Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП. Теоретические основы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-правосубъектностью – то есть правоспособностью и дееспособностью, которой обладают граждане, юридические лица и публичные образования. В свою очередь органы государственной и муниципальной власти и органы юридического лица обладают хозяйственной компетенцией[27,c.142].

-содержание правосубъектности – это субъективные права и обязанности, которые приобретаются лицом при наличии соответствующих юридических оснований. При этом содержанием компетенции являются полномочия, а именно право действовать от имени субъекта, который наделил полномочиями. В то же время, в содержание компетенций входит одновременно и обязанность действовать от имени и в интересах субъекта, органом которого является.

-права и обязанности, составляющие правосубъектность, не могут быть переданы. Поскольку отчуждаться могут субъективные права, но не права как элементы правоспособности. Как правило, полномочия, составляющие хозяйственную компетенцию, могут передаваться другим органам в случаях предусмотренных законодательством и учредительной документацией[24].

2. Наличие обособленного имущества, которым владеет хозяйствующий субъект по праву собственности. Унитарное предприятие в свою очередь владеет по праву хозяйственного ведения или хозяйственного управления

3. Ответственность за имущество является самостоятельной. При этом следует учитывать, что для субъекта предпринимательского права наличие обособленного имущества является основой его самостоятельной имущественной ответственности[17].

5. Сочетание ведения предпринимательской деятельности с её руководством, регулированием и с функцией собственника имущества.

6. Легитимизация как узаконивание юридического статуса субъекта предпринимательского права. С этой целью происходит регистрация хозяйствующего субъекта и приобретение статуса юридического лица, предпринимателя. При этом в дополнительной легитимизации не нуждается Российская Федерация и республики входящие в неё, поскольку их статус определён Конституцией РФ и конституциями республик. Статус краёв и областей определяется в соответствии с 68 ст. Конституции РФ уставами регионов[1]. Уставы регионов утверждаются местными законодательными органами. Легитимизация же муниципальных образований происходит через разработку и принятие собственного устава, принятого непосредственно местным населением или работающим представительным органом муниципалитета. В свою очередь Устав регистрируется в установленном законом порядке[33, c.650].


7. Наличие хозяйственной компетенции как совокупности прав и обязанностей, которыми хозяйствующий субъект наделён, что определяется законом, учредительными документами, а в отдельных случаях и специальной лицензией. Выделяют общую, специальную, ограниченную и исключительную компетенцию:

- специальная компетенция предусматривает законодательное закрепление цели деятельности хозяйствующих субъектов в учредительных документах. Хозяйствующие субъекты, таким образом, могут получить права, которые должны соответствовать целям деятельности о которых заявлено в уставе. И хозяйствующие субъекты исполняют обязанности, связанные с этой деятельностью. К субъектам специальной компетенции относят государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации[40, c.461].

- общая компетенция является возможностью для субъектов иметь соответствующие права и исполнять обязанности для осуществления в рамках закона своей предпринимательской деятельности. Согласно статья 49 ГК РФ общей компетенцией могут обладать коммерческие организации. Исключением являются государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные виды организаций.

- ограниченной компетенцией владеет субъект, самостоятельно ограничивший свою хозяйственную компетенцию в соответствующей учредительной документации. Если же субъект нарушил ограничения, заложенные в принятых документах, то совершенные в противоречие с деятельностью, сделки могут быть признаны судом недействительными. Подобные случаи рассматриваются в статье 173 ГК РФ[3].

Глава 2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права

2.1 Основные способы создания субъектов предпринимательского права

Причины возникновения учреждения юридического лица обусловлены сложностью социальной организации общества, развитием экономических отношений и социальным сознанием. В процессе развития общества было недостаточно правового регулирования отношений, которые касались только отдельных лиц как единственных субъектов частного права. Адвокаты Римской республики обсудили идею существования профсоюзов, которые имели неделимое, отдельное имущество и действовали в гражданском обороте от своего имени[16].


Понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность изучалась не ими, а идеей расширения спектра субъектов частного права за счет специальных организаций, профсоюзов граждан, которым мы обязаны римскому праву. И если говорить о современном обществе, то это невозможно представить без объединения людей во всевозможных профсоюзах, без объединения их личных усилий и капитала для достижения общих целей. А основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте является строительство юридического лица[41, c.362].

Согласно статье 48 Гражданского кодекса, юридическое лицо признано организацией, имеющей право собственности, хозяйственного управления или оперативного управления отдельными товарами и ответственным за свои обязательства по данному имуществу, может от своего имени приобретать и осуществлять собственность и личные права защиты, брать на себя ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь независимый баланс и (или) оценку[3].

Субъекты предпринимательского права создаются по воле их учредителей, но государство (орган) в интересах всех участников продаж недвижимости контролирует законность их создания[35,c.543].

Учредителями могут быть их первые участники (члены) (в коммерческих компаниях и партнерствах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) или владелец их имущества или уполномоченного органа (при создании единых предприятий и учреждений), а также другие лица, которые вносят к ним материальные взносы, хотя тогда они не участвуют непосредственно в их деятельности (учредители фондов)[29,c.11].

