Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП. Теоретические основы..pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы понятия субъектов предпринимательского права
1.1 Понятие субъекта предпринимательской деятельности
1.2 Понятие и признаки субъектов предпринимательского права
Глава 2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права
2.1 Основные способы создания субъектов предпринимательского права
2.2 Особенности реорганизации субъектов предпринимательского права
Министерство по налогам и сборам в письме от 27 августа 2004 г. № 09-1-03/3458а21 установило, что при отсутствии документа, последовательность использования этих слов и словосочетаний в наименованиях субъектов предпринимательского права подтверждены компетентным государственным органом, регистрирующим (налоговые) органы обязаны принять решение об отказе в государственной регистрации. При этом неясно, какие из причин, указанных в статье 23 Закона о регистрации, будут руководствоваться органами Федеральной налоговой службы. Скорее всего, в этом случае база, установленная в подп. 23 закона (отказ в регистрации в связи с неисполнением всех необходимых документов), но его использование требует обязательного требования - необходимые документы должны быть определены в законе о регистрации[6].
Таким образом, список соответствующих документов, указанных в ст. 12 закона не содержит, документ, подтверждающий координации вопроса об использовании в наименовании субъектов предпринимательского права указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом. Специальная процедура регистрации также не применима в этом случае, так как отсутствует одно из его важных условий – соответствующее правило не предусмотрено Федеральным законом, как это прописано в статье 10 Закона о регистрации.
Законодательство, определяющее специальный перечень документов для регистрации определенных видов субъектов предпринимательского права, не лишено недостатков. Так, недавно вступившие в юридическую силу соответствующие положения Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяют, что для государственной регистрации некоммерческой организации уполномоченный орган должен, в частности, подать документы: заявление о государственной регистрации, информацию об учредителях в двух отношениях и информацию об адресе (месте) постоянного органа некоммерческой организации, связанного с некоммерческой организацией. Такая же критика относится и к государственной регистрации общественных объединений[12].
Регистрирующий орган рассматривает полученное заявление, а так же полученную документацию в течение тридцати дней, после чего принимает соответствующее решение. Отказ в проведении регистрации подлежит обжалованию, как в вышестоящую инстанцию, так и в суд.
Законодательством РФ предусмотрено несколько способов создания субъектов предпринимательского права, каждый из которых обладает своими отличительными особенностями, а так же порядком действий. На сегодняшний день предусмотрены такие способы как: разрешенный, явочно-нормативный, распорядительный[29, c.14].
Разрешительным способом создания субъектов предпринимательского права пользуются, к примеру, представители банковской и медицинской сфер. Этот порядок создания субъектов предпринимательского права предусматривает помимо согласия на создание учредителей, получение разрешения и от уполномоченных органов. Как правило, такое разрешение дается органами государственной власти. Для примера, можно привести создание в сфере банковского сектора. Для того, что бы банк мог осуществлять свою деятельность, ему необходимо получить лицензию, которою уполномочен выдавать Центральный банк РФ. Без такой лицензии осуществление деятельности данным ЮЛ невозможно. При отзыве такого разрешения, субъект прекращает свою деятельность. В качестве еще одного примера можно привести частные клиники, оказывающие медицинские услуги. Для осуществления такой деятельности необходимо получение разрешения от министерства здравоохранения или его территориальных подразделений[20,c.40].
Распорядительный способ создания субъектов предпринимательского права предполагает, что оно образовывается исключительно на основании решения представителей властей. То есть, такое решение заменяет учредительный договор или протокол собрания. Как правило, данный способ применяется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. Явочно-нормативный — самый простой способ создания ЮЛ. Этот способ именуется еще и общим. Он заключается в том, что для создания ЮЛ необходимо лишь пройти регистрацию. Это связано с тем, что законом уже предусмотрено разрешение создавать юридические лица, поэтому учредителям на основании такого разрешения нужно лишь явиться для регистрации. Однако такое право дано не всем. Например, решением суда может быть предусмотрен запрет на деятельность гражданина в определенной сфере. Тогда в регистрации ему будет отказано[19, c.980].
Таким образом, законодатель предусмотрел несколько способов, используемых при создании субъектов предпринимательского права. Выбор того или иного способа зависит от специфики деятельности организации. Для создания ЮЛ нужно соблюсти конкретную процедуру, которая указана в гражданском законодательстве, а так же в ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП.
2.2 Особенности реорганизации субъектов предпринимательского права
В процессе своей деятельности предприятия и учреждения могут изменять не только политику по отношению к клиентам, контрагентам, конкурентам, но и организационно-правовую природу, которая заключается в изменении правового статуса.
