Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(История становления и развития уголовного сыска и оперативно-розыскной деятельности в правоохранительных органах России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основу работы сотрудников сыскных отделений был положен принцип специализации (линейный принцип), который, несомненно, являлся новаторством в розыскной работе того времени[20].

Основным методом работы сыскных отделений была работа с использованием методов наружного и внутреннего наблюдения. Наружное наблюдение вели штатные сотрудники. Внутреннее наблюдение вели секретные сотрудники (агентура), привлекавшиеся к сыскной работе из представителей различных слоев общества. Вот что писал об организации Московской сыскной полиции тогдашний ее начальник А.Ф. Кошко: «При каждом Московском полицейском участке состоял надзиратель сыскной полиции, имевший под своим началом 3–4 постоянных агентов и целую сеть агентов-осведомителей, вербовавшихся, по преимуществу, из разнообразных слоев населения данного полицейского района. Несколько надзирателей объединялись в группу, возглавляемую чиновником особых поручений сыскной полиции. Эти чиновники ведали не только участковыми надзирателями и их агентами и осведомителями, но имели и свой особый секретный кадр агентов, с помощью которого и контролировали деятельность подчиненных им надзирателей. Чиновники и надзиратели состояли на государственной службе. Агенты и осведомители служили по вольному найму и по своему общественному положению представляли весьма пеструю картину: извозчики, дворники, горничные, приказчики, чиновники, телефонистки, актеры, журналисты и др. Над деятельностью чиновников особых поручений я наблюдал лично, имея для их контроля около двадцати секретных агентов… благодаря этому контролю, над контролем мне вскоре же удалось внедрить в сознание моих подчиненных, что начальник следит сам за всем и в курсе всего происходящего, что, конечно, сильно подтянуло моих людей». Для довершения описания агентурной сети следует упомянуть еще о так называемых «агентах-любителях»[21].

Вместе с тем, наряду с положительными сторонами вышеуказанной Инструкции в ней имелись достаточно серьезные недостатки, на которые указывали сами чины полиции в специализированном издании того периода — «Вестнике полиции». По их мнению, Инструкция была «изложена так туманно, что дала возможность толковать начальникам городских полиций положение о сыскных отделениях в зависимости от их благоусмотрения, от чего сыск поставлен в такие рамки, которые не дают возможности успешно бороться с возрастающей из года в год преступностью»[22]. В Инструкции ничего не было сказано об особенностях организации сыска в зависимости от местных условий (например, в районах, население которых придерживалось в быту особенных, местных традиций и обычаев — на Кавказе, в Средней Азии и т.п.). Не предусмотрен был порядок непосредственного взаимодействия сыскных отделений между собой, минуя губернатора. В случае необходимости начальник сыскного отделения имел право входить с рапортом к полицмейстеру, тот представлял дело на усмотрение губернатора, который, в свою очередь, входил в сношение с Департаментом полиции и лишь последний делал распоряжение о производстве необходимых розыскных действий сыскным отделениям различных губерний. Нецелесообразным, по мнению тогдашних сыщиков, было требование Инструкции о ношении чинами сыскных отделений форменной одежды. Ношение штатского платья разрешалось только «в случае особой необходимости». Нечетко был регламентирован объем полномочий прокурора по отношению к сыскной деятельности и материалам оперативного характера, что давало возможность прокурору не только надзирать за законностью при проведении уголовного сыска, но и руководить оперативной работой.


Неудовлетворительное положение в организации уголовного сыска вынудило Департамент полиции провести новую реформу. Она коснулась как личного состава сыскных отделений, так и порядка денежных и статистических отчетностей, регистрации преступников, правил опознания неизвестных лиц и циркулярного (всероссийского) розыска, который явился прообразом современного федерального розыска.

В начале XX в. российский уголовный розыск признавался одним из лучших в мире, поскольку использовал в своей практике новейшие методики, например, систему регистрации, основанную на систематизации информации о лицах по 30 специальным категориям. Активно использовались альбомы фотографий (первый российский кабинет фотографии был организован еще в 1889 г.). В то время, когда на западе методы фотографии и дактилоскопии только осваивались спецслужбами, российская полиция уже имела в своем распоряжении более 2 млн. фотографий и 3 млн. дактилокарт.

Система и структура сыскных подразделений в целом оставалась неизменной до 11 марта 1917 г., когда Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции. Однако российское буржуазное государство не смогло обойтись без государственных правоохранительных органов. 17 апреля 1917 года постановлением Временного правительства «Об утверждении милиции» создается «народная милиция», деятельность которой регламентировалась «Временным положением». Если разграничение милиции было принято аналогично имперской полиции, т. е. на уездную и городскую, то другие основы организации милиции претерпели значительные изменения. Так, становится выборной городской или уездной управой должность руководителя милиции; вводятся новые штаты: начальник милиции, его помощники, участковые начальники милиции, их помощники, старшие милиционеры, милиционеры; начальник милиции, кроме того, располагает секретарем, канцелярией, архивом и рассыльными, а также помещением для арестованных. «Временное положение» фактически передало все полномочия охраны правопорядка местным органам власти. Роль центрального органа — Министерства внутренних дел — декларировалась только в объеме общего руководства, издания нормативных актов, производства ревизий и на деле была номинальной. Таким образом, центральному аппарату отводились функции координатора деятельности подчиненных подразделений.

Сыскная полиция, переименованная в «уголовно-розыскную полицию», продолжала действовать и при новой власти, но под надзором прокуратуры, адвокатуры и комиссаров Временного правительства.