Законодательство знает несколько способов (поручений) создания субъектов предпринимательского права в условиях рыночной организации оборота, наиболее важным является явный - нормативный метод их возникновения. Это устраняет необходимость получения предварительного разрешения от властей на создание юридического лица. Учредители «находятся» в регистрирующем органе, который не имеет права отказывать им в регистрации созданной организации при отсутствии нарушений правовых норм со стороны их партии. Большинство субъектов предпринимательского права создаются таким образом[26, c.203].

В качестве исключения из закона также используется процедура утверждения для установления определенных субъектов предпринимательского права, которые должны заниматься только предпринимательской деятельностью. Это связано с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от властей для создания соответствующего юридического лица, которое, как правило, служит общим интересам всех участников продаж. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с предоставлением финансовых услуг неограниченному числу потребителей и накоплением значительных средств последнего).


Конечно, невозможно создать «юридическое лицо по договоренности» (как предусмотрено уже упомянутым абсурдным правилом российского высшего образования 1996 года), чтобы обойти установленный порядок Гражданского кодекса[3].

Кроме того, эта процедура применяется при создании субъектов предпринимательского права, которые могут занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг, чтобы поддерживать конкуренцию между существующими производителями (поставщиками услуг) в интересах потребителей. Поэтому очевидно, что полностью отказаться от процедуры утверждения невозможно даже в развитой рыночной экономике (что подтверждается зарубежным опытом)[39].

В обоих случаях субъект предпринимательского права считается созданным с момента его государственной регистрации (статья 51, пункт 2 ГК РФ). Такая регистрация должна осуществляться органами юстиции в Едином государственном реестре субъектов предпринимательского права в порядке, установленном специальным законом. Однако при отсутствии такого закона оно осуществляется различными государственными и муниципальными органами или даже «регистрационными палатами» и их созданными филиалами (филиалами), не всегда по тем же правилам и без единого реестра. Это положение не только затрудняет мониторинг законности установления и функционирования субъектов предпринимательского права и знакомит других участников с их ситуацией, но и создает повод для злоупотреблений[3].

Единая процедура государственной регистрации в настоящее время устанавливается для субъектов предпринимательского права с предпринимательской деятельностью (в том числе некоммерческих организаций), за исключением компаний с иностранными инвестициями. По ее словам, регистрационный орган подает заявку, устав и постановление о создании юридического лица или устава, а также документы, подтверждающие уплату регистрационного взноса и не менее 50% уставного капитала.

Требование иных, не предусмотренных законом документов (например, гарантийные письма или сертификаты, подтверждающие местонахождение юридического лица) запрещено. Регистрация должна быть произведена в течение трех дней с момента подачи всех необходимых документов (или в течение 30 дней с момента отправки)[19,c.980].

Общая концепция Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"16 (далее - Закон о регистрации) и другие нормативно-правовые акты, принятые в его исполнении, свидетельствуют о чрезмерном формализме процедуры государственной регистрации, демократизации данного учреждения. Для поддержки этой позиции достаточно указать на отсутствие материальной юридической экспертизы документов, представленных для регистрации, представленных до 2002 года, и, кроме того, предусмотренных в правовых системах многих зарубежных стран[6].


Для государственной регистрации субъектов предпринимательского права при его создании необходимо представить в регистрационный орган заявление, решение об учреждении, учредительные документы и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Однако на основании этих документов вряд ли можно реально оценить статус контролируемой организации[19,c.980].

Специальные принципы о числе требуемых документов кроме того могут быть проявлены в варианте вспомогательного единого перечня. Но ни приложение, ни учредительные документы никак не включают данных, подтверждающих оплату учредителями уставного капитала. В соответствии со статьей 15 Закона О государственной регистрации акционерных обществ, созданных в варианте слияния либо присоединения, заявитель регистрационного органа представляет документ, удостоверяющий извещение кредиторов о реорганизации. По этой причине на сегодняшний день серьезной проблемой функционирующего законодательства считается недостаток элементов настоящего контролирования за наличием имущества, представляющего уставный капитал юридического лица. Аналогичное правило учтено для обществ с ограниченной ответственностью (п. Из числа документов, которые должны быть поданы для государственной регистрации юридического лица в взаимосвязи с его формированием), статья 12 Закона о регистрации учитывает 2 документа, сущность каковых затрагивает уставную капитал-заявку на государственную регистрацию и учредительные бумаги зарегистрированного юридического лица, а во-вторых, вследствие того, что в статье 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующие основные принципы, которые могли бы быть использованы в этом случае. Отказать в общегосударственной регистрации такого юридического лица нельзя, вследствие того, то что должностные лица регистрационных организаций, как ранее отмечалось, не имеют полномочия осуществлять материальную проверку представленных бумаг (т. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.) В связи с этим в практике бывают случаи, если формируется коммерческая организация, учредительные документы которой (а кроме того обращение в регистрацию) включают целую необходимую информацию, но реальный объем уставного капитала не оплачивается[13].

Правила Гражданского кодекса, противоречащие правилам Закона о регистрации, имеют правовое преимущество. Но норма, на которую МНФ ссылается в своем письме (а именно в пункте 1 статьи 60), говорит только об обязательстве учредителей (участников) юридического лица или учреждения, принявшего решение о реорганизации субъектов предпринимательского права, уведомить кредиторов реорганизованного субъекта предпринимательского права в письменной форме. В нем не упоминается обязательство субъекта предпринимательского права, созданного реорганизацией, предоставить доказательства такой регистрации для государственной регистрации[4].