Суть ее в том, что деятельность одного субъекта предпринимательского права (предприятия, организации) прекращается за счет начала деятельности другого (других)[30,c.224].
Однако, не всегда субъект ликвидируется, о чем будет указано ниже. Не нужно путать реорганизацию с ликвидацией, поскольку в последнем случае отсутствует передача прав и обязанностей своему правопреемнику.
То есть, плавный переход из одной формы в другую – вполне нормальный процесс, с учетом необходимости его запуска и проведения. Это способствует развитию других форм деятельности, решаются определенные проблемы по выживанию конкретного предприятия.
Признаки реорганизации субъектов предпринимательского права проявляются в особенностях проведения этой процедуры. Варианты и способы реорганизации субъектов предпринимательского права выбираются или самостоятельно субъектом, если есть намерение провести добровольную реорганизацию, или судом, если происходит принудительная реорганизация.
Основание для реорганизации - есть принятое решение учредителей на этот счет.
Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.
Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.
То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).
Реорганизация субъектов предпринимательского права имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий[28,c.115].
Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.
Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством[28,c.119].
Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации субъектов предпринимательского права. В чем они состоят?
- Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
- Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ[4];
- Виды, типы или способы реорганизации субъектов предпринимательского права могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
- Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
- Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия[31, c.560].
Общие признаки реорганизации субъектов предпринимательского права сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.
2.3 Этапы ликвидации субъектов предпринимательского права
В связи с убыточностью бизнеса или по другим причинам участники общества с ограниченной ответственностью могут принять решение закрыть компанию. Для этого законодательством закреплена специальная процедура – ликвидация ООО. Разберем основные вопросы, связанные с этим процессом.
Под ликвидацией понимается прекращение деятельности организации с исключением ее из реестра субъектов предпринимательского права и распределением имущества (если таковое остается после составления ликвидационного баланса) между участниками. При ликвидации права и обязанности общества не передаются другим лицам[26,c.203].
Лица, заинтересованные в прекращении существования общества, могут задаваться вопросом, как закрыть ООО.
ООО – это коммерческая организация с уставным капиталом, разделенным на доли. Участники общества несут ответственность по обязательствам последнего только в пределах стоимости своих долей. Закон об ООО от 08.02.1998 N 14-ФЗ закрепляет, в том числе, и порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Этот вопрос освещают статьи 57 и 58 Закона. Общие для всех субъектов предпринимательского права положения содержит и ГК РФ (ст. ст. 61 — 64.1)[3].
Далее в статье приводятся этапы ликвидации ООО и пошаговая инструкция, как провести данную процедуру.
Этап I – принятие решения о ликвидации
Ликвидация может быть добровольной и принудительной.
В первом случае процесс ликвидации может быть инициирован:
- учредителем (участником) компании;
- органом управления обществом (общим собранием участников, генеральным директором).
Соответствующий вопрос выносится на повестку дня общего собрания. За ликвидацию организации должны проголосовать все участники общества единогласно.
Решение о прекращении деятельности фирмы может быть принято также судом по искам, предъявленным по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 61 ГК РФ, а именно в случае[4]:
- проведения регистрации юридического лица с грубыми нарушениями закона;
- ведения деятельности без соблюдения необходимых для этого условий (получения лицензии или свидетельства о допуске к работам, вступления в саморегулируемую организацию);
- осуществления деятельности, нарушающей законодательство;
- невозможности осуществления деятельности и др.[25]
Этап II – назначение ликвидационной комиссии
Процедура ликвидации предприятия предусматривает создание особого органа, на который возлагается совершение действий по ликвидации.
На основании решения участников общества о прекращении его деятельности руководитель ООО издает приказ о создании ликвидационной комиссии, в которую входят, как правило:
- руководитель организации;
- учредители или участники либо их представители;
- представители работников организации[19].
Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии необходимо включить представителей соответствующих органов власти.
В приказе указываются:
- сведения об обществе – наименование, адрес, регистрационные данные, другие реквизиты;
- дата и номер акта;
- основание вынесения приказа – «на основании решения общего собрания участников общества от ДД.ММ.ГГГГ N ХХ»;
- состав ликвидационной комиссии;
- сроки и порядок работы комиссии;
- лица, на которых возлагаются исполнение и контроль за исполнением приказа;
- должность и подпись лица, вынесшего приказ[25,c.203].
В случае принудительной ликвидации по решению суда комиссию назначает суд.
Комиссия может быть назначена общим собранием одновременно с принятием решения о ликвидации, если соответствующий вопрос будет заранее включен в повестку дня[17, c.272].