Необходимо отметить, что борьба с преступностью в царской России велась «системой правоохранительных органов», состоящей из наружной (разрушенной новым руководством) и сыскной (сохранившейся) полиции. Уничтожение одного из элементов лишало систему динамизма, ломало механизм взаимодействия составных частей и предопределяло падение результативности работы[23].

1.3. Оперативно-розыскная деятельность в XX веке

Революция 1917 г. сломала созданную трудом многих поколений систему сыскной полиции России. Однако революционные власти очень быстро столкнулись с проблемой разгула уголовной преступности и осознали необходимость существования специализированной правоохранительной структуры по борьбе с ней.

Структура и методы вновь создаваемых органов милиции, выполняющих в основном роль массовой вооруженной организации, строились на принципах децентрализации и носили самые различные формы. «Меры по раскрытию преступлений носили гласный характер, а негласные методы, хотя и применялись, но были непопулярны с идеологической точки зрения и основывались на малопригодном для борьбы с уголовной преступностью опыте нелегальной партийной работы»[24]. Осознание того, что эффективная борьба с преступностью невозможна без осуществления специальных негласных мер пришло достаточно быстро. В условиях крайне сложной оперативной обстановки в 1918 г. была создана Централизованная общероссийская государственная служба борьбы с уголовной преступностью, в задачи которой, помимо прочих, входило использование нештатного негласного аппарата из осведомителей, оказывающих постоянную или временную помощь.

В июне 1918 г. состоялась первая конференция Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). Решения, принятые на конференции, легли в основу разработанных несколько позже инструктивных документов: «Инструкция следователям Чрезвычайных Комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией № 188», «Инструкция по борьбе со спекуляцией», «Инструкция для наружного наблюдения» и др.[25] Указанные инструкции содержали нормы, рассматривавшие общие вопросы ведения негласной деятельности. Особое внимание обращалось на подбор штатных негласных сотрудников. Согласно нормативным указаниям, ими могли быть «честные, преданные советской власти граждане обоего пола, не моложе 25 лет, опытные, энергичные, грамотные, не обладающие особенно приметной наружностью». Такие же требования предъявлялись к специалистам, поступавшим на службу в качестве сотрудников и в аппараты уголовного розыска. В этот период в деятельности подразделений уголовного розыска большое внимание уделялось созданию нештатного аппарата — осведомителей.


5 октября 1918 г. коллегия Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР утвердила «Положение об организации отделов уголовного розыска». В нем определялось для уголовного розыска право «негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». В Положении были сформулированы и основные принципы негласной работы: предупреждение уголовных преступлений осуществлялось путем применения негласных сотрудников и наружного наблюдения; для проведения негласной работы выделялись специальные суммы денег, устанавливался порядок их расходования; для осуществления наружного наблюдения и внутреннего осведомления в каждом аппарате учреждались штаты как постоянных, так и привлекаемых секретных сотрудников.

В истории законодательства советского периода впервые[26] официальное признание возможности производства оперативно-розыскных действий было предусмотрено в 1923 году в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В ст. 93 УПК РСФСР закреплялось, что данный вид деятельности органов внутренних дел допускается в случаях поступления анонимных заявлений о совершенных или готовящихся преступлениях. Во всех остальных случаях оперативно-розыскная деятельность находилась под строгим запретом. При этом сотрудники оперативно-разыскных органов сами брали на себя выполнение функций агентуры, активно внедряясь в преступные группировки, нередко принимая на себя «удары» представителей преступного мира.

В уже существующем с 1930 г. Главном управлении исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ) ОГПУ–НКВД 8 мая 1935 г. были созданы оперативные подразделения. Сотрудники оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы наравне с сотрудниками подразделений уголовного розыска начали осуществлять аналогичную негласную работу, но только в местах лишения свободы и исправительных учреждениях.

В марте 1937 г. в составе Главного управления милиции (ГУМ) НКВД СССР были организованы специализированные подразделения по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС и С). Перед ними ставились задачи по охране экономических интересов государства, борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и т. д. Сотрудники этих подразделений также наделялись правом осуществления негласной работы по использованию возможностей граждан в борьбе с преступностью.


Важной мерой по повышению эффективности работы явилось образование в феврале 1948 г. следственного отдела в составе ГУМ МВД СССР и следственных отделов при республиканских, краевых и областных УМВД, основной задачей которых стало расследование уголовных дел, возбуждаемых оперативными отделами милиции. Однако их штатная численность была небольшой, да и профессиональный уровень сотрудников оставлял желать лучшего.

Дальнейшее развитие оперативно-розыскной деятельности протекало в условиях строгой секретности ведомственного правового регулирования органов внутренних дел и органов государственной безопасности. Возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии и при расследовании преступлений была закреплена в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик[27], принятых Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. В Уголовно-процессуальных кодексах союзных республик, принятых в 1960–1961 гг., эта норма Основ была конкретизирована и включена в число необходимых мер, принимаемых в целях обнаружения признаков преступления и лиц, совершивших их. В частности, в ст. 118 УПК РСФСР[28], имеющей наименование «Обязанности органов дознания», указано: «На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших».

12 июня 1990 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР № 1556-1 «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик»[29]. В соответствии с этим законом, в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших, выявления фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств, на органы дознания возлагались обязанности по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что вновь принятый закон предусматривал необходимость допуска результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

На органы дознания указанным законом были возложены обязанности по выполнению оперативно-розыскных мероприятий с использованием звуко-, видеозаписи и кинофотосъемки. Тем же законом в Основы уголовного судопроизводства была введена дополнительная норма (ст. 35-1), в соответствии с которой допускалось прослушивание телефонных и иных переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств.