Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мировой кредитной системы
1.1. Понятие, сущность международного кредита
1.2. Международный кредитный рынок в современных условиях. Характеристика МФКО
Глава 2. Россия в системе мировых финансово-кредитных
2.1. Характеристика взаимоотношений России с другими государствами
2.2. Анализ финансово-кредитных взаимоотношений России с МФКО
Глава 3. Проблемы и перспективы развития России в системе
3.1 Проблемы в развитии международных кредитных отношений России
Особое место в государственном долге занимает задолженность бывшего СССР. В результате распада СССР, Российская Федерация взяла на себя обязательство по погашению задолженности союзных государств – СНГ. Большая часть задолженностей Россией была прощена «братским государствам», что носило как политический, так и экономический характер.
В целом, внешний долг России на начало 2017 года в объеме 513,5 млрд. долл. не является критичным и не сможет привести Российскую экономику к дефолту. При этом, существует и негативный фактор: некоторые компании, имеющие значительную зависимость от иностранного капитала, могут обанкротиться.
С 2005 года Россия полностью погасила внешнюю задолженность перед МВФ, а на фоне применения секторальных санкций, ЕБРР отказался инвестировать будущие российские проекты, тем самым, потенциально снизил свою будущую прибыль, т.к. треть всех банковских операций ЕБРР были связаны с российской экономикой. Еще в 2013 году ЕБРР инвестировало в экономику России 25 млрд. долл. В данных условиях Россия переориентировалась на банки АБИИ и БРИКС, ВЭБ, которые явятся альтернативой в инвестировании российской экономики тем финансово-кредитным институтам, которые стали инструментом внешней политики.
Тем не менее, начиная уже с 2015 года, Россия становится, в большей степени, кредитором, стабильно покрывая свои обязательства перед другими странами и финансово-кредитными институтами. Несмотря на это, существует круг проблем в развитии международных кредитных отношений, а также перспективы России в международном кредитовании, которые представлены ниже.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития России в системе
международных кредитных отношений
3.1 Проблемы в развитии международных кредитных отношений России
В 2016 году в России и других странах продолжается экономический кризис. Кроме того, в мире произошло обострение политических условий, военный конфликт на Ближнем Востоке и Украине – все эти факторы отрицательно сказались на экономике России в результате влияния введенных экономических санкций в отношении России.
Санкции против России закрыли международный рынок для получения кредитов, которые позволяли безболезненно гасить внешний долг государства и займы бизнеса. В такой ситуации для предотвращения повсеместного дефолта необходимо обращать внимание на выплату кредитных обязательств.
По итогам 2016 года внешний долг России составляет 513,5 млрд. долл.
Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. В этом 2017 году выплаты по внешнему долгу России составят 125,3 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно.
В 2017 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).[29]
В данных условиях представляется необходимым разработка инструментов по эффективности инвестиционных и государственных проектов на фоне более экономичного использования средств бюджета с учетом снижения государственных расходов.
К основным проблемам управления государственным долгом в России на современном этапе можно отнести следующие:
- система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;
- принятие дефицитного бюджета влечет за собой увеличение внешних заимствований и ускорение роста государственного внешнего долга;
- механизмы по управлению государственным долгом не дают возможности полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;
- отсутствует законодательное разделение полномочий между ветвями государственных органов власти в области управления государственным долгом;
- не разработана система долгосрочной взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политики с политикой управления государственным долгом, уровнем денежной массы в обращении;
- значительные расходы, связанные с подготовкой и организацией инвестиционных программ;
- недостаточный контроль за ходом реализации проектов, что приводит неэффективности использования заимствованных ресурсов;
- наличие значительной зависимости от валютного курса объема внешних заимствований.
Данные вышеперечисленные факторы требуют внимания органов государственной власти и незамедлительного реагирования на сложившуюся ситуацию. В этих условиях необходимо повысить эффективность управления государственным долгом, проводить регулярный контроль осуществления программ, под которые и были заимствованы средства.
3.2. Перспективы развития отношений России в системе
международного кредитования
На данный момент предпринимаются первые шаги по формированию работающей модели кредиторской государственной нагрузки на базе экономик Японии и США.
Их суть заключается в том, что структура долгов у них формируется за счет внутреннего заимствования. В Японии эта цифра достигает 90%, в США приближается к 70%. Предприниматели России имеют приличный инвестиционный потенциал и сбережения населения, все это на определенных условиях можно направить на развитие российской экономики.
В 2016 году за счет внутреннего рынка определилось привлечение более 621 млрд. руб. от инвесторов и населения по облигациям федерального займа.[30]
По данным на 15 октября 2015 года Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета России, который, как известно, основан на ценовой политике энергоресурсов.
Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.[31]
При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.
Таким образом, существует необходимость дальнейшего снижения внешних заимствований России.
Планы по погашению внешнего государственного на 2017 год:
- 69,574 млрд. долл. в счет основного долга;
- 17,55 млрд. долл. в качестве процентной ставки.[32]
Таким образом, в результате снижения внешнего долга, в 2017 году придется выплатить меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности 2016 года. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2017 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за первое полугодие в 2016 году эта разница составила 74,7 млрд. долл.[33]
Банк России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний России была ограничена).[34]
Существует следующий механизм взятия долгов, который будет более целесообразным и снизит долговую государственную нагрузку:
- многие говорят о том, что США и Япония набрались долгов, но никто не учитывает их оптимальной структуры, ведь наибольший удельный вес составляют внутренние займы. В России желательно выстроить долговую схему по такому же принципу. Российские предприниматели собрали достаточно инвестиций, чтобы вкладывать сбережения в развитие отечественной экономики, как утверждают аналитики;
- задачей государства является направление российского бизнеса в нужное русло в целях создания лучших условий и предоставление инструментов для работы инвестиционного рынка.
Также правительство обсуждает вопрос выхода на рынок внешних заимствований, что случится впервые. Планируется разместить облигационные документы, общая ценность которых исчисляется 3 млрд. долл.
Минфин России в условиях санкций пока не видит возможности для выхода на этот рынок, хотя в бюджете на 2016 год предусмотрена возможность внешних займов в запланированном объеме. В настоящее время Минфин России, как и раньше, сохраняет приоритет по развитию национального долгового рынка и не отказывается от планов выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) для населения объемом до 30 млрд. руб.
В случае невозможности поиска путей формирования внешних заимствований, существует необходимость формирования долгового инструмента для россиян: с учетом возможности приобретать облигации федерального займа не только через профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и за счет разработки инструмента в предоставлении гражданам возможности покупать ОФЗ прямо в банках, тем самым замещая внешнее кредитование внутренними.
Положительным фактором тенденции развития международных кредитных отношений Российской Федерации является постепенное преодоление практики часто неоправданной конфиденциальности информации по данному вопросу. Информация, которая публикуется в российских изданиях и предоставляется международным финансовым организациям, несмотря на недостаточность развития отечественной статистики, помогает дать объективную картину состояния экономики финансов страны.
К числу мер, направленных на стабилизацию объема внешнего кредитования, наиболее эффективными являются следующие:
- финансирование в счет погашения займа экспортными поставками;
- дисконтирование и досрочная выплата кредитного обязательства за счет средств стабилизационного фонда России.
Эти шаги помогают и позволяют выплачивать российский долг, в чем состоит стабильность выхода из долгового кризиса с последующей стабилизацией экономики.
Данные нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2017 год.
В качестве первоочередных мер по решению проблем с управлением внешним долгом также должны быть и следующие:
- совершенствование правовых основ по управлению государственным долгом;
- оптимизация структуры государственного долга;
- использование заимствованных средств наиболее оптимально и эффективно;
- поиск средств для выплаты долга по внешним заимствованиям (возможно на основе рефинансирования текущих задолженностей);
- сохранение величины внешнего государственного долга на уровне безопасном для экономики страны (через механизм реструктуризации, инновации, унификации, конверсии и др.);
- нейтрализация нежелательных последствий государственного долга;
- разработка общей информационной базы, в состав которой входила бы ежедневная информация обо всех операциях с внешним долгом;
- создание единой централизованной системы анализа и управления рисками заимствований, а также стратегического планирования государственного долга.
Эффективное управление государственным долгом – это одна из основ макроэкономической стабильности государства. От него зависит состояние федерального бюджета, золотовалютные резервы страны, темпы инфляции и инвестиционный климат. В современной ситуации на мировом рынке грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики нашей страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение проблем платежей по внешнему долгу страны зависят от восстановления доверия к отечественной денежной единице и создания среды для процесса внутреннего инвестирования. И если вдруг денежная и экономическая стабилизация будут проходить очень активно, то и возникающие сложности с погашением внешних долгов будут преодолены. Но, больше чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, это связано с тем, что именно инвестиции образуют экономическую активность и реальное богатство.