Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Роль человеческих ресурсов в развитии предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3 – Структура персонала по половому признаку, 2018г.

Наибольшее число работающих на предприятии - это мужчины, в 2018г. данный показатель составил 21чел., т.е. 58,3% в структуре. Данный показатель объясняется тем, что, как правило, в технических областях преобладают мужчины.

По возрастному признаку в структуре персонала ООО «К-Сервис» преобладают сотрудники в возрасте от 26 до 45 лет, а именно, 61,1% в 2018г., что на 13п.п. выше показателя 2016г.

Рисунок 4 – Структура персонала по возрастному признаку, 2018г.

Большинство сотрудников предприятия имеют высшее образование.

В таблице 5 представлены показатели, характеризующие движение трудовых ресурсов на предприятии.

Таблица 5

Анализ движения персонала

Показатели

2016г.

2017г.

2018г.

2018г. к

2016г., %

Списочная численность на начало года, чел.

28

26

32

114,3

Принято в течение года

3

7

9

30,0

Выбыло в течение года

5

1

1

20,0

в т.ч. уволено по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины и др. нарушения

5

1

1

20,0

Списочная численность на конец года, чел.

26

32

40

153,8

Среднесписочная численность за год, чел.

27

29

36

133,3

Коэффициент оборота по приему

0,11

0,24

0,25

227,3

Коэффициент оборота по выбытию

0,19

0,03

0,03

15,8

Коэффициент текучести

0,19

0,03

0,03

15,8

В ООО «К-Сервис» практически отсутствует текучесть кадров, это объясняется тем, что руководство заботится о своих сотрудниках, заработная плата регулярно повышается и своевременно выплачивается. На предприятии сложился достаточно дружный коллектив.


2.3 Управление трудовыми ресурсами на предприятии

Управление трудовыми ресурсами в ООО «К-Сервис» - это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей.

Целями управления персоналом в ООО «К-Сервис» являются:

- экономические: решение экономических задач, повышение эффективности торговли, повышение уровня прибыли и конкурентоспособности, улучшение качества обслуживания и пр.;

- социальные: удовлетворение интересов и потребностей общества в товаре, удовлетворение личных потребностей работника, решение вопросов занятости, безопасности труда, охрана здоровья;

- научно – технические: внедрение достижений науки и техники ведет к повышению образования.

Среди основных функций менеджмента человеческих ресурсов в ООО «К-Сервис» можно назвать следующие:

1) Функция планирования персонала. Данная функция заключается в:

- разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом;

- анализе кадрового потенциала организации и рынка труда;

- организации кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале;

- поддержании взаимосвязей с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

2) Функция управления наймом и учетом персонала. Данная функция заключается в:

- организации набора кандидатов на вакантную должность;

- организацию отбора (собеседования и оценки) и приема персонала;

- учете приема, перемещений, увольнений персонала;

- управлении занятостью, документационном обеспечении системы управления персоналом.

3) Функция оценки, обучения и развития персонала, которая заключается в:

- осуществлении обучения, переподготовки и в повышении квалификации персонала;

- введении в должность и адаптации новых работников;

- организации и проведении мероприятий по оценке персонала;

- управлении развитием карьеры.

4) Функция управления мотивацией персонала. Данная функция заключается в:

- нормировании трудового процесса и тарификации оплаты труды;

- разработке систем материального и нематериального стимулирования, а также в применении методов морального поощрения персонала.

5) Функция управления социальным развитием на предприятии заключается в:

- обеспечении охраны здоровья и отдыха для сотрудников и их семей;


- организации развития физической культуры;

- организации социального страхования.

6) Функция правового обеспечения управления персоналом предприятия связана с решением правовых аспектов трудовых отношений, а также с согласованием распорядительных и иных документов по управлению персоналом.

7) Функция информационного обеспечения управления трудовыми ресурсами заключается в ведении учета и статистики персонала; информационном и техническом обеспечении системы управления персоналом; обеспечении персонала необходимой для работы научно-технической информацией.

8) Функция обеспечения нормальных условий труда включает в себя обеспечение и контроль соблюдения требований психофизиологии и эргономики труда, охраны труда и окружающей среды и т.д.

9) Функция линейного руководства заключается в том, что управление персоналом осуществляется на предприятии в том числе и на уровне управления организации в целом. Данную функцию осуществляет не только менеджер по персоналу, но и руководители всех уровней.

Управление персоналом в ООО «К-Сервис» осуществляют менеджер по персоналу, а также руководители подразделений предприятия.

Менеджер по персоналу подчиняется коммерческому директору и ведет учет и оформление всех документов по движению кадров на предприятии: личные карточки работников, приказы о приеме, перемещении, увольнении работников, трудовые книжки, ведение персонифицированного учета и др.

Также менеджер по персоналу:

- обеспечивает постоянное повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков работников предприятия в соответствии с целями и стратегией предприятия, кадровой политики, направлениями и уровнем развития техники, технологии и организации управления, освоением новых товаров, имеющимися ресурсами и интересами работников для достижения и поддержания высокой эффективности;

- обеспечивает создание и эффективное функционирование системы непрерывного обучения всех категорий работников предприятия. Принимает участие в разработке стратегии развития персонала предприятия, программ профессионального развития;

- проводит работу по формированию и подготовке резерва кадров для выдвижения на руководящие должности на основе политики планирования карьеры, создания системы непрерывной подготовки персонала;

- организует и координирует разработку комплекса мер по повышению трудовой мотивации работников всех категорий на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, улучшения условий труда, повышения его содержательности и престижности, рационализации структур и штатов, укрепления дисциплины труда;


- контролирует соблюдение норм трудового законодательства в работе с персоналом;

- обеспечивает периодическую подготовку и своевременное предоставление аналитических материалов по социальным и кадровым вопросам на предприятии, составление прогнозов развития персонала, выявление возникающих проблем и подготовку возможных вариантов их решения;

- организует проведение необходимого учета и составления отчетности;

- прочее.

В ООО «К-Сервис» существует кадровое планирование, которое заключается в обеспечении предприятия работниками, способными решать поставленные цели и задачи. Планирование потребностей в трудовых ресурсах на предприятии происходит по следующим этапам:

1) Оценка наличных ресурсов предприятия (диагностика персонала). На данном этапе происходит сбор и обработка сведений о персонале: пол, дата рождения, место жительства, время приема на работу, квалификация, профессия, должность, характер выполняемой работы, форма оплаты труда, штатное оформление, режим труда, условие труда.

2) Оценка будущих потребностей. На данном этапе обрабатываются следующие сведения:

- цели и задачи предприятия на новый период (расширение, сокращение торговли);

- информация о текущем состоянии ресурсов;

- планирование потребности в трудовых ресурсах;

- разработка и осуществление мероприятий по привлечению трудовых ресурсов из внешних источников;

- профессиональный отбор из кандидатов на вакантные должности и найм.

Руководители всех подразделений ООО «К-Сервис» в процессе своего общения с персоналом постоянно изучают мнение работающих по различным аспектам их жизни и производственной деятельности, проводят анкетирование.

В ООО «К-Сервис» используются экономические, административно – организационные и социально – психологические методы управления трудовыми ресурсами. Результативность применения данных методов анализируют руководители подразделений, а также генеральный директор предприятия.

Рассмотрим данные методы более подробно.

Основным экономическим методом управления трудовыми ресурсами в ООО «К-Сервис» является оплата труда, которая обеспечивает связь между результатами труда и его процессом, отражает количество и сложность труда работников различной квалификации.

Организация оплаты труда работников предприятия осуществляется по повременно-сдельной форме оплаты труда, т.е. оплата за проработанное календарное время по часовым или дневным тарифным ставка, а также премия в зависимости от объема оказанных услуг и реализованных товаров.


Заработная плата работников ООО «К-Сервис» подразделяется на основную и дополнительную. К основной заработной плате относится вся заработная плата, начисленная работникам предприятия за фактически отработанное время, за количество и качество выполненной работы. Дополнительная заработная плата – это заработная плата, которая выплачивается за неотработанное время согласно действующему законодательству: оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск и прочее.

Предприятие соблюдает выплату всех необходимых доплат, т.е. за работу в выходные и праздничные дни, оплата больничных листов, ученических отпусков и т.п.

Наряду с оплатой за проработанное время исходя из тарифной дневной ставки и отработанного времени, осуществляется премирование из фонда заработной платы. В ООО «К-Сервис» применяются различные стимулирующие надбавки (таблица 6).

Таблица 6

Стимулирующие надбавки

Стимулирующая надбавка

Размер, % от оклада

За стаж работы более 5 лет

5,0

Работникам, занимающим должности, связанные с материальной ответственностью

5,0

Своевременная сдача налоговой отчетности предприятия

3,0

Также на предприятии выплачиваются премии. Размер премии зависит от объема продаж и объема оказанных услуг (выполненных работ).

Помимо материальных стимулов мотивации труда в виде денежного вознаграждения сотрудников, в ООО «К-Сервис» также применяются неденежные стимулы, в частности социальные.

В таблице 7 представлен анализ состава и структуры выплат социального характера.

В течение анализируемого периода в ООО «К-Сервис» размер социальных выплат возрос на 65тыс.руб., т.е. на 72,1% и в 2018г. составил 155,1тыс.руб.

Таблица 7

Состав и структура выплат социального характера

Показатели

2016г.

2017г.

2018г.

2018г. к

2016г., %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Выплаты социального характера – всего, в т.ч.

90,1

100,0

132,9

100,0

155,1

100,0

172,1

единовременные премии

28,1

31,2

34,5

26,0

46,9

30,2

166,9

материальная помощь

5,0

5,6

8,4

6,3

7,0

4,5

140,0

оплата путевок на отдых и лечение

30,4

33,7

44,2

33,2

56,8

36,6

186,8