Файл: Теоретические аспекты мировой кредитной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на основании вышесказанного следует сделать следующие выводы.

Международный кредит является источником расширения воспроизводственной деятельности отдельных отраслей экономики государства, который способствует повышению уровня его экономического развития и повышению ВВП. При этом, международный кредит играет двоякую роль в экономике государства, повышая развитие процесса производства и международного разделения труда в государстве, а также путем перераспределения ссудного капитала усиливает диспропорцию общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки реализации.[13]

Международный кредит оказывает положительное влияние на укрепление позиции государства-кредитора на мировом рынке путем укрепления национальной валюты. Объем представленного международного кредита зависит от источника предоставления ссудных средств, от потребности государства в иностранном капитале на условиях соблюдения принципов кредитования (срочность, возвратность, платность).

Также, международный кредит следует охарактеризовать как совокупность кредитных отношений, которые функционируют на международном уровне, непосредственным участником которых являются межнациональные финансово-кредитные институты, правительства соответственных государств, а также отдельные юридические лица и кредитные организации.

1.2. Международный кредитный рынок в современных условиях. Характеристика МФКО

Международный кредитный рынок представляет собой сферу и форму организации движения кредитных ресурсов между государствами. Это часть рынка ссудного капитала по предоставлению среднесрочных и долгосрочных иностранных кредитов.[14]

Международный кредитный рынок представлен международными финансово-кредитными организациями (далее – МФКО). МФКО созданы посредством объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области экономического развития государств.

Одной из главных задач деятельности МФКО является вынесение решений о выдаче межгосударственных кредитов, целью которых является реализация государственных проектов, финансирование бюджетного дефицита. Кроме того, решаются вопросы о финансировании инвестиционной деятельности и кредитовании инвестиционных международных проектов, которые затрагивают интересы нескольких государств.[15]


Эффективность деятельности МФКО в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами государств-участников.

Эффективная деятельность МФКО, в своей основе, предопределяет тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, которые осуществляют страхование и управление рисками по крупным международным проектам.[16]

Структура основных МФКО представлена на рисунке 1.

Международные финансово-кредитные организации (МФКО)

Группа всемирного банка

Международный валютный фонд (МВФ)

Европейский центральный банк (ЕЦБ)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Международная финансовая корпорация (МФК)

Международная ассоциация развития (МАР)

Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (МИГА)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

Новый банк развития (НБР), банк БРИКС

Рис. 1. Структура основных международных финансово-кредитных организаций [17]

Относительно рисунка 1 следует отметить, что крупнейшими МФКО является Группа Всемирного Банка, МВФ, ЕЦБ, ЕБРР, НБР.

Деятельность международных финансово-кредитных организаций позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений. Они призваны служить средством для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта функция неизменно усиливается.[18]

Возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам в мировом хозяйстве.[19]

Международные банки и фонды включают различные институты, действующие во многих странах мира. Целью международных банков является необходимость оказания помощи государствам в финансировании экономического развития в виде предоставления международного кредита, содействие в достижении стабильности платежного баланса.

Международные банки предоставляют кредиты на промышленные, сельскохозяйственные и инфраструктурные проекты и при необходимости оказывают техническое содействие во многих областях экономической и общественной жизни.

Международный валютный фонд (МВФ – International Monetary Fund, IMF) – международная организация, которая создана на основании Бреттон-Вудских соглашений в 1944 году в США. Основными целями деятельности МВФ является содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов, предоставление кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, предоставление кредитов странам, испытывающим трудности в области платежного баланса.[20]


Основным видом деятельности МВФ стала выдача кредитов на реорганизацию экономики государств, субсидирование политики рыночных реформ. МВФ тщательно контролирует экономическую ситуацию в странах, которые получили кредиты в течение всего периода использования ссудных средств, дает правительству государства консультации по проведению реформ в экономике, налоговой и банковской системе государства.

Основными целями организации Всемирного Банка является содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-государств, стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержка сбалансированности платежного баланса государств-членов Всемирного Банка. В Группе Всемирного Банка имеется представительный состав специалистов: кроме экономистов и финансовых экспертов (как в МВФ) работают инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникациям и другим разнообразным отраслям, задача которых заключается в тщательности проведения экспертизы проектов по выделению ссудных средств государствам.

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) – основной банк стран-членов Евросоюза (далее – ЕС). ЕЦБ – это главный регулирующий орган Европейской Системы Центральных Банков (ЕСЦБ).[21]

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР – European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) создан в 1990 году, целью деятельности ЕБРР является содействие странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, ориентированной на рынок. Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующей роли. Играет значительную роль в привлечении иностранных инвестиций.[22]

Новый банк развития (НБР) – международная финансовая организация, созданная государствами-членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Цель деятельности НБР – осуществление финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах-участников БРИКС и развития экономик развивающихся стран.[23]

Таким образом, на основании первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Международный кредит – это совокупность кредитных отношений международного уровня, непосредственным участником которых являются межнациональные финансово-кредитные институты, правительства соответственных государств, а также отдельные юридические лица и кредитные организации.

Международный кредит является источником расширения воспроизводственной деятельности отдельных отраслей экономики государства, который способствует повышению уровня его экономического развития и повышению ВВП. Международный кредит оказывает положительное влияние на укрепление позиции государства-кредитора на мировом рынке путем укрепления национальной валюты. Объем представленного международного кредита зависит от источника предоставления ссудных средств, от потребности государства в иностранном капитале на условиях соблюдения принципов кредитования.


Государства, являющиеся участниками международных финансово-кредитных организаций, имеют возможность привлечь в экономику страны международные кредиты. Выданные ссудные средства должны носить целевой характер и способствовать достижению экономического роста государства с учетом соблюдения условий корректировки функционирования банковского, финансово-экономического сектора экономики.

Вышеизученные теоретические основы и понятия мировой кредитной системы дают возможность определить место России в системе мировых финансово-кредитных взаимоотношений с учетом определения проблем и перспектив развития государства и его влияние на мировое хозяйство.

Глава 2. Россия в системе мировых финансово-кредитных

взаимоотношений

2.1. Характеристика взаимоотношений России с другими государствами

по внешнему кредитованию

Российская Федерация в мировой экономике является кредитором и заемщиком. Образование государственного внешнего долга связано с покрытием дефицита бюджета, заимствованиями российских компаний и банков.

В таблице 2 представлена состав и динамика внешнего долга России в 2013-2017гг.

Таблица 2

Состав и динамика внешнего долга Российской Федерации в 2013-2017гг. (на начало года), млрд. долл.

Наименование

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Изменение 2017г. к 2013г.

+/-

Темп прироста, %

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего, внешняя задолженность, в т.ч.:

636,4

728,9

599,9

519,1

513,5

-122,9

-19,3

- Краткосрочные долговые обязательства

81,5

90,1

63

48,6

51,1

-30,4

-37,3

- Долгосрочные долговые обязательства

554,9

638,8

536,9

470,5

462,4

-92,5

-16,7

1. Органы государственного управления, всего, в т.ч.:

54,4

61,7

41,6

30,6

39,2

-15,2

-27,9

- новый российский долг

51,3

58,9

39,3

28,7

37,9

-13,4

-26,1

- долг бывшего СССР

2,1

2

1,8

1,2

1

-1,1

-52,4

- долг субъектов Российской Федерации

0,9

0,8

0,6

0,6

0,2

-0,7

-77,8

2. Центральный банк

15,6

16

10,6

11,7

12,3

-3,3

-21,2

- Краткосрочные обязательства

6,9

7,2

2,4

3,9

4,6

-2,3

-33,3

- Долгосрочные обязательства

8,7

8,7

8,2

7,9

7,6

-1,1

-12,6

3. Банки

201,6

214,4

171,5

131,7

119,4

-82,2

-40,8

- Краткосрочные обязательства

56,4

56,7

39,9

25,3

26,7

-29,7

-52,7


Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

7

8

- Долгосрочные обязательства

145,1

157,6

131,6

106,5

92,7

-52,4

-36,1

4. Прочие секторы

364,8

436,8

376,2

345,1

342,6

-22,2

-6,1

- Краткосрочные обязательства

17,8

20,9

18,3

13,2

13,4

-4,4

-24,7

- Долгосрочные обязательства

347

415,8

357,9

331,9

329,2

-17,8

-5,1

Источник: Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. – M.: Росстат, 2017 – С. 361

По данным Банка России, внешний долг России на начало 2017 года составил 513,5 млрд. долл., отмечается его значительное снижение относительно 2013 года на 215,4 млрд. долл.

Снижению внешнего долга способствовали введенные санкции в отношении России странами ЕС, что привело к принятию ряда экономических мер, направленных на снижение последствий экономического кризиса в экономике страны. При этом к началу 2017 года государственный долг составил 39,2 млрд. долл.

Структура внешнего долга России к началу 017 года представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура внешнего долга Российской Федерации на 01.01.2017г., %

Динамика внешнего долга Российской Федерации в разрезе его составляющих представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика внешнего долга Российской Федерации в 2013-2017гг., млрд. долл.

Для погашения внешнего кредита, который к середине 2014 года составлял 728,9 млрд. долл., применялись как обычные, так и нестандартные финансово-экономические операции, к которым относятся следующие:

  • операции финансирования в счет погашения займов по экспортным поставкам со следующими странами: Чехия, Китай, Румыния, Финляндия, Франция, Венгрия, Южная Корея, Словакия;
  • погашение кредитных обязательств по досрочной выплате кредитных обязательств средствами российского стабилизационного фонда.