Файл: Процедура банкротства (Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

На современном этапе развития рыночных отношений, институт несостоятельности является одним из самых реальных рыночных механизмов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Юридическая наука также исходит из понимания того, что несостоятельность является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Экономика и предпринимательская деятельность не могут эффективно функционировать при отсутствии законодательства, охраняющего экономический оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер. Чьим интересам должно отвечать законодательство о несостоятельности кредиторов или должника, является предметом дискуссий на протяжении длительного времени. Реабилитационный или ликвидационный характер законодательства о банкротстве существенно различается применительно к законодательству разных стран мира. Различия института несостоятельности (банкротства) настолько значительны, что это позволило сделать вывод о существовании нескольких систем законодательства о несостоятельности, а именно: радикально прокредиторское, умеренно прокредиторское, нейтральное, умеренно прокредиторское, радикально прокредиторское. Так, радикально прокредиторское законодательство ставит задачу удовлетворения требований кредитора как основную, при этом интересы остальных участников процесса не являются приоритетными (Англия, Ирландия, Израиль, Пакистан и др.). Умеренно прокредиторское законодательство отличается от первого типа тем, что кроме интересов кредиторов в большей мере учитывает интересы и других участников процесса (Германия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша). Нейтральное законодательство ставит задачу учесть интересы и должника, и кредиторов; представляет собой правовую систему «золотой середины» (Дания, Италия, Чехия, Словакия, США). Умеренно прокредитовское законодательство преимущественно защищает интересы должника; государство старается создать для них все необходимые условия для освобождения от долгов (Испания, Португалия, Греция). В наибольшей степени интересы должников защищаются радикально прокредитовской системой (Франция). Нормативные правовые акты, посредством которых осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) должника, составляют в совокупности систему законодательства, которую целесообразно именовать законодательством о несостоятельности (банкротстве).


Также, процедура банкротства является необходимым элементом в государственном регулировании, в котором дела о банкротстве рассматриваются в исключительной подсудности Арбитражными судами, созданные на уровне субъекта.

До недавнего времени исключительным банкротством являлось только признание таковым юридических лиц, но законодатель не стоит на месте и входе развития общественных отношения данная процедура понадобилась также и для физических лиц, на которых также распространяются и введены правовые последствия, установленные нынешним законодательством.

Ввиду сказанного можно сделать вывод, что данная процедура оправдывает себя в современной рыночной экономике о чем я и хотел бы рассказать в своей курсовой работе, а также отразить основные моменты и правовые позиции.

1.Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства).

Настоящее действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) является одной из сложных систем правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ. Эти положения можно разделить на три группы: 1) нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25)[1]и юридических лиц (ст. 65)[2]; 2) нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве), — ст. 56, 105 [3](о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия за доведение должника до банкротства) и др.; 3) нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т. д.). Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Закон о банкротстве. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановления Правительства РФ, Верховного Суда РФ и др.


Согласно положениям Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2)[4]. В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, что лежит в основании несостоятельности должника, иными словами, каковы критерии несостоятельности (банкротства). В соответствии с положениями действующего Закона о банкротстве должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; в отношении граждан применяется достаточно сложная критериальная система, основывающаяся на соотношении критериев неплатежеспособности гражданина и неоплатности гражданина. В результате правовую конструкцию несостоятельности гражданина следует применять вариативно, в зависимости от различных обстоятельств, а именно: во-первых, несостоятельность гражданина сводится к его неплатежеспособности в ситуациях, когда гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом; во-вторых, несостоятельность гражданина сводится к альтернативной конструкции его неплатежеспособности и (или) неоплатности в ситуациях, когда гражданин имеет право подать в суд заявление о признании его банкротом. При этом следует учитывать: а) презумпцию неплатежеспособности гражданина: гражданин считается неплатежеспособным, если не докажет обратного[5]; б) правовую конструкцию исключения неплатежеспособности гражданина, согласно которой должник не может быть признан неплатежеспособным, если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от его деятельности и погашения задолженности перед ним, он в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил[6]. Механизм банкротства граждан был введен в Российской Федерации с 1 октября 2015 г[7]. В современной России не был накоплен опыт реализации института потребительского банкротства, отсутствовала и практика его правоприменения, а также практика выявления влияния указанного правового института на правовую, социальную и экономическую сферы. Именно поэтому в настоящий момент возникает потребность в теоретическом изучении экономико-правовых последствий применения указанного института. Заметим, что многие ученые уже высказывались о необходимости регулирования отношений несостоятельности (банкротства) с участием граждан[8].


В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков необходимых для несостоятельности. Необходимо отметить, что Закон в качестве одного из признаков, который является и самым на мой взгляд основным банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тыс. руб., а к должнику-гражданину — не менее 500 тыс. руб.[9] При определении наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам, т. е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов. Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства. Предметной особенностью денежного обязательства является уплата кредитору должником денежной суммы. Основания возникновения денежных обязательств могут быть отнесены либо к договорным, либо к внедоговорным. [10] Следует обратить внимание, что при определении наличия признаков банкротства должника не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.[11] Следует учесть, что в соответствии с положениями Закона о банкротстве ряд платежей может возникнуть после принятия заявления о признании должника банкротом (текущие платежи). Требования кредиторов по таким платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Закон о банкротстве не ограничивается лишь гражданско-правовым обязательством должника, поскольку при определении наличия признаков несостоятельности во внимание принимается и публично-правовая обязанность соответствующего лица, т. е. обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, сборы, страховые и иные взносы и платежи).[12] Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве). Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, например, для определения количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, поскольку данное количество признается пропорциональным сумме требований кредиторов к должнику (ст. 12). При этом состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия судом или арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве. [13]Действующее законодательство расценивает как бесспорный факт установление размера денежного обязательства до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. [14]Однако, если должник по каким-либо причинам оспаривает требования кредиторов, данное обстоятельство не является препятствием для обращения в арбитражный суд. В этом случае обоснованность требований, равно как размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.


2.Субъектный состав отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством).

Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, достаточно широк. К числу таких лиц относятся:

1) должник — гражданин или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

2) конкурсный кредитор;

3) арбитражный управляющий (в зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) — временный, административный, внешний или конкурсный, в отношении гражданина — финансовый управляющий);

4) уполномоченные органы — по требованиям, вытекающим из обязательных платежей;

5) иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ — при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации; [15]

6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.[16]

Правовой статус должника. Исходя из положений нынешнего законодательства в гражданском праве термин «должник» обозначает сторону в гражданско-правовом обязательстве, которая всегда должна совершать определенные действия по требованию кредитора: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму. [17]Данное понятие «должник», которое употребляется в Законе о банкротстве, существенно отличается от традиционно принятого: под должником понимается обязанная сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму в течение срока, установленного Законом. Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны: 1) все юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ; 2) граждане: а) зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; б) не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; в) главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяются должник, конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т. д.). По общему правилу право на обращение в арбитражный суд возникает у заявителя с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.[18]