученных из разных источников и главным видом финансовых ресурсов многоцелевого назначения. Это определяет в процессе распределения прибыли необходимость гармоничного сочетания интересов собственников предприятия в возможности приемлемого для них дохода и интереса самого предприятия в возможности обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития коллектива.


Итак, прибыль оказывает решающее воздействие на стимулирование предприятия, повышение его экономической активности, финансирование расширенного воспроизводства, решение социально-экономических проблем. От эффективного управления прибылью, включающего рациональность формирования, распределения и использования последней зависит оптимальность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования предприятия.

Теоретические разработки в области исследования процессов формирования и распределения прибыли, а также ее регулирования и управления нашли отражение в работах отечественных и зарубежных экономистов и научных экспертов, среди которых выделяются: Баканов М.И., Бархгольц С.Б., Бланк И.А., Градов А.П., Ковалев В.В., Радионова В.М., Сайфуллин Р.С., Селезнева А.З., Шеремет А.Д., Э.Деминг, Дж.Джуран, К.Ишикава, П.Пратт, Н.Ордуэй, и др.

Цель данного исследования состоит в рассмотрении порядка распределения и использования прибыли как источника экономического роста предприятий.

Поставленная цель позволила определить следующие задачи данного исследования:

- рассмотреть теоретические аспекты распределения и использования прибыли

-рассмотреть порядок распределения и использования прибыли на примере предприятия.

Методологическими инструментами данного исследования являются: структурно-динамический, финансово-аналитический и факторный анализ, графический метод, метод принятия решений по повышению эффективности формирования и использования прибыли на основе проведенной оценки, методы составления планов и прогнозов, методы проведения экономического обоснования.

1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли

1.1 Прибыль как экономическая категория, ее состав и структура

В рыночных условиях прибыль является определяющим показателем и основной целью деятельности предприятия любой сферы хозяйствования. Прибыль, полученная в процессе операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, является основным источником прироста собственного капитала (чистых активов), который, в свою очередь, характеризует финансовые результаты деятельности предприятия. Стремление предприятия получить максимально возможную прибыль связано с необходимостью нести полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности.


Прибыль представляет собой часть добавленной стоимости, которую непосредственно получает предприятие после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно прибыль определяется разностью между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода [29, с. 275].

Из данного определения прибыли следует, что в основе ее форми­рования лежит совокупный доход предприятия. Объем реализации в этом случае выступает как обязательное условие, без которого не может быть получен доход и, как следствие, прибыль. Основным видом дохода предприятия является доход от реализации товаров (работ, услуг), источником получения которого служат надбавки, выступающие как разница между продажной и покупной ценой. Именно за счет надбавок формируется основной вид дохода предприятия - валовой доход от реализации товаров (работ, услуг).

Валовой доход может быть выражен как суммарным значением, так и относительными показателями - уровнем валового дохода и средним уровнем надбавок. Уровень валового дохода характеризует величину дохода, получае­мого предприятием с единицы объема реализации. При этом он измеряет доходность не только в относительном выражении, но и дает ко­личественную оценку доли предприятия в розничной цене: чем выше уровень дохода, тем выше эта доля, тем больше разница между ценой продажи и ценой покупки товара (работы, услуги).

Помимо валового дохода от реализации формируется и другие виды доходов, такие как: доходы от реализации имущества, ценных бумаг и имущественных прав, прочие доходы, которые, в свою очередь, представляют собой совокупные доходы предприятия.

В процессе хозяйственной деятельности предприятие получает не только доходы, но и вкладывает определенные затраты. Если сумма сово­купного дохода превышает совокупные затраты, то предприятие получает прибыль. Количественно прибыль является частью совокупного дохода предприятия, оставшейся после возмещения совокупных затрат [22, с. 86].

Экономическая сущность прибыли раскрывается через выполняемые ею функции, к числу которых относятся:

Прибыль - главная цель предпринимательской деятельности и фактор материального стимулирования работников и их социальной под­держки;

Прибыль - мера эффективности хозяйственной деятельности предприятия;


Прибыль - источник финансовых ресурсов для развития предприятия, основной защитный механизм от угрозы банкротства;

Прибыль - фактор повышения доходов собственников и инвестиционной привлекательности предприятия;

Прибыль - источник формирования федерального и местного бюджетов и база для экономического развития государства и отдельных ре­гионов.

Первая функция прибыли вытекает из самого определения коммер­ческого предприятия, которое осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли [33, с. 121]. В достижении максимальной прибыли за­интересовано не только само предприятие и его собственники, но и наемные работники, получающие за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, дополнительный доход в виде материальной и социальной помощи, разовых премий, подарков, компенсации стоимости проезда, питания, дополнительных отпусков и т. д.

Вторая функция связана с определением экономической эффектив­ности, характеризующей качество хозяйствования через соотношение полученных результатов с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его затраты обеспечивают больший эффект или если данный результат получен с меньшими затратами.

В соответствии с третьей функцией прибыль выступает как источник ресурсов для развития предприятия. Направления использования чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его собственниками в учредительных документах либо на ежегодных собраниях при утверждении результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Прежде всего, она может быть направлена на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования и других видов имущества. Тем самым, увеличивается собственный капитал и его вложение в имущество предприятия. Предприятие становится в большей степени финансово независимым и защищенным от угрозы банкротства.

Согласно четвертой функции, повышение доходов собственников и их имущественного положения за счет прибыли происходит как в форме реальных выплат дивидендов и доходов на акции, паи, доли, так и путем увеличения стоимости имущества предприятия, сформированного за счет собственного капитала.

И, наконец, немаловажная функция прибыли - использование ее в ка­честве источника формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Характеризуя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право предприятиям самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Учетная политика открывает большой простор для выбора методологических прие­мов, способных радикально менять финансовые результаты и финансовое состояние предприятия [37, с. 64].


Таким образом, прибыль является основной целью и результативным показателем предпринимательской деятельности, что определяет прибыль как одну из важнейших экономических категорий рыночной экономики. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому ее объему, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производственно-хозяйственной деятельности.

Прибыль классифицируется по различным признакам и выполняет ряд функций, раскрывающих ее сущность.

Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Прибыль выступает показателем эффективности, финансовым результатом любой предпринимательской деятельности, главным показателем оценки деятельности предприятий на базе показателей рентабельности, в виде отношения прибыли к выручке, себестоимости, активам или собственным средствам. Она является главным источником собственных средств любого предприятия как для текущей деятельности, так и для развития производства и других нужд. В связи с данным обстоятельством, за счет прибыли решается проблема увеличения рыночной стоимости имущества предприятия, а также укрепляется его финансовое положение, снижается риск банкротства и т.п.

1.2 Особенности формирования и распределения прибыли

Прибыль предприятия слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия, а также прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли.

Прибыль от реализации представляет собой разность между валовым доходом и издержками обращения. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации и прочих доходов за вычетом прочих расходов. Процесс формирования прибыли завершается определением чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая представляет собой разность между валовой прибылью и налогом на прибыль.